УИД 60RS0025-01-2024-000467-75 Дело № 2а-265/2024
Решение
Именем Российской Федерации
26 августа 2024 года п. Струги Красные
Стругокрасненский районный суд Псковской области в составе судьи Богдановой Е. В.,
при секретаре Кучмистовой Е.В.,
с участием и. о. прокурора Струго-Красненского района Псковской области Моховиковой Н. А., представителя ответчика - Администрации Струго-Красненского муниципального округа Псковской области - Анисимова А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению и. о. прокурора Струго-Красненского района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Струго-Красненского муниципального округа об обязании организовать места накопления крупногабаритных отходов на территории муниципального округа,
установил:
И.о. прокурора Струго-Красненского района в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением указывая, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления. Проверкой установлено, что на территории муниципального образования «Струго-Красненский муниципальный округ» специальные площадки для складирования крупногабаритных отходов (далее КГО) потребления не созданы, что является нарушением законодательства об отходах производства и потребления и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, влечет несанкционированное размещение КГО на территории муниципального образования.
Согласно информации Администрации округа от 24.06.2024 работы по устройству одной площадки для сбора крупногабаритных отходов инициированы путем направления заявки в ЗАО ДСПМК «Стругокрасненская» о выполнении работ по обустройству такой площадки. Вместе с тем указанные работы по состоянию на дату подачи искового заявления не выполнены. Кроме того, единственная площадка для сбора крупногабаритных отходов на территории муниципального образования с численностью населения свыше 9 тысяч человек не может обеспечить надлежащее накопление крупногабаритных отходов, в будущем создаст трудности для населения, проживающего удалённо от места предполагаемого обустройства площадки для КГО (ул. Промышленная п. Струги Красные).
При этом, как следует из п. 4 СанПиН 2.1.3684-21, расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Выявленные нарушения создают угрозу экологической обстановке на территории округа, нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с полномочиями, предоставленными ему ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ, и.о. прокурора Струго-Красненского района просил обязать Администрацию Струго-Красненского муниципального округа в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать предусмотренные п. 11 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, места накопления (складирования) крупногабаритных отходов на территории муниципального образования «Струго-Красненский муниципальный округ».
В процессе рассмотрения дела и.о.прокурора уточнила исковые требования, просила суд обязать ответчика:
- в срок до 31.12.2024 организовать предусмотренные п. 11 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, 2 (два) места накопления (складирования) крупногабаритных отходов на территории муниципального образования «Струго-Красненский муниципальный округ», соответствующие п. 3 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3;
- в срок до 31.12.2025 организовать предусмотренные п. 11 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156, 3 (три) места накопления (складирования) крупногабаритных отходов на территории МО «Струго-Красненский муниципальный округ», соответствующие п. 3 САНПИН 2.1.3684-21, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3.
В судебном заседании и.о. прокурора Струго-Красненского района Псковской области Моховикова Н. А. уточненные исковые требования поддержала, пояснила суду, что уточнение исковых требований произведено с учетом проведенного совместного с Главой Администрации Струго-Красненского округа оперативного совещания и с учетом финансовых возможностей ответчика.
Представитель ответчика – Администрации Струго-Красненского муниципального округа - Анисимов А.Л. в судебном заседании уточненные исковые требования признал, показал, что последствия признания иска в виде удовлетворения судом исковых требований ему понятны, и он с ними согласен.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 4 ст. 8 Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федерального закона № 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских (муниципальных) округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ твердыми коммунальными отходами являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156), установлено, что крупногабаритные отходы (далее - КГО) - это твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
В силу п. 15 Правил № 1156 потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 11 Правил № 1156, по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование КГО осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
В соответствии с п. 3 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 (далее - СанПин 2.1.3684-21), на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены специальные площадки для накопления КГО, которые должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Пунктом 6 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что на контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального округа отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).
Исходя из указанных положений законодательства на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию на территории муниципального образования условий для складирования КГО.
По смыслу п.п. 11, 13.1 Правил № 1156, сведения о местах накопления КГО вносятся в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов уполномоченным органом местного самоуправления.
Как следует из Реестра размещения мест (площадок) накопления ТКО на территории ГП «Струги Красные», утвержденного Постановлением Администрации городского поселения «Струги Красные» № от 13.02.2019, с изменениями, внесенными в него Постановлением № от 07.04.2022, места (площадки) накопления КГО на территории городского поселения «Струги Красные» отсутствуют.
Как следует из материалов дела, в прокуратуру района неоднократно поступали обращения граждан по факту отсутствия организации сбора и вывоза крупнобытовых отходов на территории Струго-Красненского муниципального округа, в связи с чем 19.02.2024 прокуратурой района в адрес главы муниципального округа Волкова А.А. было направлено информационное письмо (л.д. 10-13).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Администрацией Струго-Красненского муниципального округа допущены нарушения законодательства об отходах производства и потребления, выразившееся в необустройстве мест (площадок) накопления крупногабаритных отходов потребления. Выявленные факты приводят к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки и негативно влияют на состояние природной среды, создают реальную угрозу эпидемиологического заболевания населения, нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду, что недопустимо.
Как установлено судом, в целях выполнения работ по обустройству контейнерных площадок для размещения ТКО на территории муниципального округа Администрацией округа 19.04.2024 заключен договор подряда № с ЗАО ДСПМК «Стругокрасненская». Согласно договору количество площадок определяется по заявке Заказчика. Дополнительным соглашением от 12.07.2024 к договору подряда установлено обязательство подрядчика на обустройство площадок для сбора крупногабаритных ТКО на территории Струго-Красненского муниципального округа.
20.06.2024 Администрацией Струго-Красненского муниципального округа направлена заявка № подрядчику на установки площадки для накопления крупногабаритных отходов на пер. Промышленном поселка Струги Касные.
Как следует из уточненного искового заявления, а также из Протокола оперативного совместного совещания и.о. прокурора с заместителем Главы Администрации Струго-Красненского муниципального округа от 22.08.2024, в соответствии с условиями договора на день принятия решения судом одна площадка для сбора КГО обустроена на переулке Промышленном поселка Струги Красные; до конца 2024 года планируется обустроить еще две таких площадки в деревне Пятчино и в селе Новоселье; в 2025 году Администрация планирует обустроить еще три площадки для размещения КГО, предварительное место которых – д. Щир, д.Лудони Струго-Красненского района, ул. Мира поселка Струги Красные. Оборудование указанных мест для сбора КГО обеспечено финансами.
При таких обстоятельствах суд считает признание иска представителем ответчика подлежащим принятию судом, так как оно не противоречит закону и не нарушает прав и интересов других лиц, уточненные исковые требования находит законными, надлежащим образом обоснованными, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление и. о. прокурора Струго-Красненского района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Струго-Красненского муниципального округа удовлетворить.
Обязать Администрацию Струго-Красненского муниципального округа:
- в срок до 31.12.2024 организовать предусмотренные п. 11 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156, 2 (два) места накопления (складирования) крупногабаритных отходов на территории МО «Струго-Красненский муниципальный округ», соответствующие п. 3 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3;
- в срок до 31.12.2025 организовать предусмотренные п. 11 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156, 3 (три) места накопления (складирования) крупногабаритных отходов на территории МО «Струго-Красненский муниципальный округ», соответствующие п. 3 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Псковский областной суд через Стругокрасненский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 30.08.2024.
Судья Е. В. Богданова