Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1807/2023 ~ М-998/2023 от 07.04.2023

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>                                3 июля 2023 года

Заместитель председателя Магасского районного суда Республики И. Панченко Ю.В., при секретаре Арчаковой Х.М., с участием помощника прокурора <адрес> Мальсагова Р.А., представителя ГБУ «РЭД» Кодзоева М.И., представителя Минфина И. Б. И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики И. к ГБУ «Республиканский эндокринологический диспансер» и Министерству здравоохранения Республики И. об обязании выделить бюджетные средства и принять меры по обеспечению охраны объекта,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд с указанным иском, в котором просит обязать Минздрав И. выделить ГБУ «Республиканский эндокринологический диспансер» бюджетные средства на устранение нарушений антитеррористической безопасности объекта и обязать ГБУ «РЭД» после поступления денежных средств на указанные цели принять меры по обеспечению антитеррористической защищенности объекта путем обеспечения охраны объекта с привлечением сотрудников охранных организаций; оборудования системы непрерывного видеонаблюдения за потенциально опасными участками и критическими элементами объекта.

В обоснование заявленных требований ссылался на выявленные нарушения закона об антитеррористической защищенности в результате проверки деятельности указанного медицинского учреждения.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики И..

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Мальсагов Р.М. поддержал заявленные требования. Представитель ответчика ГБУ «РЭД» Кодзоев М.И. исковые требования признал, однако указывал на отсутствие финансирования. Представитель Минфина И. Б. И.М. возражал против удовлетворения заявленных требований, указывая на необходимость выделения средств на принятие ГБУ «Республиканский эндокринологический диспансер» мер по обеспечению антитеррористической защищенности за счет средств обязательного медицинского страхования.

Министерство здравоохранения Республики И., надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляло, о причинах неявки представителя суду не сообщило.

Заслушав позицию участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «О противодействии терроризму» под антитеррористической защищенностью объекта (территорий) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

В соответствии со ст. ст. 3 и 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организаций, независимо от форм собственности, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Руководители организаций также осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме» (далее - ППР ) утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму основывается на принципах обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, системном и комплексном использовании социально- экономических, специальных и иных мер противодействия терроризму.

Согласно пункту 16 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия:

    определение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории);

    оборудование системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца;

    обеспечение контроля за выполнением мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории);

    организация обеспечения информационной безопасности, разработка и реализация мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объекта (территории);

    обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории), которое достигается посредством:

    установления порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения;

    ограничения доступа должностных лиц (работников) к служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;

    определения обязанностей лиц, допущенных к служебной информации ограниченного распространения, в том числе лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности объекта (территории), иных документов и других материальных носителей информации, содержащих сведения о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории) и принимаемых мерах по ее усилению;

    обеспечения надлежащего хранения и использования служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;

    организации и осуществления контроля за обеспечением установленного порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения и ее хранения в целях выявления и предупреждения возможной утечки служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;

    подготовки и переподготовки должностных лиц (работников) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения;

    своевременное выявление попыток проноса (провоза) и применения на объекте (территории) запрещенных к проносу (провозу) предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, токсичных химикатов, патогенных биологических агентов, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ);

    поддержание в исправном состоянии инженерно-технических средств и оснащение бесперебойной и устойчивой связью объекта (территории);

    организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму;

    своевременное выявление и немедленное доведение информации об угрозе совершения террористического акта или о его совершении до территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории);

    разработка порядка эвакуации работников объекта (территории), а также посетителей (пациентов) в случае получения информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении;

    обучение работников объекта (территории) способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении;

    проведение учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников и посетителей (пациентов) объекта (территории) из зданий (сооружений);

    своевременное оповещение работников и посетителей (пациентов) объекта (территории) о безопасной и беспрепятственной эвакуации из зданий (сооружений), обеспечение технических возможностей эвакуации;

    разработка порядка действий работников объекта (территории) при получении подозрительных почтовых отправлений.

При этом, для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельных зданий (строений и сооружений), части зданий (строений и сооружений), имеющие отдельные входы (выходы), правообладателями которых являются Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральное медико-биологическое агентство и его территориальные органы, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальные органы, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, подведомственные Министерству здравоохранения Российской Федерации организации, подведомственные Федеральному медико-биологическому агентству организации, подведомственные Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере охраны здоровья, и иные организации, осуществляющие медицинскую и фармацевтическую деятельность (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий)).

На объектах (территориях), которым присвоена третья категория, помимо мероприятий, предусмотренных пунктом 16 настоящих требований, дополнительно осуществляются следующие мероприятия:

а) организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории), контроль их функционирования;

б) разработка и реализация комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объект (территорию);

в) своевременное выявление, предупреждение и пресечение действий лиц, направленных на совершение преступлений террористического характера;

г) обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны;

д) применение к нарушителям пропускного и внутриобъектового режимов мер дисциплинарного характера;

е) организация санкционированного допуска лиц и автотранспортных средств на объект (территорию);

ж) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);

з) контроль состояния систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, складских помещений;

и) создание резерва материальных средств для ликвидации последствий террористического акта.

Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> в рамках исполнения функций, возложенных на органы прокуратуры, проведены надзорные мероприятия исполнения законодательства в области антитеррористической защищенности объектов здравоохранения, расположенных на территории <адрес>, в ходе которой, как следует из справки Отделения вневедомственной охраны по городу Магас от ДД.ММ.ГГГГ , установлено, что в соответствии с Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8 (далее – Постановление) объект ГБУ «Республиканский эндокринологический диспансер» категорирован и ему присвоена 3 категория, однако в нарушение с п.п. «г» п. 16.1 Постановления не организовано обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций, и в нарушение пп. «б» п. 16 Постановления система видеонаблюдения не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта.

В связи с изложенным допущенные ГБУ «РЭД» нарушения антитеррористической защищенности могут повлечь уничтожение материальных ценностей учреждения и создают реальную угрозу жизни и здоровью людей.

В соответствии с частью 1 статьи 20, частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

Нарушение указанных норм свидетельствует о ненадлежащей организации работы по проведению мероприятий по профилактике и предупреждению терроризма и пожарной безопасности в учреждении, что может повлечь за собой угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Исковое заявление подано прокурором, в том числе, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и интересы могут быть нарушены в связи с выявленными нарушениями законодательства не представляется возможным.

При таких обстоятельствах, в связи с выявлением вышеуказанных нарушений в рамках проверки, проведенной уполномоченным органом, и фактическим признанием ГБУ «РЭД» необходимости принятия данных мер исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме с возложением обязанности по выделению ГБУ «РЭД» бюджетных средств на устранение нарушений антитеррористической защищенности объекта на Министерство здравоохранения Республики И. как на главного распорядителя бюджетных средств (определяемого по ведомственной принадлежности казенного учреждения, как указано в Постановлении Пленума от ДД.ММ.ГГГГ), которым в данном случае по отношению к ГБУ «РЭД» выступает, соответственно, не Минфин РИ, а Министерство здравоохранения РИ.

При этом, довод представителя Минфина И. о необходимости оплаты расходов, связанных с проведением мероприятий по антитеррористической защищенности, за счет средств обязательного медицинского страхования суд отклоняет как несостоятельный в связи со следующим.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8 при установлении требований к антитеррористической защищенности объектов сферы здравоохранения, источники финансирования данных мероприятий не определены.

Вместе с тем, согласно п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления за счет средств своих бюджетов.

Разделом XII "Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" Правил медстрахования N 108н использование средств ОМС на оплату расходов, связанных с проведением мероприятий по антитеррористической защищенности, не предусмотрено.

Таким образом, оплата расходов на проведение мероприятий по антитеррористической защищенности и, соответственно, установление доплат за проведение указанной работы осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования не может.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора <адрес> Республики И. к ГБУ «Республиканский эндокринологический диспансер» и Министерству здравоохранения Республики И. об обязании выделить бюджетные средства и принять меры по обеспечению охраны объекта удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Республики И. выделить ГБУ «Республиканский эндокринологический диспансер» бюджетные средства на устранение нарушений антитеррористической защищенности объекта.

Обязать ГБУ «Республиканский эндокринологический диспансер» после поступления денежных средств на устранение нарушений антитеррористической защищенности объекта принять меры по обеспечению антитеррористической защищенности объекта путем обеспечения охраны объекта с привлечением сотрудников охранных организаций и оборудования системы непрерывного видеонаблюдения за потенциально опасными участками и критическими элементами объекта.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики И. через Магасский районный суд Республики И. в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:

Копия верна:

Заместитель председателя

Магасского районного суда РИ                        Ю.В. Панченко

2-1807/2023 ~ М-998/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Магас в интересах неопределенного круга лиц РИ
Ответчики
ГБУ "Республиканский эндокринологический диспансер " г.Магас РИ
Другие
Министерство здравоохранения РИ
Суд
Магасский районный суд Республики Ингушетия
Судья
Панченко Ю.В.
Дело на странице суда
magassky--ing.sudrf.ru
07.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2023Передача материалов судье
10.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2023Подготовка дела (собеседование)
27.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2023Судебное заседание
05.06.2023Подготовка дела (собеседование)
05.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.07.2023Судебное заседание
10.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.10.2023Дело оформлено
16.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее