Дело №
Категория 2.211
УИД №RS0№-40
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
20 октября 2023 года <адрес>
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Сабаевой Л.С.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> к ФИО2 о признании нереализованного имущества собственностью Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
УФССП России по <адрес> обратилось в суд с иском <данные изъяты>
Исковые требования мотивированы тем, что в МОСП по ИОИП и розыску УФССП России по <адрес> на исполнении находится исполнительное производство №-ИП в отношении должника ФИО2 Судебным приставом-исполнителем в ходе исполнительного производства установлено, что должнику ФИО2 на праве собственности принадлежит автомобиль ГАЗ 6611, 1993 года выпуска, VIN XTH00611N0721258, г/н M 512 АЕ 04, на который судебным приставом-исполнителем наложен арест. Стоимость арестованного автомобиля составляет 354 292 рубля 50 копеек. Взыскателю направлено предложение оставить нереализованное имущество за собой, однако государственный орган не может принять в счет погашения задолженности указанное имущество, так как отсутствует нормативный документ, регламентирующий порядок его принятия.
В судебном заседании представители истца УФССП России по <адрес> ФИО5, ФИО6 исковые требования в уточненном исковом заявлении поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Третьи лица МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес>, СУ СК РФ по <адрес> представителя в суд не направили, при надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела.
Из материалов дела следует, что на исполнении в МОСП по ИОИП и розыску УФССП России по <адрес> в отношении должника ФИО2 находится исполнительное производство №-ИП, возбужденное на основании исполнительного листа ВС 001855092 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Чемальским районным судом Республики Алтай по уголовному делу №, предмет исполнения: уголовный штраф как дополнительный вид наказания в размере 4 993 360 руб. в пользу взыскателя СУ СК РФ по <адрес>.
Для установления имущественного положения должника судебным приставом-исполнителем направлены запросы в учетно-регистрирующие органы и судебным приставом-исполнителем установлено, что на имя должника ФИО7 зарегистрировано транспортное средство ГАЗ 6611, 1993 года выпуска, VIN XTH00611N0721258, г/н M 512 АЕ 04.
В рамках исполнительного производства №-ИП судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес> вынесено постановление о наложении ареста, ДД.ММ.ГГГГ составлен акт описи и ареста на вышеуказанное имущество – транспортное средство.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем направлена заявка о привлечении оценщика и судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении оценщика ООО «Оценка Алтая».
ДД.ММ.ГГГГ получен отчет об оценке №ГА-03.23 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 которому стоимость спорного транспортного средства составляет 472 390 рублей.
В соответствии с постановлением о принятии результатов оценки № от ДД.ММ.ГГГГ стоимость арестованного имущества составляет 401 531, 50 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о передаче имущества для принудительной реализации на комиссионных началах и заявка на реализацию арестованного имущества.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес> поступило уведомление о нереализации имущества. На основании ч. 10 ст. 87 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в тот же день судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о снижении цены имущества, переданного на реализацию, на 15 %.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес> поступило уведомление о нереализации имущества.
На основании ч. 12 ст. 87 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> ст. 160.1 БК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным Банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
Реализуя функции администратора соответствующих доходов федерального бюджета, ФССП России и ее территориальные органы, кроме прочего, в исполнительном производстве выступают в качестве взыскателей.
Возможность участия двух (и более) федеральных государственных органов на стороне взыскателя допустимо с точки зрения имеющейся нормативной базы. Федеральные органы исполнительной власти выступают в правоотношениях по поводу принудительного исполнения исполнительных документов не сами по себе, а в качестве органов одного-единственного субъекта-взыскателя – Российской Федерации.
Основными (в части доли суммы в общей структуре платежей) платежами, администрируемыми ФССП России, являются исполнительских сбор, расходы по совершению исполнительных действий, финансируемые из бюджета, административные штрафы по статьям КоАП РФ, подведомственным должностным лицам ФССП России, а также штрафы, назначенные за совершенные преступления, уголовные дела по которым возбуждались органами дознания ФССП России.
Основной задачей по исполнительным производствам является фактическое взыскание суммы задолженности. Однако государственный орган не имеет возможности принять в счет погашения задолженности имущество, поскольку в настоящее время отсутствует нормативный правовой акт, определяющий порядок его принятия.
Законодательством не определена процедура принятия государственными органами нереализованного имущества по исполнительным производствам, по которым они являются взыскателем, не установлены критерии, при которых они должны принимать и при которых они могут отказаться от принятия нереализованного имущества, не предусмотрен порядок выплаты разницы между стоимостью принимаемого имущества, когда его стоимость выше суммы долга по исполнительному производству, и т.д. Также не определен порядок принятия указанного имущества в федеральную собственность для последующей реализации.
Отсутствие в настоящее время в действующем законодательстве правового механизма принятия администраторами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в лице соответствующих органов государственной власти (государственных органов) нереализованного в принудительном порядке в рамках исполнительного производства как движимого, так и недвижимого имущества, не свидетельствует о невозможности в судебном порядке обратить взыскание на такое имущество и передать его в собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации либо муниципальных образований, путем прекращения права собственности у должника по исполнительному производству и признания права собственности за взыскателем в лице соответствующих публично-правовых образований, интересы которых защищает государственный орган в силу предоставленных ему законодательством полномочий.
Учитывая, что в исполнительном производстве государственные органы действуют не сами по себе, а от имени Российской Федерации, с точки зрения субъектного состава участников исполнительного производства, определенного в ч. 1 ст. 1 ст. 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», непосредственным взыскателем будет выступать ФИО1.
Ситуация, когда отсутствие правового регулирования, предусматривающего порядок принятия ФССП России и ее территориальными органами, а равно и другими государственными органами нереализованного имущества по исполнительным производствам, по которым они являются взыскателями, фактически приводит к прощению долга, что является недопустимым.
Действующее бюджетное законодательство не предусматривает осуществление операций по учету в составе доходов бюджетной системы Российской Федерации имущества в натуре, поскольку в силу ст. 6 БК РФ доходами бюджета являются поступающие в бюджет денежные средства, в связи с чем взыскатель-государственный орган лишен возможности принять такое имущество.
ФИО3 РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
ФИО3 п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органов исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг, функции по обособленному учету имущества, созданного и (или) приобретенного в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства, находящегося на территории Российской Федерации, права на которое переданы после их завершения государственным заказчикам-координаторам, государственным заказчикам либо исполнителям таких программ, подпрограмм, проектов и мероприятий от Российской Федерации, и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
В силу Положения, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности: приобретает в установленном порядке имущество в федеральную собственность, осуществляет передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность (п. 5.13); принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации (п. 5.35).
Решение суда об обращении в собственность государства имущества является основанием для принятия этого имущества Территориальным органом в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства».
Порядок передачи урегулирован также <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> к ФИО2 о признании нереализованного имущества собственностью Российской Федерации удовлетворить.
Прекратить право собственности <данные изъяты>
<данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья Л.С. Сабаева
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ