Дело № 2-100/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Омская область р.п. Москаленки 25 февраля 2020 года
Москаленский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Барабанова А.Н.,
при секретаре Руденко О.В.,
с участием помощника прокурора Москаленского района Омской области Хамитова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Москаленского района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Новоцарицынского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области о наложении обязанности разместить на официальном сайте в сети «Интернет» информацию о результатах проведения специальной оценки условий труда,
установил:
Прокурор Москаленского района Омской области обратился в суд исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Новоцарицынского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области о наложении обязанности разместить на официальном сайте в сети «Интернет» информацию о результатах проведения специальной оценки условий труда.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Москаленского района проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности администрации Новоцарицынского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области, в результате которой в деятельности администрации были выявлены нарушения Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", выразившиеся в том, что на официальном сайте образовательного учреждения не размещены сводные данные о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.
В адрес администрации прокуратурой района было направлено представление об устранении нарушений, которое рассмотрено, но меры, направленные на устранение нарушений, не приняты, вследствие чего прокурор был вынужден обратиться в суд с настоящими исковыми требованиями.
В судебном заседании помощник прокурора Москаленского района Омской области Хамитов А.С. заявленные исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, добавив, что нарушения на момент рассмотрения дела не устранены.
Представитель ответчика в представленном суду отзыве от 20 февраля 2020 года просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признал.
Суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, при этом, в соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно статье 22 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, при этом в силу положений, содержащихся в статье. 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, который обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее – Закон), предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.
Как указано в статье 3 Закона, специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Согласно статье 4 Закона, именно работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда.
В части 6 статьи 15 Закона указано, что работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом <данные изъяты> организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Из материалов дела следует и судом установлено, что прокуратурой Москаленского района Омской области была проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства администрации Новоцарицынского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области. В результате проверки выявлены нарушения, которые выразились в том, что на официальном сайте администрации не размещены сводные данные о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.
В адрес администрации прокуратурой района было направлено представление об устранении нарушений, которое рассмотрено, но меры, направленные на устранение нарушений, не приняты.
По мнению суда, обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда соответствуют права работников и государственных органов, связанные с требованиями их исполнения. Невыполнение работодателем своих обязанностей может служить основанием для отказа работника от работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью (ст. 379 ТК РФ), а также для привлечения виновных лиц к ответственности.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Результаты специальной оценки условий труда могут быть использованы работодателем во всех процедурах, связанных с охраной труда, что, в конечном итоге, будет направлено на защиту прав и законных интересов работников администрации на безопасные условия для осуществления трудовой деятельности.
С учетом установленных в судебном заседании фактических обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку направлены на защиту прав и законных интересов работников администрации.
По правилу, установленному пунктом 19 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются, вследствие чего с администрации Новоцарицынского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования прокурора Москаленского района Омской области удовлетворить.
Обязать администрацию Новоцарицынского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области разместить на официальном сайте в сети «Интернет» информацию о результатах проведения специальной оценки условий труда.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Москаленский районный суд Омской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья А.Н. Барабанов
УИД 55RS0020-01-2020-000123-75