Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-356/2022 (3а-2445/2021;) ~ М-2295/2021 от 14.12.2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 марта 2022 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.

при секретаре Мешковой Е.В.

с участием прокурора Пижамовой О.И.

представителя административного истца по доверенности Кияйкина А.В..

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 3а-356/2022 по административному исковому заявлению Матвеевой И.В. о признании недействующими нормативных правовых актов в части,

У с т а н о в и л :

Матвеева И.В. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующими со дня принятия пункт Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, пункт Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, пункт Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года № 2201, пункт Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014.

Требования обоснованы тем, что в Перечни включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером , которое не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку используется административным истцом в личных целях. Включение нежилого помещения в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица и нарушает права и законные интересы административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Кияйкин А.В. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений Самарской области представило письменные возражения. в которых сослалось на то, что нежилые помещения. расположенные на первых этажах многоквартирных жилых домов используется по офисы или торговые объекты, объекты общественного питания или бытового обслуживания, поэтому министерство включило нежилое помещение в Перечни на 2018-2020 годы исходя из отнесения его к объектам, предусмотренным ппю2 п.1 ст. 378.2 НКРФ. Кроме того, 14.09.22 года был произведен осмотр объекта недвижимости, в ходе которого установлено, что он используется по офис туристического агентства «пять континентов».

Заинтересованное лицо- ГБУ СО «ЦРР» не направило в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат частичному удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 18 октября 2017 года № 1647, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год.

Приказом от 29 октября 2018 года № 1608 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год.

Приказом от 7 октября 2019 года № 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год.

Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержден приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014.

Нежилое помещение с кадастровым номером включено в Перечень на 2018 год под , в Перечень на 2019 год -под пунктом , в Перечень на 2020 год – под пунктом , в Перечень на 2021 год - под пунктом .

Приказ министерства от 18 октября 2017 года № 1647 опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1 - 90)),"Волжская коммуна", N 283(30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91 - 16435)), "Волжская коммуна", N 285 (30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436 - 20775)), "Волжская коммуна", N 297(30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776 - 34378)).

Приказ министерства № 1608 от 29 октября 2018 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308(30543), 20.11.2018.

Приказ министерства от 7 октября 2019 года № 2201 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в издании "Волжская коммуна", N 158(30741), 23.10.2019 года.

Приказ министерства от 19 октября 2020 года № 2014 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании "Волжская коммуна", N 171(30955), 21.10.2020.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что Матвеевой И.В. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером площадью 66,9 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение имеет назначение и наименование - нежилое помещение.

Нежилое помещение расположено в здании многоквартирного жилого дома с кадастровым номером .

Здание многоквартирного жилого дома располагается на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования: по строительство жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, художественными мастерскими и трансформаторной подстанции.

По сведениям технического паспорта, выполненного по состоянию на 30 октября 2006 года, в нежилом помещении располагаются помещение, подсобное помещение, кабинет, санузел.

Мероприятия по определению вида фактического использования нежилого помещения на даты утверждения Перечней на 2018, 2019, 2020 годы административным ответчиком не проводились.

Суду представлен акт осмотра объекта недвижимого имущества. выполненный ГБУ СО «ЦРР» 14 сентября 2020 года, из которого следует, что в нежилом помещении с кадастровым номером располагается офис ( площадью 49,7 и 10,3 кв.м), комната приема пищи (площадью 4,2 кв. м), санузел ( площадью 2,7 кв. м).

Представитель административного истца не согласился с выводами данного акта, сославшись на то, что нежилое помещение не имеет признаков офиса и офисной инфраструктуры, в нем нет средств связи и оргтехники, помещения для приема клиентов, деятельность туристической фирмы «Пять континентов», директором и учредителем которой является Матвеева И.В., в указанном помещении не ведется, в фирме отсутствуют другие сотрудники, всю работу она ведет на дому через Интернет, нежилое помещение ею приобретено для дочери, занимающейся в этом помещении вокалом и рисованием.

Судом допрошен Скуратов А.А., участвовавший в осмотре объекта недвижимости, который пояснил, что комиссия пришла к выводу о том, что нежилое помещение имеет признаки офиса в связи с наличием в помещении офисной мебели: стола и стульев.

Из приложенных к акту осмотра фотографий невозможно определить, являются ли помещения № 2 и № 3 офисным и централизованным приемным помещениями.

Принимая во внимание пояснения представителя административного истца, пояснения Скуратова А.А., суд приходит к выводу о том, что бесспорных достоверных доказательств фактического использования нежилого помещения в качестве офисного объекта не имеется.

Согласно пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Таким образом, сведения Единого государственного реестра недвижимости, сведения технического учета, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, частью которого является нежилое помещение, не подтверждают назначение нежилого помещения в качестве торговых или офисных объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

Отсутствие осмотров помещения на дату утверждения Перечней на 2018-2020 год, противоречивые обстоятельства, установленные в ходе осмотра помещения 14 сентября 2020 года, не позволяют суду прийти к выводу об использовании нежилого помещения в качестве офисного объекта.

Доводы административного ответчика о том, что нежилые помещения. расположенные на первых этажах многоквартирных жилых домов используется по офисы или торговые объекты, объекты общественного питания или бытового обслуживания, суд считает несостоятельными. поскольку они не подтверждены достоверными доказательствами.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что нежилое помещение с кадастровым номером необоснованно включены в Перечни на 2018, 2019, 2020, 2021 годы, в связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2018, 2019, 2020, 2021 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требования Матвеевой И.В. удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером .

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в него под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером .

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года № 2201, в части включения в него под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером .

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014, в части включения в него под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 9 марта 2022 года.

3а-356/2022 (3а-2445/2021;) ~ М-2295/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Матвеева И.В.
Прокуратура Самарской области
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
Юрисконсульт отдела правового и кадрового обеспечения Скуратов А.А.
ГБУ СО "ЦРР"
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
14.12.2021Регистрация административного искового заявления
15.12.2021Передача материалов судье
16.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
16.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.01.2022Судебное заседание
03.02.2022Судебное заседание
14.02.2022Судебное заседание
01.03.2022Судебное заседание
03.03.2022Судебное заседание
09.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
22.06.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
07.07.2022Судебное заседание
07.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее