2-263/2022
24RS0040-01-2021-005464-79
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Норильск Красноярского края 17 февраля 2022 года
Норильский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Хлюпина А.Ю.,
при секретаре Лукиновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киселевой Н.В. к ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии, возложении обязанности включить периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Киселева Н.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии, возложении обязанности включить периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости, взыскании судебных расходов. Свои требования мотивировала тем, что 9.06.2021 она обратилась с заявлением в территориальное подразделение ответчика о назначении ей досрочной трудовой пенсии как лицу, непосредственно обслуживающему больных в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях, предусмотренных в списке №2 ХХIV подраздел "в", код позиции 2260000в-1754б, утвержденного Постановлением кабинета министров СССР от 26.01.1991г. №10, Постановлением Правительства от 18.07.2002г. №537. Решением ГУ –УПФР в г. Норильске Красноярского края (межрайонное) истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с не подтверждением стажа работы по Списку № 2 в период с 28.06.2004 по 31.12.2020 в качестве ... КГБУЗ ККПНД №5, так как не усматривается постоянная занятость в течение полного рабочего дня непосредственным обслуживанием больных в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждений. Считает такое решение незаконным и необоснованным. Полагает, что ответчиком не были учтены сведения в должностных инструкциях истца в оспариваемый период, данные о фактической трудовой функции, которая была связана с непосредственным обслуживанием основную часть рабочего времени(более 80 %) больных психиатрического профиля в соответствующем учреждении. На протяжении всего спорного периода в связи с осуществлением указанных функций ей предоставлялись дополнительные льготы, дополнительные дни отпуска, выплаты. Согласно карты специальной оценки условий труда от 29.12.2018 № 123А по должности медицинской сестры участковой диспансерного отделения поликлиники итоговый класс оценки условий труда по вредным (опасным) факторам -3.3. В том числе картой СОУТ предусмотрено наличие права на досрочное назначение страховой пенсии. Просит признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в г.Норильске № от 23.06.2021 незаконным. Обязать ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» период работы с 28.06.2004 по 31.12.2020 и с 1.01.2021 по 13.06.2021 в качестве ... КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер №5». Обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости на основании п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 14.06.2021(том 1,л.д.3-11).
В судебное заседание истец Киселева Н.В. не явилась, в представленном суду заявлении просила о рассмотрении дела в её отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объёме. Ранее в предварительном судебном заседании истец Киселева Н.В. пояснила, что на протяжении всего спорного периода на постоянной основе осуществляла в рамках должностных обязанностей функции по обслуживанию больных соответствующего профиля. При этом большую часть времени обслуживание осуществлялось в рамках приёма в поликлинике при содействии врачу, выписке направлений на обследования, сопровождении на процедуры, а часть времени в форме осуществляемого на постоянной основе патронажа больных на дому. Патронаж осуществлялся по заданию врача путем единоличного (без сопровождения иными лицами) посещения больных на дому с выполнением функций по оценке состояния больных, социальных условий, выяснению информации о фактическом приёме лечения, осмотре больных, их поведении. Информация о патронаже отражалась в журналах посещений, а собранные данные отражались от её имени в амбулаторных картах. При необходимости она делала больным инъекции. При осмотре отражались сведения о внешнем виде, наличии повреждений, поведении(том6,л.д.61-62).
Представитель ответчика ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин неявки в суд не представлено, также как и ходатайств об отложении судебного заседания.
Представитель третьего лица КГБУЗ ККПНД №5 Хохлова Т.Г. в судебное заседание не явилась, в представленном суду заявлении просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ранее в предварительном судебном заседании представитель третьего лица КГБУЗ ККПНД №5 Румянцева С.Ю. поддержала исковые требования в полном объеме и суду пояснила, что занятость истицы на соответствующем рабочем месте подтверждается полностью не только должностными инструкциями, но и приказами Министерства здравоохранения, которые определяют, чем занимается медсестра в диспансерном отделении, какую категорию граждан она обслуживает. Просит принять во внимание, что в судебном порядке неоднократно по соответствующей должности принимались решения в пользу работников о наличии права на включение спорных периодов в стаж, учитываемый для досрочного назначения пенсии(том6,л.д.61-62).
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.4,5,6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г., на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Согласно п.2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подп. «б» п.1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.30,31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с п.4 Правил от 11.07.2002 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня. При этом, в специальный трудовой стаж включаются периоды получения пособия по государственному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Понятие полного рабочего дня закреплено в п.5 Разъяснений Министерства труда РФ от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного Постановлением Министерства труда от 22.05.1996 № 29: под полным рабочим днем понимается выполнение работ в условиях труда, предусмотренных Списком № 2, не менее 80% рабочего времени.
Списком № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, право на льготное пенсионное обеспечение установлено работникам, непосредственно обслуживающим больных в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях и отделениях домов ребенка: средний и младший медицинский персонал (раздел «XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» (код 2260000-17546, 2260000в).
В письме Минздрава Российской Федерации от 23.08.1993 № 05-16/30-16 «О порядке применения раздела XXIV Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», уточнено право на пенсию на льготных условиях работников, занятых выполнением работ по «непосредственному обслуживанию больных» в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени). Согласно указанному письму «непосредственное обслуживание больных» - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Здесь же указаны виды деятельности среднего и младшего медицинского персонала, относящиеся к непосредственному обслуживанию больных (организация питания больных, раздачи пищи, индивидуальное кормление больных), а также примерные перечни должностей средних и младших медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка № 2.
В соответствии с Указанием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 26.04.1993 №1-31-У «О порядке применения раздела XXIV Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, о льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств», «непосредственное обслуживание больных» - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. В соответствии с действующим законодательством правом на пенсию на льготных условиях - имеют работники, занятые выполнением работ по непосредственному обслуживанию больных в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени).
В Приложении №1 к данному Указанию определены виды деятельности среднего медицинского персонала, относящихся к непосредственному обслуживанию больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел ХХIV Списка №2, то есть работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента: прием больных в учреждение, отделение; организация питания больных; контроль за лечебно-охранительным режимом; замена отсутствующего среднего медицинского персонала в отделении старшей медицинской сестрой (палатные, процедурные, перевязочные и т.д.); производство инъекций, манипуляций, процедур (лечебных и диагностических), забор материала для исследования, участие в проведении обезболивания и оказании анестезиологической, хирургической и реанимационной помощи больным; проведение занятий по лечебной физкультуре; осуществление различных видов массажа; лечение больных в объеме терапевтической, стоматологической помощи, санация полости рта; обследование и наблюдение инфекционных и туберкулезных очагов.
В Приложении №2 к данному Указанию определен примерный перечень должностей средних медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно - профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, и в соответствии с таким Приложением к таким должностям отнесена должность участковой медицинской сестры диспансера.
В соответствии с ч.1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти годы периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11,12 настоящего Федерального закона до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013г. №4500-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996г. №27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 9.06.2021 истец Киселева Н.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратилась с заявлением к ответчику о досрочном назначении страховой пенсии по старости по нормам п.2 ч.1 ст. 30 и ч.2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в г. Норильске Красноярского края № от 23.06.2021 истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по соответствующему основанию. Причиной отказа в назначении страховой пенсии указано не подтверждение стажа работы по Списку № 2. При этом в решении отражены установленные специалистами ответчика сведения на дату обращения в отношении истицы, страховой стаж – 24 года 6 месяцев 21 день, стаж работы в районах Крайнего Севера 16 лет 11 месяцев 3 дня. Исходя из Приложения к Решению ответчиком отказано во включении в стаж работы на соответствующих видах работ по Списку № 2 периода работы в должности ... отделения поликлиники КГБУЗ «ККПНД №5» с 28.06.2004 по 31.12.2020, так как не усматривается постоянная занятость в течение полного рабочего дня непосредственным обслуживанием больных в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждений (том 1,л.д.13-15).
Киселева Н.В. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования до начала спорного периода до 2004 года, страховой номер индивидуального лицевого счета 104-228-514 11(том 5,л.д.232).
В соответствии с данными, предоставленными работодателем об уплате страховых взносов (том 1,л.д.22-23,том 5,л.д.232-250, том 6 л.д. 1-38), данными исходя из содержания копии решения ответчика об отказе в назначении пенсии на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица Киселевой Н.В. в спорный период, за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы и отпусков по уходу за ребенком работодателем в органы ПФ РФ предоставлялись сведения о работе истца по Списку № 2, код позиции 2260000в-1754б, а также уплачивались страховые взносы с учетом соответствующих сведений.
В соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые ссылается.
Истцом и третьим лицом КГБУЗ «ККПНД №5» в обоснование доводов исковых требований представлена суду справка работодателя № 1849 от 8.10.2021 о периодах работы, дающих право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 30 ч.1 п.2 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ(том 1,л.д.22-23), копия личной карточки формы Т2(том 1,л.д.61-67), копии приказов о приёме и переводе на другую работу, трудового договора, должностных инструкций, положений об оплате труда, штатных расписаний учреждения, табелей учета рабочего времени, лицевых счетов, расчетных листов истца, журналов регистрации ежедневных посещений пациентов на дому медицинской сестры участковой Киселевой Н.В. за 2004-2019, выборочно копии страниц амбулаторных карт больных с отраженными сведениями о патронаже на дому, соответствующими по датам записям в журналах регистрации посещений больных на дому с 2004 по сентябрь 2021 года.
В предварительное судебное заседание, на дату рассмотрения дела по существу несмотря на длительность периода с момента поступления иска в суд и уведомления о назначении заседаний суда, ответчиком письменный отзыв, документы и сведения, имеющие значение для разрешения дела не представлены.
Оценивая содержание изложенных в оспариваемом решении ответчика об отказе в назначении пенсии доводов о том, что работа истицы в спорный период в должности участковой медицинской сестры не может быть включена в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с тем, что не подтверждена занятость непосредственным обслуживанием психических больных не менее 80 % рабочего времени, в том числе в связи с включением в рабочее время патронажа больных вне лечебного учреждения при отсутствии доказательств осуществления соответствующих манипуляций и непосредственного контакта с больными, суд учитывает следующее.
Из разъяснений Министерства труда и занятости населения Российской Федерации, данных в Письме от 28 сентября 1992 года N 1910-РБ "О льготном пенсионном обеспечении" следует, что по сообщению Минздрава России с развитием психиатрии во многих многопрофильных лечебно-профилактических учреждениях оборудованы отделения и кабинеты, куда поступают психические больные по направлению психдиспансеров и других психиатрических учреждений для лечения сопутствующих соматических заболеваний. Младший и средний медперсонал психиатрических, психосоматических, соматопсихиатрических отделений и кабинетов по характеру работы постоянно обслуживают психических больных. Нормативы численности обслуживающего персонала, продолжительность рабочего дня и отпуска, условия труда персонала этих отделений и кабинетов такие же, как у соответствующего персонала специализированных психиатрических и психоневрологических лечебных учреждений. В связи с изложенным, рекомендовано младшему и среднему медицинскому персоналу психиатрических, психосоматических, соматопсихиатрических отделений и кабинетов многопрофильных лечебных и лечебно-профилактических медицинских учреждений льготные пенсии назначать по Списку № 2, разделу XXIV.
Согласно Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 января 1993 года N 6 "О некоторых вопросах деятельности психиатрической службы" к внебольничным психиатрическим и психоневрологическим учреждениям относятся: психоневрологические диспансеры, диспансерные отделения психиатрических больниц, психиатрические диспансерные отделения и кабинеты городских, Центральных районных и районных больниц и поликлиник, которые осуществляют специализированную психиатрическую помощь взрослым и детям, страдающим психическими расстройствами, по территориально - участковому принципу.
Задачами внебольничных психиатрических и психоневрологических учреждений являются: амбулаторная консультативно-лечебная психиатрическая помощь населению, диспансерное наблюдение больных.
В соответствии с положениями ч.2 ст. 5 Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1"О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", все лица, страдающие психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи имеют право в том числе на психиатрическую помощь в наименее ограничительных условиях, по возможности по месту жительства.
В силу ч.2 ст. 16 указанного закона, для обеспечения лиц, страдающих психическими расстройствами, психиатрической помощью и их социальной поддержки государство создает все виды организаций, оказывающих психиатрическую помощь, по возможности по месту жительства пациентов.
Пунктом 2.2 Устава КГУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 5», утвержденного приказом Министра здравоохранения Красноярского края от 9.08.2016 года, предусмотрено, что предметом его деятельности является, в числе прочих, оказание специализированной медицинской помощи гражданам, страдающим психическими заболеваниями и(или) пограничными нервно-психическими расстройствами, включая диагностику, лечение и медицинскую реабилитацию(том1. л.д. 86).
Из представленной копии трудовой книжки Киселевой Н.В. следует, что с 24.06.2004 по настоящее время она занимает должность ...»(том 1, л.д. 16-21).
Исходя из содержания представленных суду копий штатного расписания учреждения в спорный период 2004-2016 г.г. в штате учреждения в качестве структурного подразделения поликлиники имеется диспансерное отделение с наличием единиц ..., для которой предусмотрено осуществление выплаты надбавки за вредность в размере 30 %, в том числе на основании п.п. 3.1 Примерного положения об оплате труда работников краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 01.12.2009 N 619-п, п.п. 6.3 Приложения № 2 к указанному Положению(Врачи и средний медицинский персонал участковой службы психоневрологических (наркологических) учреждений (подразделений).
Из должностных обязанностей истца (Должностная инструкция от 29.01.2004) следует, что ... обязана подготавливать амбулаторный приём врача, своевременно получать результаты лабораторных исследований, заполнять бланки направления на исследования, сопровождать больных в обострении в приёмный покой, процедурный кабинет, в лабораторию, уметь оказать неотложную помощь возбужденным больным, контролировать своевременную явку больных на приём к участковому врачу(под опекой, социально-опасных, после стационара, инвалидов и т.д.), осуществлять патронаж на дому социально-опасных больных, при необходимости госпитализировать, осуществлять патронаж больных под опекой и инвалидов, проводить им медицинские назначения(по назначению врача), а также больным, отказывающимся посещать поликлинику по бредовым мотивам, своевременно вызывать больных на приём, согласно записи участкового врача(том 1,л.д.50-51). В соответствии с Должностной инструкцией от 5.03.2005 оказывает участковому врачу – психиатру участкового помощь во время приема больных, осуществляет функции, не требующие врачебной компетенции, при возбуждении психического больного оказывает содействие врачу-психиатру; сопровождает психических больных в состоянии обострения в процедурный кабинет, лабораторию, оказывает неотложную помощь возбужденным больным, посещает на дому психических больных, осуществляет патронаж психических больных находящихся под опекой и инвалидов, при необходимости проводит медицинские назначения (по назначению врача)(том 1,л.д.52-53). В соответствии с Должностной инструкцией, утвержденной 10.05.2018, медицинская сестра обязана во время приёма пациентов врачом-психиатром постоянно присутствовать в кабинете, заполнять соответствующие бланки при направлении на исследование и объяснять пациенту порядок прохождения и место проведения назначенных процедур, разъяснять методы подготовки, выполнять врачебные назначения по фармакотерапии пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения, при необходимости оказывать неотложную помощь пациенту под руководством врача-психиатра, сопровождать пациента в процедурный кабинет, вызвать бригаду скорой медицинской помощи, по распоряжению врача-психиатра посещать на дому пациентов с психическими расстройствами, находящихся на диспансерном наблюдении( с целью контроля соблюдения режима лечения, а также для изучения условий быта, соблюдения санитарно-гигиенических навыков и т.д.), в том числе пациентов, находящихся на активном диспансерном наблюдении, склонных к совершению общественно-опасных действий. а также совершивших общественно-опасные действия с целью обеспечения явки на приём к врачу-психиатру(том 1,л.д.54-60).
Из справки, выданной главным врачом КГБУЗ «КПНД №5» 8.10.2021 №, уточняющей особый характер работы или условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, усматривается, что Киселева Н.В. в оспариваемый период времени работала в качестве участковой медицинской сестры диспансерного отделения поликлиники с 28.06.2004 по (приказ № от 25.06.2004). Работала полный рабочий день на 1,0 ставку по непосредственному обслуживанию больных в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях, предусмотренных в списке №2 раздел ХХIV подраздел «в», код позиции 2260000в-1754б, утвержденного Постановлением от 18.07.2002г. № 537.
Основанием выдачи уточняющей справки явились: приказы по личному составу, должностная инструкция, личная карточка формы Т-2, лицевые счета по бухгалтерии, штатное расписание за 2004-2021 гг., Устав от 9.08.2016г., свидетельство о государственной регистрации 24 № от 06.08.2002.
Постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 №101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности или специальности» установлен перечень должностей и специальностей медицинских работников, организаций, а также отделений, палат, кабинетов и условий труда, работа в которых дает право на сокращенную 36 часовую неделю.
В указанный перечень входят психиатрические (психоневрологические) кабинеты для обслуживания граждан страдающих психическими заболеваниями.
В соответствии с картой аттестации рабочего места по условиям труда по должности медицинская сестра (участковая) диспансерного отделения поликлиники КГБУЗ «ККПНД №5» от 19.12.2012, класс условий труда по названной должности определен как 3,1; предусмотрено льготное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком N2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10, раздел ХХIV подраздел «в», код позиции 2260000в-1754б(том 1, л.д.68-71). Согласно карте № 123А специальной оценки условий труда от 25.04.2019, также подтверждено льготное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком N2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10, раздел ХХIV подраздел «в», код позиции 2260000в-1754б(том 1, л.д.72-74).
В соответствии со штатным расписанием учреждения на основании утвержденного Постановление Совета администрации Красноярского края от 01.02.2005 N 33-п Положения об оплате труда работников краевых государственных бюджетных и казенных учреждений здравоохранения" для среднего медицинского персонала участковой службы психоневрологических учреждений предусмотрена дополнительная надбавка в размере 30 %, как работающих в особо тяжелых и опасных условиях. В аналогичном порядке в дальнейшем соответствующие выплаты осуществлялись на основании п.п. 3.1 Примерного положения об оплате труда работников краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 01.12.2009 N 619-п, п.п. 6.3 Приложения № 2 к указанному Положению(Врачи и средний медицинский персонал участковой службы психоневрологических (наркологических) учреждений (подразделений), а также предусматривались дополнительного отпуска. Осуществление соответствующей доплаты за работу в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда в размере 30 % для истицы предусмотрена также Дополнительным соглашением к трудовому договору от 26.09.2013 года(том 1, л.д.34).
Исходя из содержания предоставленных учреждением статистических данных за весь спорный период на диспансерном учете в пределах участка, обслуживаемого истицей ежегодно находилось не менее 216 психических больных (том6, л.д. 39-56).
Исходя из пояснений истицы в предварительном судебном заседании, пояснений представителя третьего лица занятость Киселевой Н.В. в рамках трудовой деятельности по месту осуществления приёма в совокупности со временем осуществления патронажа диспансерных больных составляет более 80 %, что также подтверждается представленными табелями учета рабочего времени(том 3,л.д.1-133), расчетными листками и копиями лицевых счетов (том 3, л.д.134-250, том 4, л.д.1-87), журналом учета посещения находящихся на диспансерном учете больных с 6.07.2004 по 20.09.2021(том 4,л.д.88-250, том 5,л.д.1-207), и содержанием предоставленных выборочно (не менее 1 карты за месяц) копий амбулаторных карт с отражением сведений о результатах патронажа с 6.07.2004 по 23.09.2021 (том 6,л.д.67-222, том 7, л.д.1-120).
Из содержания должностных инструкций истца при сопоставлении их с данными о количестве состоящих на диспансерном учете больных соответствующего профиля, при нахождении на рабочем месте истец ежедневно одновременно с врачом психиатром обязана была контактировать с больными при проведении их приёма врачом.
Исходя из предоставленных третьим лицом копий журналов регистрации посещения на дому участковой медицинской сестры Киселевой Н.В. за спорные периоды, истицей в соответствующие периоды времени в рамках исполнения трудовой функции, вытекающей из должной инструкции ежедневно в рабочие дни осуществлялся патронаж(посещение на дому) диспансерных психиатрических больных по месту жительства с отражением данных о конкретном пациенте, возрасте, шифре соответствующего диагноза, адресе посещения, времени посещения в пределах полутора часов при том, что отработанное рабочее время за день по табелю составляет 7 часов 12 минут. То есть время посещения больных на дому составляет не более 17 % от общего объема рабочего времени (90 минут из 522 минут в пределах рабочего дня). При этом при оценке достоверности сведений в журнале учета посещений суд при сопоставлении записей с копиями амбулаторных карт выборочно за весь спорный период отмечает соответствие данных за исключением отдельных неточностей с отражением дат в пределах одного-двух дней. Из содержания должностной инструкции, данных о характере заболеваний состоящих на учете лиц, посещение(патронаж) на дому осуществлялись истцом в том числе в отношении лиц, проходящих лечение в связи с совершением в болезненном состоянии общественно-опасных деяний.
Как следует из материалов дела, работодателем в Пенсионный фонд РФ подавались сведения о льготном характере труда истицы применительно к нормам п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ (пп. 2 ч. 1 ст. 27 ФЗ-173), что не оспаривалось в судебном заседании сторонами.
С учетом совокупности представленных сторонами доказательств, в том числе вышеперечисленных документов, исходя из содержания должностной инструкции участковой медицинской сестры диспансерного отделения, положений Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1"О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" суд приходит к выводу, что обслуживание психических больных на дому, осуществляемое в спорный период истицей, является реализацией гарантий, установленных государством при оказании психиатрической помощи гражданам. Доводы о том, что истицей в рамках должностных обязанностей непосредственно не осуществлялись манипуляции, связанные с непосредственным контактом с соответствующей категорией больных, по мнению суда, не могут свидетельствовать об отсутствии оснований для вывода о непосредственном обслуживании больных соответствующей категории, так как организация помощи в приёме больных врачу психиатру на рабочем месте и посещение (патронаж) предполагали непосредственное общение с больными, осуществление при непосредственном контакте сбора данных о состоянии больных в целях изложения этих данных в учетных картах и медицинской документации, последующей организации врачом назначений для лечения, а характер заболеваний больных предполагал возможность проявления тех или иных реакций психических больных при общении, также как и при осуществлении приёма в лечебном учреждении врачом психиатром.
На основании изложенного, выполняемая истцом работа в качестве участковой медицинской сестры диспансерного отделения поликлиники КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер №5» соответствовала выполнению функций среднего медицинского персонала в течение полного рабочего дня в психиатрических или психоневрологических учреждениях здравоохранения.
Выводы специалистов ответчика в обжалуемом решении об отказе в назначении пенсии о том, что отсутствуют доказательства выполнения истцом льготной работы в течение полного рабочего дня, представляется суду несостоятельными, так как опровергаются содержанием исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, подтверждающих как факт полной занятости не менее 80% рабочего времени, так и наличие особых условий труда Киселевой Н.В. в спорный период работы в соответствующей должности.
Вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, ответчиком суду в целях опровержения доводов истца и предоставленных суду доказательств результаты проведенной специалистами ответчика документальной проверки по месту работы истицы и выводы таковой не предоставлены. Судом доказательств, которые бы опровергали изложенный выше вывод не получено.
Установив указанные обстоятельства, исследовав представленные сторонами доказательства, в том числе записи в трудовой книжке истца, лицевые счета, штатные расписания, из которых следует, что Киселева Н.В. работала на полную ставку в течение полного рабочего дня в КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер №5», получала доплату за вредные условия труда, в штатном расписании диспансера имелась должность медицинской сестры участковой диспансерного отделения поликлиники, в спорный период истице выплачивалась доплата и предоставлялся дополнительный отпуск за работу с вредными условиями труда, руководствуясь ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, Указаниями Министерства социальной защиты населения РФ от 26.04.1993 N 1-31-У, Разъяснениями Министерства труда и занятости населения РФ от 22.05.1996 N 5, разъяснениями, данными в письме Министерства труда и занятости населения РФ от 28.09.1992 N 1910-РБ "О льготном пенсионном обеспечении", суд приходить к выводу о наличии оснований для включения спорного периода работы с 28.06. 2004 в качестве участковой медицинской сестры диспансерного отделения поликлиники КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер №5» в стаж работы на соответствующих видах работ по Списку № 2, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы и отпуска по уходу за детьми. При этом суд исходит из доказанности работы истца в должности с вредными условиями труда, включенных в Список N 2, постоянно и на полной ставке непосредственно в течение полного рабочего дня. Суд принимает во внимание, что предметом спора между истцом и ответчиком исходя из обжалуемого решения об отказе в назначении пенсии являлось разрешение вопроса о включении в стаж периода работы до 13.06.2021 в связи с чем исходя из продолжения работы истца на 13.06.2021 в указанной должности, полагает необходимым разрешить требования в указанных пределах с возложением обязанности на ответчика включения в соответствующий стаж периода работы истца до 13.06.2021 года включительно.
Принимая во внимание, что оспариваемый период работы подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и стаж работы на соответствующих видах работ Киселевой Н.В. превышал на 13.06.2021 требуемый законом 12 лет 6 месяцев, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания обжалуемого решения ответчика незаконным, и, руководствуясь положениями ч.2 ст. 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400 -ФЗ "О страховых пенсиях", приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности по назначению Киселевой Н.В. досрочной страховой пенсии по старости с 14.06.2021 исходя из даты обращения в пенсионный орган и даты достижения истцом возраста 45 лет.
В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ с учетом удовлетворения исковых требований с ответчика подлежат взысканию в пользу истца понесенные последней расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Киселевой Н.В. -удовлетворить.
Признать решение ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ по г. Норильску (межрайонное) № от 23.06.2021 об отказе в назначении Киселевой Н.В. досрочной страховой пенсии по старости незаконным.
Обязать ГУ – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красноярскому краю включить Киселевой Н.В. в стаж работы на соответствующих видах работ по Списку № 2, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы в качестве ... КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 5» с 28.06.2004 года по 13.06.2021 года.
Обязать ГУ – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красноярскому краю назначить Киселевой Н.В. досрочно страховую пенсию по старости по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 14.06.2021 года.
Взыскать с ГУ – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красноярскому краю в пользу Киселевой Н.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в месячный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья: А.Ю. Хлюпин
Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2022 года.
Председательствующий судья: А.Ю. Хлюпин