№ г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ с.<адрес>
Джейрахский районный суд Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - ФИО6
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия к ФИО1 о признании недействительным договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
представитель истца в исковом заявлении указывает, что между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия (далее Минимущество Ингушетии) и ФИО1 по результатам торгов заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому последнему передан в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 06:07:0000002:195 площадью 56 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, Джейрахский муниципальный район, с.<адрес>. Договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Согласно акту эффективности управления, распоряжения и использования республиканского имущества и земельных участков Минимуществом Ингушетии составленным по результатам проверки, проведенной Счетной палатой РИ установлено, что Минимуществом Ингушетии допущены нарушения земельного законодательства при заключении договоров аренды земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ на сайте torgi.gov.ru опубликовано извещение о проведении торгов в отношении земельного участка с кадастровым номером 06:07:0000002:195, однако извещение о проведении аукциона в печатном издании Министерством не опубликовано. Просит признать недействительным договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между Минимуществом Ингушетии и ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 06:07:0000002:195 площадью 56 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, Джейрахский муниципальный район, с.<адрес>; аннулировать в едином государственном реестре недвижимости запись регистрации договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № № от ДД.ММ.ГГГГ
В письменных возражениях ответчик ФИО1 просит отказать в удовлетворении исковых требований, применив последствия пропуска срока исковой давности. В обоснование возражений приводит доводы о том, что истец не заявил требование об оспаривании самих торгов, а сама сделка заключена без нарушений закона и является результатом проведенного аукциона. При этом сам истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ на сайте torgi.gov.ru Минимуществом Ингушетии опубликовано извещение о проведении торгов в отношении земельного участка. Считает, что права истца оспариваемой сделкой не нарушены, поскольку не указано какие именно его права и законные интересы нарушены. Обращает внимание на то, что истцом пропущен срок исковой давности при подаче иска, который в соответствии с п. 2 ст. 181 ГК РФ составляет один год.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО4 исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях.
Представитель истца направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Управление Росеестра по <адрес> извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя для участия в судебном заседании не направило.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав мнение участника судебного процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 447 Гражданского кодекса РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Из статьи 448 Кодекса следует, что аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.
Согласно ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Статьями 39.11, 39.12 Земельного кодекса РФ предусмотрены подготовка, организация и порядок проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Минимуществом Ингушетии (арендодатель) и ФИО1 (арендатор) заключен договор аренды земельного участка №, согласно которому арендодатель предоставляет арендатору земельный участок из земель особо охраняемых территорий с кадастровым номером 06:07:0000002:195 площадью 56 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, Джейрахский муниципальный район, с.<адрес>. Договор заключен сроком на 10 лет и зарегистрирован в Управлении Росреестра по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Истец, обращаясь с требованиями о признании недействительным договора аренды, ссылается на нарушение ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, а именно: извещение о проведении аукциона в печатном издании Минимуществом Ингушетии не опубликовано.
В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Из пункта 1 ст. 449 Кодекса следует, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Согласно п. 2 ст. 181 Кодекса срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Согласно пункту 2 статьи 199 Кодекса исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 56 ГПК РФ, несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности.
Согласно разъяснениям, данным в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Судом установлено, что оспариваемый договор аренды земельного участка между Минимуществом Ингушетии и ФИО1 заключен ДД.ММ.ГГГГ, Минимущество Ингушетии исковое заявление в суд направило ДД.ММ.ГГГГ (согласно штемпелю на почтовом конверте), то есть за пределами установленного законом годичного срока исковой давности, при этом уважительность причины пропуска срока суду не представлено.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об оставлении искового заявления без удовлетворения в связи пропуском срока исковой давности, не исследуя иные фактические обстоятельства дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении искового заявления Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия к ФИО1 о признании недействительным договора аренды земельного участка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия через Джейрахский районный суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий