Дело № года
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
21 декабря 2017 года <адрес>
Архаринский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Самойленко Л.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием помощника прокурора <адрес> Ёшина Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Аркадьевского сельсовета о возложении обязанности организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Аркадьевского сельсовета о возложении обязанности организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки. В ходе проверки исполнения органами местного самоуправления требований законодательства в сфере охраны окружающей среды установлено, что в трехстах метрах от знака населенного пункта «конец <адрес>» по подъездной дороге к <адрес> от трассы Архара-Грибовка, прилегающая территория засыпана различным бытовым мусором (стеклянные и пластиковые бутылки, пакеты, тряпки, бумаги). Указанный земельный участок находится в пределах территории Аркадьевского сельсовета. Возложенная законом на администрацию Аркадьевского сельсовета обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, контроль за состоянием благоустройства, обеспечением чистоты и порядка на территории округа в пределах своей компетенции, не выполняется, чем нарушаются права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду. Несанкционированное складирование мусора и бытовых отходов произошло вследствие невыполнения ответчиком обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующихся при жизнедеятельности населения. Бездействие администрации Аркадьевского сельсовета по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов по вышеуказанным адресам, в значительной степени приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека. Просит обязать администрацию Аркадьевского сельсовета организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки находящейся в трехстах метрах от знака населенного пункта «конец <адрес>» по подъездной дороге к <адрес> от трассы Архара-Грибовка в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Прокурор в судебном заседании на требованиях иска настаивал.
Представитель ответчика – администрации Аркадьевского сельсовета ФИО3 в судебном заседании исковые требования прокурора признал полностью.
Представитель третьего лица – администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и в ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ). Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.
В силу п. 1 ст. 11 Закона № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ч. 1 ст. 51 Закона № 7-ФЗ, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Пунктом 2 ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Как следует из ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.Закрепление в п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве вопроса местного значения поселения участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории поселения своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.
В соответствии с п. 19 ст. 7 Устава Аркадьевского сельсовета, к вопросам местного значения Аркадьевского сельсовета относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ в трехсот метрах от знака населенного пункта «конец <адрес>» по подъездной дороге к <адрес> от трассы Архара - Грибовка, прилегающая территория засыпана различным бытовым мусором (стеклянные и пластиковые бутылки, пакеты, тряпки, бумаги). Указанный земельный участок находится в пределах территории Аркадьевского сельсовета.
Таким образом, возложенная законом на администрацию Аркадьевского сельсовета обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, контроль за состоянием благоустройства, обеспечением чистоты и порядка на территории округа в пределах своей компетенции, не выполняются, чем нарушаются права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.
На основании ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 12 названного Федерального закона, захоронение отходов в границах населенных пунктов запрещается.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.
Несанкционированное складирование мусора и бытовых отходов произошло вследствие невыполнения ответчиком обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующихся при жизнедеятельности населения.
Бездействие администрации Аркадьевского сельсовета по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов по вышеуказанным адресам, в значительной степени приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.
В связи с вышеизложенным, суд считает, что требования прокурора о возложении обязанности на администрацию Аркадьевского сельсовета организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки, находящейся в трехстах метрах от знака населенного пункта «конец <адрес>» по подъездной дороге к <адрес> от трассы Архара-Грибовка в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Аркадьевского сельсовета о возложении обязанности организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки удовлетворить.
Обязать администрацию Аркадьевского сельсовета в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки, находящейся в трехстах метрах от знака населенного пункта «конец <адрес>» по подъездной дороге к <адрес> от трассы Архара-Грибовка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Л.А. Самойленко
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ