Судья: Селезнева Е.И. адм. дело № 33а-2617/2023
УИД: 63RS0041-01-2022-007022-19
Дело № 2а-4136/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 января 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Хлыстовой Е.В.,
судей Лёшиной Т.Е. и Мыльниковой Н.В.,
при секретаре Брагиной Е.Е.,
с участием прокурора Никитиной Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Лебедева С.А. на решение Советского районного суда города Самары от 13 декабря 2022 года,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Мыльниковой Н.В., возражения представителя призывной комиссии по мобилизации Советского внутригородского района г.о. Самары, военного комиссариата Советского и Железнодорожного районов г. Самара Сироченко Е.А. на апелляционную жалобу, заключение прокурора Никитиной Е.С. судебная коллегия
установила:
Лебедев С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Военному комиссариату Советского и Железнодорожного районов г. Самары, Призывной комиссии по мобилизации Советского внутригородского района г.о. Самара, Военному комиссариату Самарской области о признании незаконным решения призывной комиссии о призыве на военную службу в рамках частичной мобилизации.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что решением призывной комиссией Военного комиссариата Советского и Железнодорожного районов города Самары от 18 октября 2022 года он был призван в Вооруженные силы РФ по частичной мобилизации. 18 октября 2022 г. отбыл для прохождения боевого слаживания в в/ч <данные изъяты>, имеет воинское звание - <данные изъяты>, специальность - <данные изъяты>.
С решением призывной комиссии не согласен, считает его незаконным, нарушающим его право на освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, поскольку имеется заболевание, препятствующее прохождению военной службы. В отношении него проводилось медицинское освидетельствование, однако врачами-специалистами призывной комиссии не были учтены ни жалобы на <данные изъяты>, ни медицинские документы, что является нарушением норм Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования. Полагает, что вследствие нарушения правил проведения медицинского освидетельствования произошло неверное правоприменение при определении в отношении истца категории годности к военной службе, что повлекло за собой принятие оспариваемого решения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец, с учетом последующих уточнений, просил суд признать незаконным решение Призывной комиссии Советского и Железнодорожного районов г. Самары от 18 октября 2022 года о призыве на военную службу, обязать Военный комиссариат Советского и Железнодорожного районов г. Самары произвести переосвидетельствование и изменить категорию годности к военной службе, ранее установленную, на категорию годности, соответствующую объективному состоянию здоровья в связи с ухудшением зрения, то есть на категорию «В» - ограниченно годен к военной службе, освободив от призыва на военную службу.
Решением Советского районного суда города Самары от 13 декабря 2022 года заявленные требования оставлены без удовлетворения (л.д. 63-74).
В апелляционной жалобе Лебедев С.А. просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме (л.д. 67-68).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечению доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель призывной комиссии по мобилизации Советского внутригородского района г.о. Самары, военного комиссариата Советского и Железнодорожного районов г. Самара Сироченко Е.А. возражала против доводов жалобу, указала, что Лебедев С.А. был отнесен к графе <данные изъяты> обоснованно, поскольку на тот момент он уже был призван на военную службу в рамках частичной мобилизации.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, в силу части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников процесса, заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Лебедев С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <данные изъяты>, зарегистрирован по адресу: <адрес>, состоит на воинском учете в военном комиссариате Советского и Железнодорожного районов г. Самары с ДД.ММ.ГГГГ года.
Лебедев С.А. проходил военную службу по призыву в воинской части в период с мая 2016 года по май 2017 года, воинское звание - <данные изъяты>, категория запаса - <данные изъяты>; категория годности - «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Постановлением администрации Советского внутригородского района г.о. Самара от 31 августа 2022 года № № создана призывная комиссия по мобилизации в Советском внутригородском районе г.о. Самара, утвержден состав призывной комиссии, председателем которой выступает глава Советского внутригородского района г.о. Самара (л.д. 31-34).
Решением призывной комиссии по мобилизации Советского внутригородского района г.о. Самара от 18 октября 2022 года (протокол № № от 18 октября 2022 года) рядовой запаса Лебедев С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, призван на военную службу по мобилизации и 18 октября 2022 года в составе команды убыл в распоряжение командира воинской части - формирователя.
Административный истец, полагая указанное решение призывной комиссии незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим административным иском.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции ссылался на отсутствие оснований для освобождения административного истца от призыва на военную службу по мобилизации.
Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы Лебедева С.А. о том, что имеющееся у него заболевание «<данные изъяты>» соответствует категории годности "В" - ограниченно годен к военной службе по пункту "в" статьи 72 Расписания болезней, в связи с чем он подлежит освобождению от призыва на военную службу на основании пункта «а» части 1 статьи 23 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
В соответствии со статьей 4 Федерального Закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» Президент Российской Федерации в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о ведении военных действий.
Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. №647 «Об объявлении в частичной мобилизации в Российской Федерации» в соответствии с федеральными законами от 31 мая 1996 № 61-ФЗ «Об обороне», от 26 февраля 1997г. №31-Ф3 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и от 28 марта 1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» с 21 сентября 2022 г. в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация.
Призыв граждан по мобилизации - это комплекс мероприятий, проводимых военными комиссариатами, призывными комиссиями по мобилизации и федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас, при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению своевременного и гарантированного укомплектования личным составом воинских частей до штатов военного времени. Порядок проведения призыва граждан по мобилизации определен Положением «О призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 852.
В соответствии с указанным положением призыв граждан по мобилизации включает: оповещение граждан и организаций о проведении мобилизации; явку (доставку) граждан в места сбора и (или) на пункты (места) приема мобилизационных ресурсов воинских частей (специальных формирований); документальное оформление призыва граждан по мобилизации.
В силу статьи 10 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» граждане обязаны: являться по вызову военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время; выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас.
В силу части 2 статьи 17 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
Как следует из пункта б части 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта.
Запас Вооруженных Сил РФ создается, в частности, из числа граждан уволенных с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ (п. 1 ст. 52 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ).
Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам:
1) забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
2) признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья - на срок до шести месяцев;
3) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
3.1) являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата и (или) несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
4) имеющим на иждивении четырех и более детей в возрасте до 16 лет или имеющим на иждивении и воспитывающим без матери одного ребенка и более в возрасте до 16 лет (гражданам женского пола, имеющим одного ребенка и более в возрасте до 16 лет, а также в случае беременности, срок которой составляет не менее 22 недель);
4.1) имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 22 недель, и имеющим на иждивении трех детей в возрасте до 16 лет;
5) матери которых кроме них имеют четырех и более детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без мужа;
6) членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы;
7) пребывающим в добровольческих формированиях, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (статья 18 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).
Как следует из материалов дела, жалоб на состояние здоровья Лебедев С.А. не заявлял. В журнале протоколов заседания военно-врачебной комиссии по очному освидетельствованию граждан, призванных на военную службу по мобилизации, Лебедев С.А. не значится.
В период пребывания в запасе рядовой запаса Лебедев С.А. в военный комиссариат Советского и Железнодорожного районов города Самара Самарской области по вопросу проведения медицинского освидетельствования с целью изменения категории годности к военной службе не обращался.
В соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации, военнослужащий, призванный на военную службу по мобилизации и прибывших к месту прохождения военной службы, может пройти медицинский осмотр с целью исключения увечья, заболеваний, по которому в соответствии с Расписанием болезней предусматривается негодность к военной службе, проводится силами медицинской службы воинской части (п. 24 Методики медицинского осмотра и, при необходимости, медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу по Мобилизации, утвержденная Первым заместителем Министры обороны Российской Федерации Цаликовым Р. от 25 сентября 2022 года – далее Методика).
При выявлении по результатам медицинского осмотра у гражданина, призванного на военную службу по мобилизации и прибывшего в воинскую часть, увечья, заболевания, по которому в соответствии с Расписанием болезней предусматривается негодность к военной службе, начальник медицинской службы воинской части письменно докладывает командиру (начальнику) о необходимости направления данного гражданина в военно-медицинскую организацию, в соответствии с территориальной системой медицинского обеспечения, для проведения медицинского обследования и, при необходимости, медицинского освидетельствования (п. 25 Методики).
Согласно заключению медицинского освидетельствования (л.д.16) Лебедев С.А. признан годным к военной службе по категории «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями, пункт "<данные изъяты>" статьи <данные изъяты> Расписания болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 2013 года №565).
Командиром войсковой части Лебедев С.А. был направлен на медицинское освидетельствование для определения категории годности к военной службе (л.д. 14-15).
По итогам проведения которого Лебедеву С.А. установлена категория годности «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями» (л.д.9).
Согласно ответу ФГБУ «<данные изъяты>» от 13 декабря 2022 года, 23 ноября 2022 года Лебедев С.А. был амбулаторно осмотрен врачом-<данные изъяты> ФГБУ «<данные изъяты>» Минобороны России, ему установлена категория годности к военной службе «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями» (л.д. 56). Имеющееся у Лебедева С.А. заболевание подходит под действие статьи <данные изъяты>в графы <данные изъяты> Расписания болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 2013 года №№).
Таким образом, законодателем закреплен конкретный перечень обстоятельств, являющихся основанием для освобождения лица от призыва на военную службу и от призыва на военную службу по мобилизации, а административный истец, с учетом обстоятельств, установленных по делу, не подходит под категорию лиц, подлежащих освобождению от призыва на военную службу по мобилизации, в связи с чем судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Лебедев С.А. обоснованно включен военным комиссариатом в именной список граждан, призванных на военную службу по мобилизации.
Довод Лебедева С.А. о том, что он не подпадает под графу <данные изъяты> Постановления Правительства РФ от 04 июля 2013 года N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" основан на неверном толковании норм права.
<данные изъяты> графа - граждане, проходящие или прошедшие военную службу по контракту, офицеры запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, не проходившие военную службу по контракту, при поступлении их на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, граждане, пребывающие в мобилизационном людском резерве, граждане, прошедшие военную подготовку в военных учебных центрах при образовательных организациях по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, прошедшие военную подготовку в военных учебных центрах при образовательных организациях по программе военной подготовки офицеров запаса и завершающие обучение в образовательной организации, при проведении мероприятий, предшествующих выпуску (Приложение N 1 к Положению о военно-врачебной экспертизе)
Поскольку на момент проведения военно-врачебной комиссии Лебедев С.А. являлся гражданином призванным на военную службу по мобилизации, медицинское освидетельствование проведено по графе <данные изъяты> Приложения N № к Положению о военно-врачебной экспертизе.
Иные доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, либо опровергали бы выводы, изложенные судом первой инстанции.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В данном случае такая совокупность обстоятельств не установлена.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Самары от 13 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лебедева С.А. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: