Дело № 2-249/2023
УИД 32RS0011-01-2023-000263-76
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 августа 2023 года г.Злынка
Злынковский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Мотыревой О.В.,
при секретаре Тищенко Н.А.,
с участием помощника прокурора Злынковского района Дылдиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Злынковского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Вышковский детский сад «Светлячок» (МБДОУ Вышковский детский сад «Светлячок»), муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Злынковский детский сад «Теремок» (МБДОУ Злынковский детский сад «Теремок»), муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Карпиловская основная общеобразовательная школа (МБОУ Карпиловская ООШ), муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Роговская основная общеобразовательная школа (МБОУ Роговская ООШ),
муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Малощербиничская средняя общеобразовательная школа (МБОУ Малощербиничская ООШ), муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Спиридоновобудская основная общеобразовательная школа (МБОУ Спиридоновобудская ООШ), муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Денисковичская основная общеобразовательная школа (МБОУ Денисковичская ООШ) и отделу образования администрации Злынковского района о возложении обязанности по оборудованию помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой),
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Злынковского района обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам о возложении обязанности оборудовать помещения, предназначенные для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в рамках проведения прокурорской проверки законодательства, направленного на соблюдение прав и интересов инвалидов, в деятельности указанных образовательных организаций, выявлено, что помещения, предназначенные для проведения массовых мероприятий не оборудованы индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой), тогда как в соответствии с подпунктом «г» пункта 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 №1309 руководителями организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться создание инвалидам указанных условий доступности услуг.
В судебном заседании помощник прокурора Злынковского района Брянской области Дылдина О.В. поддержала исковые требования по изложенным в заявлении доводам, указав о возможности приобретения одной переносной (мобильной) индукционной системы для слабослышащих, для ее использования в указанных образовательных учреждениях при необходимости, учитывая их малокомплектность.
Представители ответчиков – заведующая МБДОУ Вышковский детский сад «Светлячок» Бондаренко И.В., заведующая МБДОУ Злынковский детский сад «Теремок» Дмитроченко Е.Ф., директор МБОУ Карпиловская ООШ Жукова И.Н., директор МБОУ Роговская ООШ Рожкова Р.И., директор МБОУ Малощербиничская ООШ Капусто И.В., директор МБОУ Спиридоновобудская ООШ Каршкова С.Н., директор МБОУ Денисковичская ООШ Гапоняко Е.В. и начальник отдела образования администрации Злынковского района Беспалова М.Н. надлежащим образом извещенные о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений относительно предмета и основания иска не заявили.
Вместе с этим начальник отдела образования в отзыве на иск также указала о целесообразности приобретения для указанных образовательных организаций одного переносного (мобильного) устройства усиливающего действия (индукционной системы для слабослышащих), которое будет находится в отделе образования и передаваться по мере необходимости в образовательные организации района, поскольку массовые мероприятия в них в виду их малокомплектности проводятся не в актовых залах, а в отдельных кабинетах, имеющих небольшую площадь.
Представитель третьего лица – администрации Злынковского района в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в возражениях ссылался на положения части 1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам и средствам.
Суд, выслушав истца, изучив позицию ответчиков и третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Статьей 9 Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006, ратифицированной Федеральным законом от 03.05.2012 №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» провозглашен принцип доступности, который предоставляет возможность инвалидам вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни. Государства участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационнотелекоммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, в том числе, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетам ограничений их жизнедеятельности.
Статья 4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В п. 2 и 15 ч. 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 «273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально – техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В силу пп. «г» п. 4 приказа Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2015 года № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе и наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
Из материалов дела следует, что МБДОУ Вышковский детский сад «Светлячок», МБДОУ Злынковский детский сад «Теремок», МБОУ Карпиловская ООШ, МБОУ Роговская ООШ, МБОУ Малощербиничская ООШ, МБОУ Спиридоновобудская ООШ, МБОУ Денисковичская ООШ являются некоммерческими, образовательными организациями, тип образовательной организации – общеобразовательное учреждение. Учредителем и собственником общеобразовательных учреждений является муниципальное образование Злынковский район.
18 мая 2023 года и.о. начальника Отделения надзорной деятельности профилактической работы по Злынковскому района сообщено прокурору Злынковского района, что помещения, предназначенные для проведения массовых мероприятий указанных образовательных учреждений не оборудованы индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.
08.06.2023 прокурором Злынковского района в адрес руководителей образовательных учреждений внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о социальной защите прав инвалидов, в частности об оборудовании помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой).
До настоящего времени указанные требования прокурора не исполнены, что не оспаривается сторонами процесса.
Исходя из того, что помещения, предназначенные для проведения массовых мероприятий в указанных образовательных учреждения, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой) не оборудованы, с учетом приведенных норм закона, суд считает, что требования прокурора Злынковского района подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, учитывая позиции сторон и малокомплектность образовательных учреждений, являющихся ответчиками по делу, проведение в них мероприятий не в одном помещении, а в отдельных классах (кабинетах), суд полагает целесообразным возложить на ответчиков обязанность по приобретению одной переносной (портативной) индукционной системы для слабослышащих (индукционной петли), которая при возникновении в ней необходимости будет передаваться в соответствующее образовательное учреждение.
Исковое заявление прокурора подано в суд в пределах полномочий, предусмотренных п.1 ст.45 ГПК РФ, а также положений Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации», поскольку требования направлены в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.
Учитывая особенности финансирования необходимых мероприятий, суд, соглашаясь с позицией прокурора, полагает возможным установить для исполнения решения предложенный им срок, находя его разумным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Злынковского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Вышковский детский сад «Светлячок» (№), муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Злынковский детский сад «Теремок» (№), муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Карпиловская основная общеобразовательная школа (№), муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Роговская основная общеобразовательная школа (№), муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Малощербиничская средняя общеобразовательная школа (№),
муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Спиридоновобудская основная общеобразовательная школа (№), муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Денисковичская основная общеобразовательная школа (№) и отделу образования администрации Злынковского района (№) о возложении обязанности по оборудованию помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, удовлетворить.
Обязать отдел образования администрации Злынковского района к ДД.ММ.ГГГГ приобрести одну переносную (портативную) индукционную систему для слабослышащих (индукционную петлю) для использования при проведении массовых мероприятий в учебных учреждениях МБДОУ Вышковский детский сад «Светлячок», МБДОУ Злынковский детский сад «Теремок», МБОУ Карпиловская ООШ, МБОУ Роговская ООШ, МБОУ Малощербиничская ООШ, МБОУ Спиридоновобудская ООШ, МБОУ Денисковичская ООШ, в случае возникновения такой необходимости ввиду участия в мероприятии слабослышащего лица.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Злынковский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме мотивированной решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.В. Мотырева