Дело № 2-2858/2023
64RS0045-01-2023-003198-18
Решение
Именем Российской Федерации
11 июля 2023 года город Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Беляковой И.А.,
при помощнике судьи Абрамове А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Егоровой З.В. к Нефединой Л.Л., третье лицо нотариус Миронова Елена Владимировна о признании права собственности в порядке наследования,
установил:
Истец обратились в суд с указанным исковым заявлением, в котором просит признать за Егоровой З.В. право общей долевой собственности в размере 43/100 долей на жилой дом площадью 83,5 кв.м. с кадастровым номером 64:48:030119:109, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования после умершей ФИО3.
Требования мотивированы тем, что истец является дочерью и наследником по закону умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, которой на праве общей долевой собственности принадлежал жилой площадью 83,5 кв.м. и земельный участок площадью 348 кв.м. по адресу: <адрес>. Право на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом возникло у ФИО3 на основании определения <адрес> народного суда г. Саратова от 03 июля 1974 года по дело № 2-1119 и не было впоследствии зарегистрировано в ЕГРН. Размер доли ФИО3 был изменен с 1/2 на 43/1000 доли на основании постановления администрации <адрес> от 21 октября 1997 года № 621 (указание в нем доли 47/100, с учетом доли второго сособственника является опиской). Сособственником указанного жилого дома является ФИО2, право общей долевой собственности которой на 57/100 долей в указанном доме зарегистрировано в ЕГРН. Жулидова Е.П. при жизни не успела зарегистрировать право общей долевой собственности на указанный выше жилой дом в ЕГРН.
На основании свидетельства о праве наследство по закону от 06 апреля 2023 года, выданного нотариусом ФИО1, истец зарегистрировала в ЕГРН право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Однако постановлением нотариуса от 06 апреля 2023 года №-н/64-2023-2 ФИО13 отказано в выдаче свидетельства о праве наследство по закону после умершей ФИО3 на 47/100 долей в праве общей долевой собственности на жилой доме по указанному адресу. Отказ мотивирован тем, что право общей долевой собственности на жилой дом не возникло, т.к. не было зарегистрировано в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Указывая, что правоустанавливающий документ определения Кировского районного народного суда г. Саратова от 03 июля 1974 года был зарегистрирован в БТИ в соответствии с действовавшим на тот момент порядком до введение в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имуществом и сделок с ним», а также с учетом отказа нотариуса в совершении нотариального действия, истец обратилась защитой своих прав в суд.
Истец Егорова З.В., извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении судебного заседания не представила. Представитель Егоровой З.В. Басыров О.О. в ходе рассмотрения дела исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Ответчик, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не представлено.
Третье лицо нотариус Миронова Е.В., извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении судебного заседания не представлено.
Суд в порядке ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (ч. 2 ст. 1141 ГК РФ).
В судебном заседании установлено, что 21 марта 2022 года умерла ФИО3, являющаяся наследодателем.
В состав наследства умершей ФИО3 вошли, в том числе, жилой дом площадью 83,5 кв.м. с кадастровым номером 64:48:030119:109 (43/100 доли в праве общей долевой собственности) и земельный участок площадью 348 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.
Наследником первой очереди по закону после смерти Жулидовой Е.П. является истец Егорова З.В., являющиеся дочерью Жулидовой Е.П., что подтверждается копией свидетельства о рождении, материалами наследственного дела №, открытого нотариусом нотариального округа <адрес> ФИО9 Также согласно свидетельству о рождении I-РУ №, в момент рождения Егоровой З.В. (Пащенко З.В.) фамилия ее матери была Кузьмина.
06 апреля 2023 года нотариусом Мироновой Е.В. выдано истцу свидетельство о праве на наследство по закону на земельный участок площадью 348 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.
Также из сведений ЕГРН следует, что право общей долевой собственности Жулидовой Е.П. на долю в праве собственности на жилой дом по адресу <адрес>, не зарегистрировано.
Как следует из постановления нотариуса от 06 апреля 2023 года № 64/75-н/64-2023-2 свидетельство о праве на наследство по закону на жилой дом, нотариусом Мироновой Е.В. не выдавалось, поскольку право общей долевой собственности наследодателя на жилой дом не было оформлено в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Указанные обстоятельства послужило основанием для обращения истца в суд.
Согласно п. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Согласно п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9) разъяснено, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать также совершение иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст. 1154 ГК РФ.
Как указано в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ). В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования, пункт 4 статьи 1152 ГК РФ). Так, если наследодателю или реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ), а в случае реорганизации - с момента завершения реорганизации юридического лица (статья 16 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Наследник или вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственный регистратор), после принятия наследства или завершения реорганизации. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
Согласно пункту 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании абзаца 2 пункта 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В подтверждение наличия у наследодателя Жулидовой Е.П. права общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, и нахождения указанного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 64:48:030119:354, истцом представлены следующие документы:
3/4 определение Кировского районного народного суда г. Саратова от 03 июля 1974 года по дело №, которым признано право собственности Кузьминой Ольги Павловны и Кузьминой Елены Павловны – по 1/2 доле каждой;
3/4 постановление администрации Кировского района г. Саратова от 21 октября 1997 года № 621, которым утверждено мировое соглашение между совладельцами в пользовании домом по адресу: <адрес>, ФИО6 и ФИО3 (57/100 и 47/100 долей соответственно). Изменение размера долей сособственников произошло в связи с оформлением Чумаковым Л.Ю. документов на жилую пристройку и сени к части дома, что следует из постановления администрации Кировского района г. Саратова от 25 сентября 1997 года;
3/4 договор купли-продажи недвижимости от 11 ноября 1997 года, заключенный между Чумаковым Л.Ю. (продавец) и Нефединой Л.Л. (покупатель), согласно которому последняя приобрела 57/100 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес>., указанный договор и право общей долевой собственности Нефединой Л.Л. зарегистрировано в ЕГРН;
3/4 свидетельство о праве на наследство по закону на земельный участок площадью 348 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, выданное Егоровой З.В. от 06 апреля 2023 года.
Анализ вышеприведенных документов в их совокупности позволяет суд прийти к выводу о том, что жилой дом с кадастровым номером 64:48:030119:109 расположен на земельном участке площадью 348 кв.м., с кадастровым номером: 64:48:030345:179, по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок принадлежит на основании свидетельства о праве на наследство по закону истцу Егоровой З.В. после смерти предыдущего собственника Жулидовой Е.П. На момент смерти наследодателя указанный жилой дом принадлежал на праве общей долевой собственности Жулидовой Е.П. (Кузнецовой Е.П. на момент принятия Кировским районным судом определения от 03 июля 1974 года) и Нефединой Л.Л., в связи с определенным размером долей Нефединой Л.Л. принадлежит 57/100 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, Жулидовой Е.П. – 43/100 долей (с учетом того, что 57/100 долей в праве ответчика зарегистрировано в ЕГРН, 100-57=43, т.е. доля Жулидовой Е.П. составляет 43/100 долей, что сторонами не оспаривается).
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, фактическое принятие истцом наследства после смерти наследодателя Жулидовой Е.П., обращение к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о наследстве в установленный шестимесячный срок, суд приходит к выводу, что заявленные требования о признании права общей долевой собственности на жилой дом подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Егоровой З.В. к Нефединой Л.Л. о признании права собственности в порядке наследования удовлетворить.
Признать за Егоровой Зоей Владимировной в порядке наследования по закону право собственности на 43/100 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом площадью 83,5 кв.м. по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Кировский районный суд г. Саратова.
Мотивированное решение изготовлено 18 июля 2023 года.
Судья И.А. Белякова