№ 5-1143/2020 | |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания | |
19 октября 2020 года |
город Архангельск, набережная Северной Двины, д. 112 |
Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Попов Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 16.2 и ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении
общества с ограниченной ответственностью «Эко Шиппинг», зарегистрированного в едином государственном реестре юридических лиц 21.02.2012 за ОГРН 1122901001475, ИНН 2901223574, находящейся по адресу: г. Архангельск, ул. Причальная Исакогорки, д. 8, стр. 1,
установил:
31 июля 2019 года общество с ограниченной ответственностью «Эко Шиппинг» (далее также ООО «Эко Шиппинг») на судне «Беринг» ввезло на территорию Евразийского экономического союза печатные издания брошюра <данные изъяты> – 1 шт., буклеты <данные изъяты> – 2 шт., внесённые в федеральный список экстремистских материалов, а также журналы <данные изъяты> 2 шт., которые запрещены к ввозу, при этом не задекларировав их в установленном порядке.
По данному факту по результатам административного расследования уполномоченным должностным лицом Архангельской таможни были составлены протоколы об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 16.2 и с. 16.3 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник ООО «Эко Шиппинг» по доверенности Мазо Д.Л. против привлечения к ответственности возражал по основаниям, изложенным в письменном объяснении.
Выслушав защитника, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Законом – п. 1 ст. 127 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) – установлено, что товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, и иные товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, для нахождения и использования на таможенной территории Союза, вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств - членов в соответствии с Договором о Союзе, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер (часть 2 статьи 7 ТК ЕАЭС).
В соответствии со ст. 46 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и п.п. 4 и 37 Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) Коллегия Евразийской экономической комиссии решила: ввести на таможенной территории Евразийского экономического союза следующие единые меры нетарифного регулирования: запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза товаров по перечню согласно приложению № 1 (ст. 1 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии «О мерах нетарифного регулирования» от 21.04.2015 № 30).
В разделе 1.3 Приложения № 1 указано, что к ввозу и вывозу запрещены печатные и аудиовизуальные материалы, содержащие призывы к осуществлению экстремистской и террористической деятельности или публичное оправдание терроризма; печатные и аудиовизуальные материалы, содержащие информацию, которая может причинить вред политическим или экономическим интересам государств - членов Евразийского экономического союза, их государственной безопасности, здоровью и нравственности граждан.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 КоАП РФ.
Административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, установлена ст. 16.3 КоАП РФ.
Факт совершения ООО «Эко Шиппинг» административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 16.2 и ст. 16.3 КоАП РФ, помимо протоколов об административных правонарушения, подтверждается копиями протокола обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств от 31.07.2019 с фототаблицами, генеральной декларации, свидетельства о праве собственности на судно, свидетельства о государственной регистрации юридического лица, выпиской из ЕГРЮЛ, устава ООО «Эко Шиппинг» (Том 1 л.д. 200-212), протоколами опросов свидетелей <данные изъяты>., заключением эксперта от 06.08.2020 № 20/20.
Оснований не доверять указанным доказательствам судья не имеет. Каких-либо данных, свидетельствующих о предвзятости или заинтересованности свидетелей и сотрудников таможни в исходе дела, в судебном заседании не добыто.
Оценивая представленные доказательства, с учётом отсутствия случаев, предусмотренных ст. 16.4 КоАП РФ, судья квалифицирует деяние ООО «Эко Шиппинг» по ч. 1 ст. 16.2 и ст. 16.3 КоАП РФ как недекларирование по установленной форме (письменной) товаров, подлежащих декларированию, а также как несоблюдение установленных запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
Вина ООО «Эко Шиппинг» в рассматриваемом случае выразилась в том, что оно не обеспечило соблюдение требований таможенного законодательства.
Доказательств, свидетельствующих о принятии ООО «Эко Шиппинг» всех зависящих от него мер по соблюдению таможенного законодательства, а также доказательства объективной невозможности принятия им мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, материалы дела не содержат, что свидетельствует о наличии вины ООО «Эко Шиппинг» в совершении вменённого ему административного правонарушения.
С учётом формального характера состава правонарушения, выраженного в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения таможенных норм, количество и стоимость ввезённых товаров не свидетельствуют о малозначительности правонарушения.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу части 2 указанной статьи при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Согласно протоколам об административных правонарушениях нарушения, допущенные ООО «Эко Шиппинг», имели место при совершении одного деяния, а именно ввоза запрещённых печатных материалов.
Санкция ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Санкция ст. 16.3 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Следовательно, ООО «Эко Шиппинг», совершив одним деянием административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 и ст. 16.3 КоАП РФ, подлежит привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания, в данном случае - ст. 16.3 КоАП РФ.
При назначении ООО «Эко Шиппинг» административного наказания судья на основании положений ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитывает общественно опасный характер совершенного им административного правонарушении, имущественное и финансовое положение правонарушителя, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств (ст.ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ) не установлено.
Поскольку административное правонарушение совершено ООО «Эко Шиппинг» по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами и недостаточного контроля со стороны юридического лица, судья считает возможным назначить наказание в виде конфискации товаров, явившихся предметами административного правонарушения, без штрафа.
Процессуальные издержки по делу отсутствуют.
Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 16 октября 2020 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.10-29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
признать общество с ограниченной ответственностью «Эко Шиппинг» виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 16.2 и ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и на основании ч. 2 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначить ему административное наказание в виде конфискации товаров, явившихся предметами административного правонарушения, без штрафа, а именно: брошюры <данные изъяты> 1 шт.; брошюр <данные изъяты> - 2 шт.; буклетов <данные изъяты> 2 шт., изъятых по протоколу изъятия вещей и документов от 18.10.2019.
Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Ю.А. Попов