УИД: 68RS0014-01-2023-000450-08
Дело № 2-374/2023
Решение
именем Российской Федерации
р.п. Мордово 08 ноября 2023 года
Мордовский районный суд Тамбовской области в составе:
судьи районного суда Кирьяновой М.О.,
при секретаре судебного заседания Рыжкова Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Солнцева А.И. к администрации Мордовского района Тамбовской области, администрации Шульгинского сельсовета Мордовского района Тамбовской области о включении имущества в состав наследства, признании права собственности на земельный участок в порядке наследования,
установил:
Солнцева А.И. обратилась в Мордовский районный суд Тамбовской области с исковым заявлением, подписанным её представителем по доверенности Гончарова М.В., к администрации Мордовского района Тамбовской области, администрации Шульгинского сельсовета Мордовского района Тамбовской области о включении в состав наследства ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, земельного участка площадью 5000 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, и признании права собственности на указанный земельный участок в порядке наследования по закону.
В обоснование иска, со ссылками на ст. ст. 218, 1112, 1152 ГК РФ, указано, что после смерти ДД.ММ.ГГГГ отца Солнцева А.И. – ФИО2, его наследство по закону приняла супруга – ФИО1 Наследство на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, не оформлялись, так как имущество находилось фактически в совместной собственности родителей истца, но необходимые правоустанавливающие документы на него отсутствовали. При этом дом с земельным участком ФИО1 также прияла в наследство, так как принятие наследником части наследства означает принятие наследства в целом. После смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 её наследство по закону приняла дочь – Солнцева А.И. Других детей и близких родственников у ФИО1 не было. Следовательно, мать истца – ФИО1 приняла всё причитающееся ей наследство после умершего супруга – ФИО2, а истец приняла всё наследство в целом после смерти матери – ФИО1 Как следует из выписки из похозяйственной книги, ФИО2 принадлежал на праве собственности земельный участок площадью 5000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Ранее на участке располагался жилой дом, в котором проживали родители истца. Однако в 2009 году мать ФИО1 уехала в <адрес>, дом не отапливался, и нем никто не жил. Когда дом стал совсем ветхим, его разобрали на строительные материалы. В настоящее время дом как объект недвижимости на участке отсутствует, что подтверждается планом границ земельного участка и записью из Единого государственного реестра недвижимости о снятии объекта недвижимости с кадастрового учета. В связи с изложенным истец оформляет в наследство только земельный участок (л.д. 6, 7).
Определением от 25 октября 2023 года, вынесенным без удаления суда в совещательную комнату, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне ответчика привлечены: Попова В.В. и Капнинский В.А..
Истец Солнцева А.И. и её представитель по доверенности – Гончарова М.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. В письменном заявлении в адрес суда представитель истца просила рассмотреть гражданское дела в их отсутствие и указала, что исковые требования она поддерживает в полном объеме и просит их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Шульгинского сельсовета Мордовского района Тамбовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. В письменном заявлении в адрес суда глава сельсовета Забровская Е.Н. просила рассмотреть гражданское дело в их отсутствие и указала, что исковое требование они признают в полном объеме, согласны на удовлетворение иска (л.д. 49).
Представитель ответчика администрации Мордовского района Тамбовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. В письменном заявлении в адрес суда представитель администрации района по доверенности – главный юрисконсульт администрации района Плужников А.В. просил рассмотреть дело без участия представителя администрации и указал, что по заявленным требованиям возражений не имеют, принятие решения оставляют на усмотрение суда (л.д. 50).
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Попова В.В. и Капнинский В.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, исследовав в судебном заседании письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
В силу абзаца второго п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
На основании п. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Из материалов дела следует и в судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ был заключен брак между ФИО2 и ФИО1. После регистрации брака жене присвоена фамилия «Сивохина» (л.д. 10).
В браке у ФИО2 и ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ родилась дочь Солнцева А.И. (фамилия после вступления ДД.ММ.ГГГГ в брак с Солнцев – «Солнцева») (л.д. 11, 12). Родственные отношения Солнцева А.И. и ФИО2 установлены вступившим ДД.ММ.ГГГГ в законную силу решением Мордовского районного суда Тамбовской области от 09 сентября 2004 года по гражданскому делу № (л.д. 16).
ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д. 13).
Наследниками первой очереди ФИО2 являлись его супруга ФИО1 и дочь Солнцева А.И.
Иные наследники ФИО2 первой очереди судом не установлены.
На основании п. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно информации нотариуса Мордовского района Тамбовской области ФИО4, после смерти ФИО2 заведено наследственное дело №, наследство по закону приняла супруга – ФИО1 Дочь наследодателя – Солнцева А.И. от наследства по всем основаниям отказалась (заявление от ДД.ММ.ГГГГ). В наследственном деле имеется информация о следующем наследственном имуществе: денежные вклады с начисленными процентами и компенсационными выплатами в ПАО Сбербанк, 1/508 доля в праве общей долевой собственности на земельный участок на территории землепользования СХПК «<данные изъяты>» <адрес> (л.д. 48).
Сведения о принятии наследства ФИО2 иными лицами, помимо ФИО1, в ходе рассмотрения дела получены не были. Наличия иных наследников ФИО2 как по завещанию, так и по закону, в том числе имеющих право на обязательную долю в наследстве, судом не установлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что единственным наследником, принявшим наследство по закону после смерти ФИО2 является его супруга – ФИО1
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
На основании п. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Согласно п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Постановлением администрации Шульгинского сельсовета Мордовского района Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 из земель, находящихся в ведении Шульгинского сельсовета, для ведения личного подсобного хозяйства был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 0,50 га, из них в собственность бесплатно 0 0,59 га (л.д. 20).
На основании указанного постановления администрацией Шульгинского сельсовета Мордовского района Тамбовской области 15 ноября 1993 года ФИО2 выдано свидетельство на право собственности на землю площадью 0,50 га (л.д. 19).
В соответствии с выпиской из постановления администрации Шульгинского сельсовета от 11 марта 2004 года № «Об уточнении названий улиц в <адрес> и <адрес> и нумерации домовладений в населенных пунктах сельсовета» домовладение ФИО2 по адресу: <адрес>, постановлено считать расположенным по новому адресу: <адрес> (л.д. 22).
Согласно выписке из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 (умершему) принадлежит на праве собственности земельный участок, предоставленный для индивидуальной жилой застройки, общей площадью 5000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населённых пунктов, о чем в похозяйственной книге № лицевой счет 47 администрации Шульгинского сельсовета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сделана запись на основании постановления главы Шульгинского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, земельному участку площадью 5000 кв.м, расположенному по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ присвоен кадастровый №, и его правообладателем является ФИО2 Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Вещные права на объект недвижимости в реестре не зарегистрированы (л.д. 44, 45).
Из плана границ спорного земельного участка, подготовленного в августе 2023 года кадастровым инженером ФИО5, следует, что его площадь составляет 5000 кв.м (л.д. 25).
В соответствии с ч. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права, как следует из разъяснений, данных в п. 11 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в данном случае установлен для приобретения права собственности в порядке наследования: если наследодателю принадлежали недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
ФИО2 на праве собственности владел спорным земельным участком, при этом при жизни свое право на указанный объект недвижимости не зарегистрировал. Однако данное обстоятельство не может являться препятствием для возникновения права собственности у наследника, поскольку согласно указанному постановлению Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в этом случае правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства.
Следовательно, земельный участок площадью 5000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, подлежит включению в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО2 и перешедшего в порядке наследования по закону его супруге – ФИО1
ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д. 17).
Согласно информации нотариуса Мордовского района Тамбовской области ФИО4 наследственное дело после ФИО1 ею не заводилось, круг наследников и состав наследственного имущества ей не известны (л.д. 48).
Однако наследственное дело после ФИО1 заведено нотариусом нотариального округа <адрес> ФИО3, согласно информации которой наследником ФИО1 по закону является дочь последней – Солнцева А.И., которой были выданы свидетельства о праве на наследство по закону на 1/3 долю квартиры, недополученную пенсию и 2/448 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок. Других наследников по закону нет.
Судом в ходе рассмотрения дела иных наследников ФИО1 как по завещанию, так и по закону, в том числе имеющих право на обязательную долю в наследстве, не выявлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что единственным наследником, принявшим наследство по закону после смерти ФИО1, является её дочь – истец Солнцева А.И.
Доказательств обратного суду не представлено.
Следовательно, Солнцева А.И., обратившись к нотариусу с заявлением о принятии наследства, приняла все причитающееся ей наследство после смерти матери, в том числе спорный земельный участок, перешедший до этого наследодателю по наследству от супруга – ФИО2
В связи с отсутствием правоустанавливающих документов на недвижимое имущество у наследодателя, который мог бы их получить при жизни, обладая объектом недвижимости, наследник умершей ФИО1 не имеет возможности зарегистрировать право собственности на земельный участок, как объект недвижимого имущества, без участия наследодателя, по независящим от истца обстоятельствам, что ущемляет его наследственные права.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты права является признание права.
Третьи лица – Попова В.В. и Капнинский В.А., являющиеся собственниками смежных со спорным земельных участков с кадастровыми номерами: № и №, соответственно, о наличии споров по границам земельных участков не заявили.
На основании изложенного, учитывая признание иска ответчиком администрацией Шульгинского сельсовета Мордовского района Тамбовской области, отсутствие возражений по иску от ответчика администрации Мордовского района Тамбовской области, суд находит исковые требования Солнцева А.И. подлежащими удовлетворению в полном объеме и считает возможным включить в состав наследства ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок площадью 5000 кв.м с кадастровым номером 68:08:1106002:11, расположенный по адресу: <адрес>, и признать за истцом право собственности на указанный земельный участок в порядке наследования по закону.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Солнцева А.И. (паспорт серия №) к администрации Шульгинского сельсовета Мордовского района Тамбовской области (ИНН №), администрации Мордовского района Тамбовской области (ИНН №) удовлетворить.
Включить в состав наследства ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок площадью 5000 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Признать за Солнцева А.И. право собственности в порядке наследования по закону на имущество матери – ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ: земельный участок площадью 5000 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Мордовский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья М.О. Кирьянова
Мотивированное решение изготовлено 10 ноября 2023 года.
Судья М.О. Кирьянова