Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1086/2022 ~ М-692/2022 от 29.04.2022

Дело № 2-1086/2022

66RS0020-01-2022-000952-61

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    06 сентября 2022г.                             пгт. Белоярский

    Белоярский районный суд Свердловской области в составе судьи Букатиной Ю.П., с участием помощника Белоярского межрайонного прокурора Полякова С.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вострецовым С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белоярского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Белоярского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Белоярского городского округа, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, ТСН «Снегири» об обязании к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л :

Белоярский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением, в котором просит признать бесхозяйными следующие недвижимые объекты электроснабжения в Белоярском городском округе: линия ВЛ-10 кВ от опоры №6 ВЛ-10 кВ Растущий, трансформаторная подстанция № 6913 с трансформатором 1000 кВА.; а также обязать администрацию Белоярского городского округа в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет указанных бесхозяйных недвижимых объектов.

В судебном заседании помощник прокурора пояснил, что Белоярской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства органами местного самоуправления при обеспечении надлежащего состояния и эксплуатации бесхозяйных электрических сетей. В ходе проверки установлено, что на территории Белоярского городского округа зафиксировано бесхозяйное имущество энергопринимающие устройства: линия ВЛ-10 кВ от опоры №6 ВЛ-10 кВ Растущий, трансформаторная подстанция № 6913 с трансформатором 1000 кВА. При отсутствии собственника указанных объектов не может быть в полной мере обеспечено надлежащее состояние и эксплуатация электрических сетей. Указанными объектами никто не владеет, исходя из чего следует, что они являются бесхозяйными недвижимыми вещами. На основании изложенного, помощник Белоярского межрайонного прокурора просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Белоярского городского округа в судебное заседание не явился, от него поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие, просил принять решение на усмотрение суда.

Из представленного суду отзыва администрации Белоярского городского округа следует, что администрация Белоярского городского округа не согласна с заявленными требованиями по следующим основаниям. Согласно абз. 1 и 2 п. 1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены. В силу п. 5 Правил доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении от 28.10.2013 № ВАС-10864/13 указал, что Законом об электроэнергетике ( п. 4 ст. 28) бремя содержания бесхозяйных сетей возложено на организации, осуществляющие их эксплуатацию. Таким образом, в результате не постановки бесхозяйных сетей на учет, не могут быть нарушены права и законные интересы потребителей, поскольку закон гарантирует надежность обеспечения потребителя электрической энергией соответствующего качества независимо от того, определен ли собственник электрических сетей, а решение вопроса о принадлежности спорных сетей не может быть осуществлен посредством обязания администрации совершить действия, направленные на признание их бесхозяйным имуществом и последующее получение их в муниципальную собственность вопреки воле органа местного самоуправления и в отсутствие для этого правовых оснований. Как следует из письма председателя ТСН «Снегири» от 20.04.2022, указанные сети строились на средства ЖСК «Снегири» в целях электроснабжения поселка Снегири, то есть в частных целях. Фактически управление поселком Снегири перешло от ЖСК «Снегири» к ТСН «Снегири» не позднее 01.01.2016, соответственно с этого времени ТСН «Снегири» открыто и непрерывно в течение нескольких лет фактически эксплуатирует и обслуживает спорные объекты электросетевого хозяйства, в связи с чем, у администрации Белоярского городского округа отсутствует основание для обращения в суд с иском о признании права муниципальной собственности на объекты электроснабжения.

Представитель ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Белоярского городского округа в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Из представленного в суд отзыва на исковые требования Белоярского межрайонного прокурора следует, что Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Белоярского городского округа не согласен с исковыми требованиями и просит суд отказать в их удовлетворении. В обоснование своих возражений приводит следующее: закон не предусматривает передачу бесхозяйных объектов недвижимости в муниципальную собственность помимо воли муниципальных образований, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет регистрирующим органом по заявлению органа местного самоуправления, но при этом у органа местного самоуправления возникает право, а не обязанность, по истечении установленного срока обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Согласно абз. 1 и 2 п. 1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.

Ответчик Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области не направил в судебное заседание своего представителя, о дате, времени и месте проведения судебного заседания был уведомлен надлежащим образом.

Ответчик ТСН «Снегири» не направил в судебное заседание своего представителя, о дате, времени и месте проведения судебного заседания был уведомлен надлежащим образом.

Третье лицо ОАО «МРСК Урала» не направило в судебное заседание своего представителя, о дате, времени и месте проведения судебного заседания был уведомлен надлежащим образом. Из представленного суду отзыва следует, что ОАО «МРСК Урала» поддерживает исковые требования в полном объеме. В обоснование своей позиции указало, что согласно п. 4 и 5 ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Постановлению Правительства РФ № 1225 от 31.12.2009г., орган местного самоуправления, как орган власти, на котором лежит обязанность по организации в границах поселения электроснабжения населения, обязан организовать управление объектами электросетевого хозяйства, в частности, путем заключения соответствующих договоров с сетевой организацией (договоров оказания услуг по передаче электрической энергии) и гарантирующим поставщиком (договоров энергоснабжения). Ссылки администрации Белоярского городского округа на обязанность сетевой организации осуществлять обслуживание бесхозяйного электросетевого имущества нормативно необоснованны и не исключают обязанность администрации произвести в соответствии с законом все необходимые действия по учету, инвентаризации и постановке на учет спорного имущества в качестве бесхозяйного. Бездействие администрации Белоярского городского округа приводит к нарушению прав добросовестных участников гражданского оборота, а именно: граждан, проживающих в спорном поселке и оплачивающих электроэнергию, права АО «Энергосбыт Плюс», а также права ОАО «МРСК Урала» и увеличению объема потерь в бесхозяйных сетях ввиду отсутствия надлежащего учета электрической энергии и надлежащей эксплуатации. Относительно передачи спорного имущества на обслуживание ОАО «МРСК Урала» работа ведется, однако подписанного между сторонами соглашения по спорным объектам не имеется. Вместе с тем, такой факт, как принятие имущества на обслуживание не влияет на обязанность администрации осуществить постановку на учет имущества в качестве бесхозяйного.

Третье лицо Свердловский филиал АО «ЭнергосбытПлюс» не направил в судебное заседание своего представителя, о дате, времени и месте проведения судебного заседания был уведомлен надлежащим образом.

Суд на основании части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Заслушав объяснения прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей закреплен Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

В соответствии с п.п. 5, 6 указанного Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.

В силу абз. 4 ст.1 Приложения 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», согласно которым к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совет народных депутатов: объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.

На основании п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа, а также организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для электроснабжения населения (ст. 50 указанного закона).

Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию воздушных линий электропередач, в том числе бесхозяйных, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные воздушные линии электропередач.

В силу п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества, обнаруженного на территории муниципального образования, на соответствующий учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это делать.

Согласно информации администрации Белоярского городского округа линия ВЛ-10 кВ от опоры №6 ВЛ-10 кВ Растущий, трансформаторная подстанция № 6913 с трансформатором 1000 кВА в реестре муниципальной собственности Белоярского городского округа не значится, сведения о том, кто является собственником данного имущества в администрации Белоярского городского округа отсутствуют (л.д. 10).

Как видно из ответов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в связи с невозможностью идентифицировать объект недвижимого имущества, информация о правообладателе энергопринимающих устройств не может быть предоставлена (л.д. 11, 16).

Проанализировав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Белоярского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Белоярского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Белоярского городского округа, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, ТСН «Снегири» об обязании к совершению действий – удовлетворить.

Признать бесхозяйными следующие недвижимые объекты электроснабжения, расположенные в Белоярском городском округе:

- линия ВЛ-10 кВ от опоры №6 ВЛ-10 кВ Растущий;

- трансформаторная подстанция № 6913 с трансформатором 1000 кВА.

Обязать Администрацию Белоярского городского округа в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов: линия ВЛ-10 кВ от опоры №6 ВЛ-10 кВ Растущий, трансформаторная подстанция № 6913 с трансформатором 1000 кВА.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд.

Судья                                 Ю.П. Букатина

Мотивированное решение изготовлено 13 сентября 2022г.

2-1086/2022 ~ М-692/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Белоярский межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
ТСН "Снегири"
КУМИ Администрации Белоярского городскогоокруга
Администрация Белоярского городского округа
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (МУГИСО)
Другие
Свердловский филиал АО "ЭнергосбытПлюс"
ОАО "МРСК Урала"
Суд
Белоярский районный суд Свердловской области
Судья
Букатина Юлия Петровна
Дело на странице суда
beloyarsky--svd.sudrf.ru
29.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.04.2022Передача материалов судье
06.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2022Судебное заседание
05.07.2022Судебное заседание
29.08.2022Судебное заседание
05.09.2022Судебное заседание
06.09.2022Судебное заседание
13.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.01.2023Дело оформлено
18.01.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее