2-354/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Норильск Красноярского края 21 марта 2022 года
Норильский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Саньковой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Даевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Терентьева А.В. к Государственному учреждению - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о зачете периодов работы по лечебной деятельности в льготном исчислении, признании права на досрочную пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Терентьев А.В. обратился с исковыми требованиями к ГУ ОПФ РФ по Красноярскому краю (с учетом уточнения требований) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости и возложении на ответчика обязанности зачета периодов работы по лечебной деятельности в льготном исчислении в полуторном размере, мотивируя тем, что он начал трудовую деятельность в должности младшего медбрата в реанимационном отделении Красноярской городской больницы скорой медицинской помощи; с 08.08.1997 по 26.08.1998 работал в качестве врача-интерна по акушерству и гинекологии в МУЗ «Норильский родильный дом»; с 01.09.2000 по 31.12.2008 осуществлял трудовую деятельность в качестве врача акушера-гинеколога по оказанию экстренной гинекологической помощи и стационара в МУЗ «Норильский родильный дом»; с 01.01.2009 по 01.11.2012 работал врачом акушером-гинекологом в родовом отделении МУЗ «Норильский родильный дом»; с 01.11.2012 по 30.11.2017 работал заведующим отделением - врачом акушером- гинекологом родового отделения МУЗ «Норильский родильный дом»; с 01.12.2017 по настоящее время работает заведующим отделением - врачом акушером-гинекологом родового отделения КГБУЗ «Норильская межрайонная больница № 1». По расчетам истца по состоянию на 31.12.2020 его общий трудовой стаж по лечебной деятельности в календарном порядке составил 21 год 04 месяца 8 дней, а в льготном исчислении более 30 лет (без учета дней без сохранения заработной платы, отпусков). Терентьев А.В. обратился в Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Норильске Красноярского края с заявлением о назначении пенсии на льготных условиях, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением от 07.07.2021 ему было отказано в назначении пенсии, поскольку отсутствует требуемый стаж лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет. При этом, в решении не были зачтены периоды работы в льготном исчислении: с 01.09.2000 по 31.12.2008 - работа в качестве врача акушера-гинеколога по оказанию экстренной гинекологической помощи, поскольку «оказание экстренной помощи» отсутствует в списке хирургических отделений стационаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 и постановлении Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 (общий стаж - 8 лет 4 месяца, в льготном исчислении - 13 лет 11 месяцев); с 04.01.2020 по 31.12.2020 - работа в качестве заведующего отделением - врачом акушером-гинекологом родового отделения, поскольку работодатель предоставил сведения индивидуального (персонифицированного) учета без признака «хирург» (общий стаж - 11 месяцев 27 дней, в льготном исчислении 1 год 5 месяцев 18 дней). Как следует из должностной инструкции врача акушера-гинеколога родового отделения, в которым истец работал в спорный период, в обязанности врача акушера-гинеколога родового отделения входят в том числе: назначение, контроль и проведение необходимого лечения, организация или самостоятельное проведение необходимых диагностических и лечебных мероприятий, проведение осмотра пациентов, назначать, контролировать и проводить необходимое лечение, в том числе, родоразрешение через естественные родовые пути и оперативное родоразрешение. В этой связи, несмотря на то, что должность истца в документах поименована как врач акушер-гинеколог отделения экстренной помощи, фактически он работал в этой должности в гинекологическом отделении хирургического профиля стационаров, что подтверждается протоколами гинекологических и акушерских операций. Функциональные обязанности истца не менялись на протяжении всего оспариваемого периода времени, а возникшие противоречия в части наименования структурного подразделения были обусловлены несоответствием действующим нормативным актам и платного расписания лечебного учреждения. Кроме того, согласно Письму Министерства здравоохранения РФ N 2510/8568-97-32 от 13 ноября 1997 года "О льготном исчислении выслуги лет медицинским работникам акушерских стационаров", структурные подразделения больничных учреждений, предназначенные для оказания родовспоможения, именуются акушерскими отделениями (акушерскими физиологическими, акушерскими обсервационными, акушерскими патологии беременности) и являются отделениями хирургического профиля. Принимая во внимание, что должность акушера-гинеколога предусмотрена списком должностей, учреждений, работа в которых засчитываемая в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, а, также учитывая характер деятельности врача акушера-гинеколога, который связан с оказанием медицинской деятельности заселению, период с 01.09.2000 по 31.12.2008, должен быть включен в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку по состоянию на 31.12.2020 льготный трудовой стаж истца составил более 30 лет, что подтверждается справкой работодателя. Истец просит признать право на досрочную пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности и возложить на ответчика обязанность зачесть в специальный трудовой стаж в полуторном размере периоды работы с 08.08.1997 по 26.08.1998, с 01.09.2000 по 31.12.2008 и с 04.01.2020 по 31.12.2020, с назначением пенсии с момента обращения - с 26.05.2021.
Истец Терентьев А.В. в судебном заседании поддержал исковые требования о возложении на ответчика обязанности зачесть в специальный трудовой стаж в полуторном размере периоды работы с 01.09.2000 по 31.12.2008 и с 04.01.2020 по 31.12.2020 по основаниям, изложенным в исковом заявлении. При этом не настаивал на включении в специальный трудовой стаж в полуторном размере период работы с 08.08.1997 по 26.08.1998, поясняя, что отсутствуют доказательства подтверждающие работу, соответствующую должности врача акушера-гинеколога гинекологического отделения родильного дома. Дополнительно пояснил, что допущенные его работодателем нарушения в части приведения в соответствие с нормативными актами наименования структурных подразделений и штатного расписания Родильного дома, не могут нарушать его право на досрочное назначение пенсии. В спорные периоды времени он осуществлял работу, соответствующую должности врача акушера-гинеколога гинекологического отделения родильного дома. Наличие в документах, в том числе приказах указания на работу в должности врача отделения экстренной помощи с учетом наличия данных о проведении истцом как самим, так и в качестве ассистента, гинекологических операций, выполнения обязанностей по лечебной деятельности именно в таком отделении, является основанием для зачета таких периодов в льготном исчислении.
Представитель ответчика, ГУ ОПФ РФ по Красноярскому краю Чернявская Л.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, исковые требования не признала, указав по вопросу зачета в стаж в льготном исчислении 1 год за 1 год и 6 месяцев периода работы с 08.08.1997 по 26.08.1998 в должности врача интерна по акушерству и гинекологии следующее. Основанием предоставления права на досрочную пенсию является работа врача- специалиста в учреждении, предусмотренном Списком от 29.10.2002 № 781. При этом, начиная с 01.11.1999, работа должна осуществляться в объеме полной ставки в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством (пункты 3 и 4 Правил от 29.10.2002 № 781). В соответствии с пунктом 5 Правил от 29.10.2002 № 781 периоды соответствующей работы исчисляются в календарном порядке, а для периодов работы отдельных категорий врачей-специалистов, например, для врача-хирурга хирургического отделения стационара, предусмотрен льготный порядок исчисления, когда год работы засчитывается как год и 6 месяцев. При назначении пенсии для определения стажа на соответствующих видах работ с применением нормативных правовых актов, действовавших в период выполнения работы (деятельности), необходимо учитывать их особенности. В Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением от 17.12.1959 № 1397, и в Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, поименованы врачи. С 01.11.1999 врачи-специалисты предусмотрены в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066. Должность врача-интерна предусматривалась ТКХ от 27.08.1997 № 43; Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999 № 377, ЕКС от 06.11.2009 № 869. Согласно указанным актам должность «врач-интерн» является самостоятельной. Врач-интерн осуществляет функции врача под руководством врача-специалиста, несет персональную ответственность за выполнение должностных обязанностей. В каждом конкретном случае вопрос о включении в стаж работы в должности врача-интерна, рассматривается для досрочной пенсии периодов в должности врача-интерна рассматривается при документальном подтверждении выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста, при этом начиная с 01.11.1999, - в объеме полной ставки в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством. Корректирующие сведения на Терентьева А.В. из КГБУЗ «Норильская межрайонная больница № 1» поступили, работодатель откорректировал период с 01.09.2020 по 31.12.2020
с указанием «хирург» (Периоды в выписке указаны с 01.09.2020 по 31.10.2020 и с 03.11.2020 по 31.12.2020 с учётом льготного исчисления 1 год за 1 год и 6 месяцев). При условии подтверждения занятости Терентьева А.В. в течении полного рабочего дня (участие в операциях, родовспоможении т.п., где основанием к примеру, может служить журнал участия в операциях и в том числе сведения находящиеся на ИЛС), в случае включения в стаж периода работы с 01.09.2000 по 31.12.2008 в качестве врача акушера-гинеколога по оказанию экстренной гинекологической помощи и стационара в стаж, дающий право на страховую пенсию в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ № «О страховых пенсиях» в льготном исчислении 1 год за 1 год и 6 месяцев, на 26.05.2021 стаж медицинской деятельности составит 32 года 00 месяцев 25 дней, и право на пенсию с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону возникнет 09.07.2021.
Представитель ответчика, ГУ ОПФ РФ по Красноярскому краю Кайнова О.Г. направила в суд пояснения, указав, что корректирующие сведения на Терентьева А.В. из КГБУЗ «Норильская межрайонная больница № 1» поступили, работодатель откорректировал период с 01.01.2020 по 31.12.2020 с указанием «хирург». Стаж медицинской деятельности с учетом поступивших сведений пересчитан с учетом льготного исчисления 1 год за 1 год и 6 месяцев и на 26.05.2021 составил 27 лет 11 месяцев 00 дней, причина для отказа в исчислении указанного периода в льготном исчислении отсутствует. При условии включения судом в стаж периода работы с 01.09.2000 по 31.12.2008 в качестве врача акушера-гинеколога по оказанию экстренной гинекологической помощи и стационара в стаж дающий право на пенсию в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 закона № 400-ФЗ в льготном исчислении 1 год за 1 год и 6 месяцев, на 26.05.2021 стаж медицинской деятельности Терентьева А.В. составит 32 года 00 месяцев 25 дней, и право на пенсию истцу возникает с 09.07.2021.
Представитель третьего лица КГУБУЗ «Норильская межрайонная больница № 1» Братчик А.А., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив, что Терентьев А.В. работал с 08.08.1997 по 26.08.1998 врачом-интерном по акушерству-гинекологии в женской консультации в течение полного рабочего дня, полной рабочей недели (объем выполняемой работы на 1.0 ставку); с 01.09.2000 по 31.12.2008 врачом акушером-гинекологом по оказанию экстренной гинекологической помощи стационара в течение полного рабочего дня, полной рабочей недели (объем выполняемой работы на 1.0 ставку); с 01.01.2009 по 31.10.2012 врачом акушером- гинекологом в родовое отделение в течение полного рабочего дня, полной рабочей недели (объем выполняемой работы на 1.0 ставку); с 01.11.2012 по 30.11.2017 заведующим отделением врачом акушером-гинекологом родового отделения в течение полного рабочего дня, полной рабочей недели (объем выполняемой работы на 1.0 ставку); с 01.12.2017 по настоящее время - работает в должности заведующего отделением врачом акушером-гинекологом родового отделения в течение полного рабочего дня, полной рабочей недели (объем выполняемой работы на 1.0 ставку). В 2021 году Терентьев А.В. оформил согласие на представление заявлений, документов (сведений) в Пенсионный фонд Российской Федерации через работодателя. 26.05.2021 КГБУЗ «Норильская МБ № 1» через программный комплекс «Бесконтактный прием информации» (Контур. Экстерн) был направлен и тем же днем принят Государственным учреждением - УПФР г. Норильска Красноярского края (межрайонное) скан-образы документов, необходимых для назначения пенсии. Периоды работы Терентьева А.В. с 01.09.2000 по 31.12.22008 и с 04.01.2020 по 31.12.2020 были учтены ответчиком в календарном исчислении. Терентьев А.В. с 01.09.2000 по 31.12.2008 осуществлял трудовую деятельность врачом акушером-гинекологом по оказанию экстренной гинекологической помощи стационара. Данный период подлежит зачету в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении - 1 год как 1 год и 6 месяцев, поскольку фактически Терентьев А.В. осуществлял деятельность в гинекологическом отделении хирургического профиля стационара. Работодатель откорректировал период с 01.01.2020 по 31.12.2020 с указанием «хирург».
Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (часть 1 статьи 1; статья 7; часть 1 статьи 37), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч.5,6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», досрочная страховая пенсия по старости устанавливается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи;
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона от 28.12.2013, статьи 10 Закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в случае возникновения права на страховую пенсию в 2019 года, страховая пенсия назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в случае возникновения права на страховую пенсию в 2020 страховая пенсия назначается не ранее чем через 24 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости. При этом, гражданам, которые указаны в пункте 6 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее наступления сроков, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Нормы подпункта 20 пункта 1 статьи 30 Закона не являются самостоятельными, а действуют в системной связи с ч.2 ст.30 названного Федерального закона, согласно которому законодатель делегировал право Правительству РФ утверждать Списки и правила, с учетом которых назначается страховые пенсии по вышеназванному основанию.
В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом "н" ч. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в том числе применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, ко всем периодам работы, независимо от времени их выполнения.
Судом установлено, что Терентьев А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, работал в муниципальном бюджетном учреждении здравоохранения «Родильный дом» (МУЗ «Норильский родильный дом») в следующие периоды:
- с 08.08.1997 (приказ о приеме от 08.08.1997 №-к) по 26.08.1998 (приказ об увольнении от 31.08.1997 №-к) в должности врач интерн по акушерству-гинекологии в женской консультации в течение полного рабочего дня, полной рабочей недели (объем выполняемой работы на 1.0 ставку);
- с 01.09.2000 (приказ о приеме от 01.09.2000 №-к) по 31.12.2008 врачом акушером- гинекологом по оказанию экстренной гинекологической помощи стационара в течение полного рабочего дня, полной рабочей недели (объем выполняемой работы на 1.0 ставку), дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ;
с 01.01.2009 (приказ о переводе от 30.12.2008 №-к) по 31.10.2012 врачом акушером-гинекологом в родовое отделение в течение полного рабочего дня, полной рабочей недели (объем выполняемой работы на 1.0 ставку);
- с 01.11.2012 (приказ о переводе от 01.11.2012 № -к) по 30.11.2017 (приказ об увольнении от 17.11.2017 №-к) заведующим отделением врачом акушером-гинекологом родового отделения в течение полного рабочего дня, полной рабочей недели (объем выполняемой работы на 1.0 ставку).
На основании Постановления Главы города Норильска от 09.01.2002 № 06 «Норильский родильный дом» переименован в муниципальное учреждение здравоохранения «Родильный дом».
В соответствии с Постановлением Главы города Норильска от 29.01.2009 № 43 муниципальное учреждение здравоохранения «Родильный дом» переименовано в муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Родильный дом».
На основании приказа Министерство Здравоохранения Красноярского края от 30.12.2013 года № 723-орг муниципальное бюджетное учреждение здравоохранение «Родильный дом» переименовано в краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Норильский межрайонный родильный дом».
МУЗ «Норильский родильный дом» находилось на территории Красноярского края, в городе Норильске, который в соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 г. № 1029 (с последующими изменениями и дополнениями), отнесен к районам Крайнего Севера.
На основании распоряжения Правительства Красноярского края № 164-р от 07.03.2018 реорганизована КГБУЗ «Норильская межрайонная больница №1» путем присоединения к нему КГБУЗ «Норильский межрайонный родильный дом».
С 01.12.2017 (приказ о приеме от 01.12.2017 №-к/рд) по настоящее время - Терентьев А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, работает в должности <данные изъяты> КГУБУЗ «Норильская межрайонная больница № 1» в течение полного рабочего дня, полной рабочей недели (объем выполняемой работы на 1.0 ставку).
КГБУЗ «Норильская межрайонная больница №1» (регистрационный номер предприятия №) находится на территории Красноярского края, в городе Норильске.
ДД.ММ.ГГГГ Терентьев А.В. оформил согласие на представление заявлений, документов (сведений) в Пенсионный фонд Российской Федерации через работодателя - КГБУЗ «Норильская межрайонная больница №1».
26.05.2021 КГБУЗ «Норильская МБ № 1» через программный комплекс «Бесконтактный прием информации» (Контур. Экстерн) Терентьев А.В. обратился в Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Норильске Красноярского края с заявлением о назначении пенсии на льготных условиях, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Норильске от 07.07.2021 Терентьеву А.В. ему было отказано в назначении пенсии, поскольку отсутствует требуемый стаж лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет.
При этом, ответчиком не были зачтены периоды работы в льготном исчислении:
- с 08.08.1997 по 26.08.1998 в качестве врача-интерна по акушерству и гинекологии, поскольку врач-интерн не является врачом-специалистом. В Номенклатуре должность врача-интерна выделена как самостоятельная;
- с 01.09.2000 по 31.12.2008, - работа в качестве врача акушера-гинеколога по оказанию экстренной гинекологической помощи, поскольку «оказание экстренной помощи» отсутствует в списке хирургических отделений стационаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 и постановлении Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 (общий стаж - 8 лет 4 месяца);
- с 04.01.2020 по 31.12.2020 - работа в качестве заведующего отделением - врачом акушером-гинекологом родового отделения, поскольку работодатель предоставил сведения индивидуального (персонифицированного) учета без признака «хирург».
Указанные периоды засчитаны ответчиком в календарном порядке.
Пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 предусмотрено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
При разрешении требований о зачете периода лечебной деятельности в должности врача интерна по акушерству и гинекологии с 08.08.1997 по 26.08.1998 в льготном исчислении, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 7 ст. 6 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.1996 года 125-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующей ступени в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является основанием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему.
Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, основанием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.
В Списке от 29.10.2002 № 781 предусмотрены врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков). Основанием предоставления права на досрочную пенсию является работа врача- специалиста в учреждении, предусмотренном Списком от 29.10.2002 № 781. При этом, начиная с 01.11.1999, работа должна осуществляться в объеме полной ставки в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством (пункты 3 и 4 Правил от 29.10.2002 № 781).
На момент утверждения Списка от 29.10.2002 № 781 действовали Тарифноквалификационные характеристики работников здравоохранения, утвержденные постановлением Минтруда России от 27.08.1997 № 43, согласно которым должностными обязанностями врача-специалиста является оказание медицинской помощи по специальности с использованием современных методов.
Аналогичные обязанности (оказание медицинской помощи в соответствии со стандартом медицинской помощи) предусмотрены Квалификационными характеристиками должностей работников в сфере здравоохранения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказами Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 № 869 н.
Должностные обязанности для врачей-специалистов определены и Квалификационными характеристиками врачей-специалистов, утвержденными приказом Минздрава СССР от 21.07.1988 № 529, который сохраняет свое действие в целях определения профессиональной компетентности, объема знаний, практических умений и навыков врачей различных специальностей при их аттестации, прохождении обучения в системе постдипломной подготовки и самообразования.
В Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением от 17.12.1959 № 1397, и в Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, поименованы врачи.
С 01.11.1999 врачи-специалисты предусмотрены в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066. Постановление от 17.12.1959 № 1397 не содержит положений о льготном порядке исчисления периодов работы в определенных должностях, за исключением работы в сельской местности. Одногодичная специализация (интернатура) по основным клиническим специальностям была введена сначала в виде опыта, начиная с 1966/67 учебных годов, постановлением Совмина СССР от 10.02.1967 № 130, а затем повсеместно, начиная с 1969 года, - постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 05.07.1968 № 517.
Положение об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов утверждено приказом Минздрава СССР от 12.01.1982, Минвузом СССР 20.01.1982 (далее - Положение об интернатуре).
Интернатура - это обязательная одногодичная последипломная подготовка для выпускников медицинских институтов с целью получения ими квалификации врача- специалиста. Положением об интернатуре установлено, что для прохождения интернатуры выпускники медицинских институтов зачисляются в качестве врачей- интернов по соответствующей специальности.
Заработная плата врачам-интернам выплачивается в течение всего периода в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа. Подготовка врачей-интернов проводится по индивидуальному плану на основании типовых учебных планов и программ. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе. На врачей- интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности. Норма обслуживания для врачей-интернов по каждой специальности устанавливается типовыми учебными планами и программами. Должность врача-интерна предусматривалась ТКХ от 27.08.1997 № 43; Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999 № 377, ЕКС от 06.11.2009 № 869.
Согласно указанным актам должность «врач-интерн» является самостоятельной. Врач-интерн осуществляет функции врача под руководством врача-специалиста, несет персональную ответственность за выполнение должностных обязанностей.
В 2007 году правовые основы интернатуры были изменены и интернатура отнесена к послевузовскому профессиональному образованию (Федеральный закон от 20.04.2007 № 56-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»).
Должность «врач-интерн» отсутствует в Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25.07.2011 № 801н (утратил силу 6 апреля 2013 года), Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н, и в ЕКС от 23.07.2010 № 541н.
В каждом конкретном случае вопрос о включении в стаж работы в должности врача-интерна, рассматривается для досрочной пенсии периодов в должности врача-интерна рассматривается при документальном подтверждении выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста, при этом начиная с 01.11.1999, - в объеме полной ставки в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством.
Истцом не представлено доказательств того, что в указанный период его условия труда, права, обязанности, соответствовали условиям труда, правам и обязанностям врача - акушера - гинеколога, выполняющего хирургическую работу. В этой связи суд считает требования истца о зачете периода лечебной деятельности в должности врача интерна по акушерству и гинекологии с 08.08.1997 по 26.08.1998 в льготном исчислении год работы как год и 6 месяцев, не подлежащими удовлетворению.
Рассматривая требование истца о зачете в специальный трудовой стаж в полуторном размере периода работы 01.09.2000 по 31.12.2008, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев, предусмотрена должность оперирующих врачей специалистов всех наименований при условии осуществления лечебной деятельности в отделениях хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1-6, 8, 12, 15, 20, 21- 27-30 Списка ( Отделения акушерское, акушерское физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности, гинекологическое).
В пункте 20 Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 указан Родильный дом.
Таким образом, работа в должности оперирующего врача специалиста (всех наименований) при условии осуществления лечебной деятельности в отделениях хирургического профиля стационаров больниц (всех наименований), в том числе родильных домов, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в полуторном размере.
Ранее действовавшее законодательство также содержало нормы о льготном исчислении специального стажа врачам-хирургам всех наименований, отделений (палат) хирургического профиля стационаров.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.91 N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" льготное исчисление выслуги лет предусматривается врачам - хирургам всех наименований, а также среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров.
Согласно лицензии от 5 ноября 1993 года, выданной Норильскому родильному дому Краевой государственной комиссией по лицензированию и аккредитации медицинских учреждений Красноярского края, учреждение было вправе оказывать стационарную помощь по профилям: акушерскому, гинекологическому, анастезиолого-реанимационному, неонатологическому, функциональной диагностики, рентгенологическому, ультразвуковой диагностики, физиотерапевтическому, лабораторному исследованию, лечебной физкультуре. Исходя из лицензии КР 004146, регистрационный номер 751/913 от 22.06.2004 года, выданной Комиссией по лицензированию медицинской деятельности Управления здравоохранения администрации Красноярского края Муниципальному учреждению здравоохранения «Родильный дом» предоставлено право осуществлять медицинскую деятельность по номенклатуре работ и услуг в соответствии с приложением, в том числе стационарная помощь по профилям: акушерство и гинекология, анестезиология и реаниматология, неонатология,и т.д.(том 1, л.д.59-62).
Уставом МУЗ «Родильный дом города Норильска», утвержденным 20 июня 1995 года, установлено, что предметом деятельности учреждения является медицинская деятельность, в том числе: оказание квалифицированной консультативно-диагностической и лечебно-профилактической помощи женскому и детскому населению, оказание всех видов экстренной и неотложной помощи лицам, с учетом профиля учреждения(том 1,л.д.64-76). Из последующей редакции Устава, зарегистрированного 17.01.2002 года усматривается, что предмет деятельности медицинского учреждения не изменялся, при этом указано на наличие структурных подразделений: территориальная женская консультация; центр планирования семьи и репродукции; гинекологическое отделение.
В соответствии со штатными расписанием с 01.01.2000 в родильном доме города Норильска в составе общебольничного медицинского персонала врачи акушеры-гинекологи, в том числе по оказания экстренной помощи не поименованы, однако в отделении экстренной гинекологической помощи предусмотрены помимо заведующего отделением 5,25 ставок акушеров-гинекологов дежурных. В штатном расписании предусмотрены в рамках стационара: гинекологические отделения №№1,2; отделение патологии беременных; родовое отделение с приёмным покоем и двумя родильными блоками; акушерское отделение; отделение для новорожденных детей; отделение реанимационно-анестезиологическое; отделение экстренной гинекологической помощи.
Штатным расписанием на 1.01.2003 предусмотрены в составе стационара следующие отделения: гинекологические отделения №№1,2; акушерское отделение патологии беременности; родовое отделение; акушерское отделение; отделение для новорожденных детей; отделение анестезиологии-реанимации; гинекологическое отделение. Ставки врачей акушеров-гинекологов предусмотрены в составе гинекологических отделений №№1,2, акушерского отделения патологии беременности, родового отделения, акушерского отделения; гинекологического отделения.
Приказом Министерства Здравоохранения СССР от 09.01.1986 N 55 "Об организации работы родильных домов (отделений)" (действовал до 2011 года) утверждены Методические указания, в которых указано, что стационар родильного дома включает в себя: родовое физиологическое отделение, отделение патологии беременных, послеродовое физиологическое и другие. В приложении N 8 к приказу представлен перечень акушерских отделений: отделение патологии беременных; послеродовое отделение; обсервационное отделение.
В целях приведения организационной структуры родильного дома в соответствие с Приказом Минздрава РФ от 3 ноября 1999 года № 395 «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения», который Приказом Минздрава РФ от 3 июня 2003 года N 229 был признан утратившим силу и Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», Приказом № 138 от 28 мая 2002 года «О переименовании структурных подразделений, отделений и рентгенкабинета муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Родильный дом»» отделение экстренной помощи переименовано в гинекологическое отделение, а отделение патологии беременности в акушерское отделение патологии беременности, при сохранении прежних функций.
Как указано в письме Минздрава России от 13 ноября 1997 года №2510/8568-97-32 структурные подразделения больничных учреждений, предназначенные для оказания родовспоможения, именуются акушерскими отделениями (акушерскими физиологическими, акушерскими обсервационными, акушерскими патологии беременности) и являются отделениями хирургического профиля.
Предродовые и родовые так называемые родильные отделения (блоки) являются основной структурной единицей акушерских отделений, и поэтому медицинский персонал указанных структур имеет право на льготное исчисление выслуги лет в том же порядке, как и другие врачи и средний медицинский персонал акушерских отделений.
Согласно должностной инструкции врача-акушера-гинеколога родового отделения МБУЗ «Родильный дом», утвержденной 12.01.2000 в спорные истец фактически выполнял функции акушера -гинеколога в гинекологическом отделении хирургического профиля стационара в течение полного рабочего дня, полной рабочей недели.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколами операций с 2000 по 2008 годы, проведенных истцом. Представленные доказательства и их достоверность не оспариваются представителем ответчика.
Исходя из правой позиции, изложенной в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Суд принимает во внимание, что в ходе рассмотрения дела нашел подтверждение представленными доказательствами и не опровергнут ответчиком факт работы истца в период с 01.09.2000 по 31.12.2008 в должности врача акушера- гинеколога по оказанию экстренной гинекологической помощи стационара в одном из подразделений родильного дома, относящегося к отделению хирургического профиля стационара учреждения, с проведением в соответствующий период хирургических операций. При этом суд учитывает, что в совокупности предоставленные копии штатных расписаний Родильного дома, приказы непосредственно в отношении истца, содержание записей в трудовой книжке истца, а также данные о перечне операций, проводимых истцом, свидетельствуют о том, что в полном объёме в спорные периоды его обязанности и лечебная деятельность являлись одинаковыми, и не были связаны с работой иных отделений, лечебная деятельность в которых заведомо не могла быть отнесена к хирургическому профилю.
Отсутствие конкретизированных данных в трудовой книжке, указание на работу в указанный период «по оказанию экстренной помощи и стационара» без указания отделения, обусловленное в свою очередь не действиями истца, а особенностями организации работы учреждения, по мнению суда, с учетом доказанности работы истца в должности врача акушера-гинеколога стационара родильного дома, то есть в предусмотренной Перечнем и Списком должности и учреждении, не могут являться основанием для нарушения его права на зачет указанного периода лечебной деятельности в льготном исчислении для досрочного назначения пенсии.
Суд, с учетом вышеуказанных обстоятельств, приходит к выводу о том, что период работы истца в должности врача акушера-гинеколога по оказанию экстренной гинекологической помощи и стационара с 01.09.2000 по 31.12.2008 соответствует оперирующему врачу (хирургу). Отражение в штатном расписании в 2000-2001 г.г. указания на наличие в качестве структурного подразделения «отделения экстренной гинекологической помощи-приёмный покой», с включением штатных единиц врачей акушеров-гинекологов, фактически выполняющих обязанности врачей-гинекологов в гинекологических отделениях хирургического профиля стационаров, не может свидетельствовать о том, что врачи-специалисты такого отделения осуществляют лечебную деятельность, не относящуюся к хирургическому профилю. Указанный вывод суда не является выводом о тождественности наименования работ, профессии и должности, так как сторонами по делу не оспаривается как наименование должности – врач акушер-гинеколог, так и отнесение учреждения, в котором занимала должность истица к соответствующему Перечню.
В этой связи период работы с 01.09.2000 по 31.12.2008 подлежат включению в стаж в льготном (год за полтора) исчислении для назначения истцу досрочной страховой пенсии.
Рассматривая требование истца о зачете в специальный трудовой стаж в полуторном размере периода работы с 04.01.2020 по 31.12.2020, суд приходит к следующему.
28.12.2021 КГБУЗ «Норильская межрайонная больница № 1» направила в отношении Терентьева А.В. корректирующие сведения на Терентьева А.В. в отношении периода с 01.09.2020 по 31.12.2020 с указанием «хирург» (Периоды в выписке указаны с 01.09.2020 по 31.10.2020 и с 03.11.2020 по 31.12.2020 с учётом льготного исчисления 1 год за 1 год и 6 месяцев). Данная корректировка была принята ответчиком.
В этой связи требования Терентьева А.В. о зачете в специальный трудовой стаж в полуторном размере периода работы с 04.01.2020 по 31.12.2020, подлежат удовлетворению.
С учетом включения истцу периодов работы с 01.09.2000 по 31.12.2008 и с 04.01.2020 по 31.12.2020 в стаж, дающий право на страховую пенсию в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ № «О страховых пенсиях» в льготном исчислении 1 год за 1 год и 6 месяцев, на 26.05.2021 стаж его медицинской деятельности составит 32 года 00 месяцев 25 дней.
В силу части 1.1 статьи 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 этой статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к данному Федеральному закону.
Указанным приложением предусмотрено увеличение на 24 месяца срока назначения страховой пенсии со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, если годом возникновения права на страховую пенсию является 2020 год.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, право на обращение за страховой пенсией по старости указанной категории граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ считается отложенным.
Юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию при разрешении вопроса о праве Терентьева А.В. на досрочное назначение страховой пенсии по старости являются: дата возникновения у него права на страховую пенсию по старости, а также дата истечения срока отложения права на назначение пенсии.
Дата возникновения у Терентьева А.В. права на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ № «О страховых пенсиях» составляет 08.01.2020.
Следовательно, срок, когда Терентьеву А.В. могла быть назначена пенсия - с 09.07.2021, исходя из расчета: 08.01.2020 + 24 месяца - 6 месяцев.
При таких обстоятельствах суд полагает подлежащими удовлетворению исковые требования о признании за истцом права на досрочную страховую пенсию на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 09.07.2021 и о возложении на ответчика обязанности по назначению досрочной страховой пенсии на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 09.07.2021.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Терентьева А.В. удовлетворить частично.
Обязать ГУ ОПФ РФ по Красноярскому краю зачесть Терентьеву А.В. в стаж лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы с 01.09.2000 по 31.12.2008 в должности врача акушера-гинеколога по оказанию экстренной гинекологической помощи и стационара (с учетом отвлечений), и с 04.01.2020 по 31.12.2020 в должности заведующего отделением - врача акушера-гинеколога родового отделения (с учетом отвлечений), в льготном исчислении - один год за один год шесть месяцев.
Признать за Терентьевым А.В. право на досрочную страховую пенсию на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 09 июля 2021 года.
Обязать ГУ ОПФ РФ по Красноярскому краю назначить Терентьеву А.В. досрочную страховую пенсию с 09 июля 2021 года.
В остальной части требований Терентьева А.В. - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в месячный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Т.Н. Санькова
Мотивированное решение изготовлено 18.04.2022