Дело УИД № 42RS0018-01-2022-002332-22
Производство № 2-136/2023 (№2-1656/2022)
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Новокузнецк 12 января 2023 года
Орджоникидзевский районный суд города Новокузнецка Кемеровской области в составе судьи Янышевой З.В.,
при секретаре Джафарове Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Кемеровской области-Кузбассу к Черноусову Владиславу Анатольевичу о взыскании расходов на обучение,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Главное управление Федеральной службы исполнения наказания России по Кемеровской области-Кузбассу (далее ГУФСИН) обратилось к ответчику Черноусову В.А. о взыскании расходов на обучение.
Требования мотивированы тем, что приказом ФКОУ ВПО Кузбасского института ФСИН России от .. .. ....г. №...-лс Ответчик с .. .. ....г. был зачислен на очную форму обучения на факультет правоохранительной деятельности по специальности 40.05.02 «правоохранительная деятельность». Срок обучения 5 лет очно, зачислен в кадры уголовно-исполнительной системы и присвоено первое специальное звание младшего начальствующего состава «рядовой внутренней службы». Приказом ФКОУ ВПО Кузбасского института ФСИН России от .. .. ....г. №... Ответчик отчислен .. .. ....г. в связи с завершением обучения и выдаче диплома. Приказом ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу от .. .. ....г. №...-лс Черноусов Владислав Анатольевич назначен на должность ....... ....... по контракту на 5 лет, с .. .. ....г.. Приказом ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу от .. .. ....г. №...-лс Черноусое Владислав Анатольевич назначен на должность ....... отдела ....... по контракту на 5 лет, с .. .. ....г. освобожден от должности ....... отдела ........ .. .. ....г. от Черноусова Владислава Анатольевича поступил рапорт об увольнении из уголовно-исполнительной системы по п.2 ч.2 ст.84 Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Приказом ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу от .. .. ....г. №...-лс Черноусов Владислав Анатольевич уволен из уголовно-исполнительной системы по п.2 ч.2 ст.84 Федерального закона "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (по инициативе сотрудника).
Просит взыскать с Черноусова В.А. в пользу Главного управления Федерального исполнения наказаний России по Кемеровской области-Кузбассу в возмещение ущерба затраты связанные с его обучением в размере 360296,07 рублей, с последующим их перечислением в доход федерального бюджета.
Представитель истца ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу - Полий Е.В., действующая на основании доверенности №... от .. .. ....г. (л.д.52) в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в отсутствие представителя (л.д.51).
Ответчик Черноусов В.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом судебными повестками по адресу регистрации ответчика(л.д.42), которые были направлены по почтовой связи и возвращены в суд с отметкой об истечении срока хранения. Суд считает данное обстоятельство злоупотреблением права со стороны ответчика, что свидетельствует об отказе ответчика от реализации права на непосредственное участие в судебном заседании. Ответчик ходатайств об отложении дела не заявлял, иск не оспорил.
Представитель третьего лица ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, причина неявки не известна.
В соответствии со ст. 167, 233 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке заочного производства.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Частью 3 ст. 24 Закона РФ от 21.07.1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) определено, что порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются названным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 08.10.1997 г. N 1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" порядок и условия прохождения службы, а также организация деятельности работников уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, перешедших либо вновь принятых на работу (службу) в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации, регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, соответствующими федеральными законами и правилами внутреннего распорядка учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
В силу абзаца 1 ст. 21 Федерального закона от 21.07.1998 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 г. N 4202-1, распространено на сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 21.07.1998 № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, распространено действие «Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе Минюста Российской Федерации.
Порядок прохождения службы ответчика регламентирован Положением о службе в органах внутренних дел и Инструкцией о порядке применения указанного Положения в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утверждённой приказом Минюста Российской Федерации от 06.06.2005 № 76.
Нормы Трудового кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям, возникающим при прохождении службы в органах внутренних дел, уголовно-исполнительной системе в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, или когда возникшие правоотношения не урегулированы специальными нормативными актами.
Судом установлено, что .. .. ....г. Федеральная служба исполнения наказаний в лице начальника главного управления ФСИН России по Кемеровской области и сотрудник уголовно-исполнительной системы Черноусов Владислав Анатольевич заключили контракт о службе в уголовно-исполнительной системе в должности курсанта ФКОУ ВПО «Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний». Срок действия контракта: на время обучения и 5 лет после его окончания (л.д.11-12).
На момент заключения контракта действовали положения п.5.3 Приказа Минюста России от 06.06.2005 N 76 (ред. от 12.12.2013) "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.06.2005 N 6748), согласно которых с лицами, отобранными для поступления в образовательные учреждения профессионального образования ФСИН России, другие образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, с оплатой обучения учреждением или органом уголовно-исполнительной системы, контракт заключается учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, направляющими граждан для поступления в образовательные учреждения. В условиях контракта при этом предусматривается срок службы в уголовно-исполнительной системе не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения, который пересмотру не подлежит. Иные условия контракта по согласованию сторон могут быть пересмотрены после окончания образовательного учреждения, но они не могут ухудшать служебное или социальное положение сотрудника, предусмотренное ранее при заключении контракта. В исключительных случаях по инициативе курсанта (слушателя) и с согласия руководителя учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, заключившего контракт, он может быть перезаключен с другим учреждением или органом уголовно-исполнительной системы.
Как указано в п.5.2.7 Контракта от .. .. ....г., сотрудник обязан возместить ФСИН России средства федерального бюджета, затраченные на его обучение(стоимость обучения) в случае увольнения со службы, в период обучения, а также в период прохождения службы в течение 5 лет после завершения обучения по основаниям, предусмотренным п.п. «А», «Д», «К», «Л», «М», «О», «П» ч.1 ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ.
Согласно выписке из приказа начальника ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России от .. .. ....г. №...-лс Черноусов В.А. зачислен курсантом в указанное образовательное учреждение с .. .. ....г. на 1 курс учебно-строевого подразделения по очной форме обучения по специальности 40.05.02 «правоохранительная деятельность», срок обучения 5 лет очно, зачислен в кадры уголовно-исполнительной системы и ему присвоено первое специальное звание рядового состава «рядовой внутренней службы»(л.д.17).
На основании приказа начальника ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России от .. .. ....г. №...-лс Черноусов В.А. отчислен из данного учебного заведения в связи с завершением обучения (л.д.18,19).
Согласно выписке из приказа врио начальника ГУСИН России по Кемеровской области-Кузбассу от .. .. ....г. №...-лс Черноусов В.А. назначен на должность ....... отдела ....... по контракту сроком на 5 лет(л.д.29).
.. .. ....г. начальник главного управления ФСИН по Кемеровской области и сотрудник уголовно-исполнительной системы Черноусов Владислав Анатольевич - ....... отдела ....... заключили контракт по прохождению службы в уголовно-исполнительной системе РФ сроком на 5 лет(л.д.15-16). П.2 настоящего контракта Черноусов В.А. обязался возместить органу УИС затраты на обучение.
.. .. ....г. начальник главного управления ФСИН по Кемеровской области и сотрудник уголовно-исполнительной системы Черноусов Владислав Анатольевич - ....... отдела ....... заключили контракт по прохождению службы в уголовно-исполнительной системе РФ сроком на 5 лет(л.д.13-14). П.2 настоящего контракта Черноусов В.А. обязался возместить органу УИС затраты на обучение.
Все вышеуказанные контракты составлены и подписаны сторонами контракта, о чем имеется подписи.
Выпиской из приказа врио начальника ГУСИН России по Кемеровской области-Кузбассу от .. .. ....г. №...-лс Черноусов В.А. назначен на должность старшего ....... отдела ....... по контракту сроком на 5 лет, с .. .. ....г. года(л.д.30).
Приказом ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу от .. .. ....г. №...-лс Черноусов Владислав Анатольевич, на основании рапорта от .. .. ....г.(л.д.21) уволен из уголовно-исполнительной системы по п. 2 ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 19.07.2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (по инициативе сотрудника).. .. ....г. (л.д.31).
Из представленного истцом расчета(л.д.24-24об.) следует, что расходы за весь период обучения Черноусова В.А. составили 610671руб.30 коп., и с учетом необработанного по условиям контракта срока подлежат возмещению в сумме 360296 руб. 07 коп.
Черноусов В.А. .. .. ....г. под роспись был уведомлен об обязанности в 30-дневный срок возместить затраты на обучение в размере 360296,07 руб. (л.д.28).
19.07.2018 г. принят Федеральный закон N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", который вступил в силу с 01.08.2018 г.
Правоотношения, связанные с обучением Черноусова В.А. в образовательном учреждении ФСИН России, возникли до дня вступления указанного закона в силу и в этом законе отсутствует указание на придание его нормам обратной силы, к спорным отношениям подлежат применению: Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, действовавшее на момент заключения Черноусовым В.А. контракта о службе в уголовно-исполнительной системе от .. .. ....г., а также Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденная приказом Министерства юстиции РФ от 06.06.2005 г. N 76.
Статьей 7 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации было предусмотрено, что в целях укомплектования органов внутренних дел высококвалифицированными специалистами Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет профессиональную подготовку сотрудников органов внутренних дел, которая включает в себя специальное первоначальное обучение, периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, подготовку специалистов в учебных заведениях, повышение квалификации и переподготовку. Организация и содержание профессиональной подготовки определяются Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Статьей 11 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации определено, что контракты о службе с гражданами, назначенными на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава, заключаются как на определенный, так и на неопределенный срок. При этом для граждан, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, должен предусматриваться срок службы не менее трех лет. Для лиц, поступивших в учебные заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации, другие учебные заведения с оплатой обучения Министерством внутренних дел Российской Федерации, в контракте должен предусматриваться срок службы в органах внутренних дел не менее пяти лет после окончания учебного заведения.
Пунктом 3.1 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы определено, что профессиональная подготовка сотрудников осуществляется в образовательных учреждениях профессионального образования, подведомственных ФСИН России, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании реализуют профессиональные образовательные программы.
Разделом 5 указанной выше Инструкции установлен порядок и условия заключения контракта о службе в уголовно-исполнительной системе, в том числе с лицами, проходящими обучение в образовательных учреждениях ФСИН России.
В силу пункта 5.3 Инструкции с лицами, отобранными для поступления в образовательные учреждения профессионального образования ФСИН России, другие образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, с оплатой обучения учреждением или органом уголовно-исполнительной системы, контракт заключается учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, направляющими граждан для поступления в образовательные учреждения. В условиях контракта при этом предусматривается срок службы в уголовно-исполнительной системе не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения, который пересмотру не подлежит. Иные условия контракта по согласованию сторон могут быть пересмотрены после окончания образовательного учреждения, но они не могут ухудшать служебное или социальное положение сотрудника, предусмотренное ранее при заключении контракта. В исключительных случаях по инициативе курсанта (слушателя) и с согласия руководителя учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, заключившего контракт, он может быть перезаключен с другим учреждением или органом уголовно-исполнительной системы.
Нормативными правовыми актами, действовавшими в период спорных отношений, последствия невыполнения сотрудником уголовно-исполнительной системы, направленным для получения профессионального образования за счет бюджетных средств ФСИН России в образовательное учреждение ФСИН России, условия контракта о службе в органах уголовно-исполнительной системы не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения не определены, в связи с чем к этим отношениям в силу ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ подлежат применению общие нормы трудового законодательства.
В соответствии со ст. 249 ТК РФ, в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года N 1005-О-О, заключая соглашение об обучении за счет средств работодателя, работник добровольно принимает на себя обязанность отработать не менее определенного срока у работодателя, оплатившего обучение, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока - возместить работодателю затраты, понесенные на его обучение, при их исчислении по общему правилу пропорционально фактически отработанному после окончания обучения времени, поскольку такое правовое регулирование направлено на обеспечения баланса прав и интересов работника и работодателя, способствует повышению профессионального уровня данного работника и приобретению им дополнительных преимуществ на рынке труда, а также имеет целью компенсировать работодателю затраты по обучению работника, досрочно прекратившего трудовые отношения с работодателем без уважительных причин.
В данном случае ответчик добровольно принял на себя обязанность в случае невыполнении условий контракта возместить работодателю в установленном порядке средства, затраченные на его обучение с момента заключения контракта до истечения срока службы(5лет) после обучения, о чем свидетельствует подписание им контракта.
Суд приходит к выводу о том, что гражданин, зачисленный на обучение в образовательную организацию высшего образования ФСИН России, считается проходящим службу в уголовно-исполнительной системе, отношения в период обучения между соответствующим руководителем уголовно-исполнительной системы и гражданином возникают в результате заключения контракта о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе и являются служебными, соответственно, на них распространяются положения законодательства, регулирующего вопросы прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, в том числе и по обязательствам, принятым на себя гражданином (сотрудником) по этому контракту. При невыполнении сотрудником обязательства по контракту о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе в течение пяти лет после окончания образовательной организации высшего образования ввиду его увольнения без уважительных причин он должен возместить федеральному органу уголовно-исполнительной системы затраченные на его обучение средства федерального бюджета, исчисляемые пропорционально фактически неотработанному после окончания обучения времени.
Руководствуясь приведенными нормами права, суд приходит к выводу о том, что ГУФСИН России по Кемеровской области уполномочен законом взыскивать в доход федерального бюджета затраты, понесенные федеральным бюджетом, а также о том, что к спорным правоотношениям могут быть применены положения ст. 249 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Суд так же учитывает, что указанные правовые акты распространялись на Черноусова В.А. в полном объеме в связи с фактом его обучения в учебном учреждении уголовно-исполнительной системы, а все указанные расходы являлись социальными гарантиями лица, проходящего обучение в указанном учебном заведении. В результате увольнения у ответчика возникла обязанность по возмещению затрат, понесенных работодателем на его обучение.
Истец, как работодатель, выполнил принятые на себя обязательства по контракту, заключенному с ответчиком, в полном объеме, тогда как ответчик условия контракта не выполнил, уволился из органов ГУФСИН России по Кемеровской области по собственному желанию в установленный контрактом срок, следовательно, с Черноусова В.А. подлежат взысканию указанные затраты на его обучение.
Размер затрат на обучение Черноусова В.А. составил 360296,07руб., что подтверждается расчетом истца (л.д.24-26), произведенного в соответствии с п.10 под. «б» ПП РФ от 27.06.2019 №821.
Пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» установлено, что если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что работник обязан возместить причиненный ущерб, суд в соответствии с частью первой статьи 250 Трудового кодекса Российской Федерации может с учетом степени и формы вины, материального положения работника, а также других конкретных обстоятельств снизить размер сумм, подлежащих взысканию, но не вправе полностью освободить работника от такой обязанности.
При установлении суммы, подлежащей взысканию с Черноусова В.А. в качестве расходов на обучение, суд не находит оснований для снижения размера ущерба, поскольку ответчиком не представлено достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих его имущественное положение (размер заработка, иных основных и дополнительных доходов), его семейное положение (количество членов семьи, наличие иждивенцев, удержания по исполнительным документам).
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы.
Суд взыскивает с ответчика в доход местного бюджета, в соответствие со ст. 333.19 НК РФ, государственную пошлину в размере 6802,96 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Черноусова Владислава Анатольевича, ....... в пользу Главного Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Кемеровской области-Кузбассу /ИНН 4209013270/ затраты, связанные с обучением, в размере 360296 рублей 07 копеек.
Взыскать с Черноусова Владислава Анатольевича, ....... государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6802 рубля 96 копеек.
Копию решения направить ответчику, разъяснив право на подачу заявления об отмене заочного решения, с приложением доказательств, подтверждающих основание и уважительность причины неявки в суд, с указанием обстоятельств и доказательств, которые могут повлиять на решение суда, в Орджоникидзевский районный суд г.Новокузнецка в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 13.01.2023 года
Судья З.В. Янышева