Дело № 2-1544/2022; УИД 42RS0010-01-2022-001803-93
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Киселевский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего – судьи Зоткиной Т.П.,
при секретаре – Синцовой Я.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселевске
22 сентября 2022 года
гражданское дело по иску
Волковой С.А.,, Волковой А.А.,, Глазуновой К.А. к Парфенову С.А. о государственной регистрации договора купли-продажи и перехода права собственности на дом к наследникам,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Волкова С.А.. Волкова А.А., Глазунова К.А. обратились в суд с иском к ответчику Парфенову С.А. о государственной регистрации договора купли-продажи и перехода права собственности на дом к наследникам.
Исковые требования мотивирует тем, что 24 марта 2003 года между Парфеновым С.А. и Волковым А.Н. был заключен договор купли-продажи дома, расположенного по адресу <адрес> на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м., кадастровый номер земельного участка №. Договор был удостоверен Г. нотариусом г.Киселевска Кемеровской области 24 марта 200 года и зарегистрирован в реестре за №. Так как стороны не знали об обязательной регистрации договора в юстиции, они полагали, что нотариального удостоверения будет достаточно.
ДД.ММ.ГГГГ года В. умер. После его смерти открылось наследство, которое состоит из жилого дома, расположенного в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, являющаяся супругой и наследником умершего, обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства по закону, оставшегося после смерти В.
Однако получить свидетельство о праве на наследство по закону на жилой дом невозможно, так как право собственности на жилой дом у ФИО7 не возникло, в связи с чем, нотариус Киселевского нотариального округа Кемеровской области отказала в совершении нотариального действия.
Смерть Волкова А.Н. до государственной регистрации перехода права собственности не может служить основанием для ограничения прав истца.
Оформив договор и полностью исполнив его, что выразилось в подписании договора, принятии ФИО7 и его семьей во владение и пользование жилого дома, передаче стоимости жилого дома Парфенову С.А., произведенной регистрации в нотариальной палате г.Киселевска, умерший при жизни выразил волю на покупку жилого дома. Со дня покупки жилого дома В.. нес все обязанности собственника.
Условия договора сторонами были полностью исполнены, однако обязанность продавца и покупателя на регистрацию договора купли-продажи и перехода права собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области сторонами не осуществлена. Отсутствие необходимых документов – заявлений продавца и покупателя о регистрации договора купли-продажи и перехода права собственности, служит основанием для отказа в проведении государственной регистрации сделки и перехода права собственности по договору купли-продажи от 24.03.2003 года между В. и Парфеновым С.А.
Единственным препятствием для регистрации сделки и перехода права собственности к ним, как наследникам покупателя, является отсутствие второй стороны сделки – покупателя В.
В связи с чем, просили произвести государственную регистрацию перехода права собственности от Парфенова С.А. к Волковой С.А., Волковой А.А., Глазуновой К.А. по договору купли-продажи от 24.03.2003 года на жилой дом общей полезной площадью 38,3 кв. м., расположенный по адресу <адрес>, как за лицами являющимися наследниками по закону умершего ДД.ММ.ГГГГ В.. в общую долевую собственность (л.д.3-5).
9 августа 2022 года от истцов поступило заявление об уточнении исковых требований, в котором они просят признать за Волковой С.А., Волковой А.А., Глазуновой К.А. по 1/3 доли за каждой в праве собственности на жилой дом общей полезной площадью 38,3 кв. м.. расположенный по адресу <адрес> (л.д.56-57).
Истцы Волкова С.А., Волкова А.А., Глазунова К.А., будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в заявлении просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Ответчик Парфенов С.А., будучи надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в заявлении от 09.08.2022 года просил рассмотреть дело в его отсутствие, на удовлетворении заявленных требований не возражал.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, будучи надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в письменных объяснениях от 15.07.2022 года просил рассмотреть дело в свое отсутствие, вынесение решения оставил на усмотрение суда.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 164 Гражданского кодекса РФ установлено, что сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и порядке, предусмотренном статьей 131 настоящего Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п.2 ст.218 Гражданского кодекса РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом ( ст. 235ст. 235 Гражданского кодекса РФ).
При этом, исходя из положений п.1 ст.1110 Гражданского кодекса РФ, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В силу положений ст. ст. 1111, 1112 Гражданского кодекса РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя, о чем указано в п. 1 ст. 1142 Гражданского кодекса РФ.
На основании ст. 1153 Гражданского кодекса РФ, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. При этом, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Исходя из положений п. 2 ст. 1152 Гражданского кодекса РФ, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Исходя из разъяснений, данных в п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Как было установлено в судебном заседании, Волков А.Н. приходится супругом Волковой С.А., отцом Волковой А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Глазуновой К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельствами о заключении брака и о рождении, актовыми записями (л.д.8, 10, 12-13, 43-45, 47-49).
24 марта 2003 года между Парфеновым С.А., продавцом, и Волковым А.Н., покупателем, был заключен договор купли-продажи жилого дома полезной площадью 38,3 кв. м., расположенного по адресу <адрес> на земельном участке <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером №, стоимостью 41000 рублей. Денежные средства за жилой дом были переданы покупателем продавцу до подписания настоящего договора. Договор был удостоверен нотариусом г.Киселевска Кемеровской области Г.. и зарегистрирован в реестре за № (л.д.16).
Жилой дом по адресу <адрес> был передан покупателю по акту приема-передачи от 24.03.2008 года (л.д.18, 46).
Переход права собственности на указанный жилой дом к покупателю и прекращение права собственности Парфенова С.А. на указанный жилой дом подлежали государственной регистрации, что сделано не было.
По данным Единого государственного реестра недвижимости собственником жилого дома по <адрес> в <адрес> до настоящего времени является Парфенов С.А. (л.д.25-26).
ДД.ММ.ГГГГ В. умер (л.д.14). Его наследниками являются супруга Волкова С.А., дети Волкова А.А., Глазунова К.А.
ДД.ММ.ГГГГ Волкова С.А. обратилась к нотариусу Киселевского нотариального округа Кемеровской области С. с заявлением о принятии наследства по закону, на основании которого было возбуждено наследственное дело № к имуществу В.Н., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Рассмотрев заявление, нотариус установила, что наследниками В. по закону первой очереди являются его супруга Волкова С.А., дети Волкова А.А., Глазунова К.А., фактически принявшие наследство. Для оформления наследственных прав на жилой дом по адресу <адрес> была представлена нотариально удостоверенная копия договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данным КГРН правообладателем данного жилого дома является Парфенов С.А.; государственная регистрация перехода права собственности на жилой дом по договору купли-продажи не проводилась. Поскольку наследником не были представлены документы, подтверждающие принадлежащие наследодателю на праве собственности жилого дома по адресу <адрес>, в выдаче свидетельства о праве на наследство было отказано (л.д.19).
При таких обстоятельствах, учитывая, что истцами представлены доказательства возникновения у умершего В.Н. права собственности на жилой дом по <адрес> в <адрес> и ответчик Парфенов С.А. на удовлетворении заявленных требований не возражал, суд считает возможным признать за истцами по 1/3 доли за каждым из них право собственности на данный жилой дом.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования Волковой Светланы Александровны, Волковой Алины Александровны, Глазуновой Ксении Александровны к Парфенову Сергею Александровичу о государственной регистрации договора купли-продажи и перехода права собственности на дом к наследникам удовлетворить.
Признать за Волковой С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Волковой А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Глазуновой К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по 1/3 доли за каждой в праве собственности на жилой дом общей полезной площадью 38,3 кв. м., расположенный по адресу <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 29 сентября 2022 года.
Председательствующий - Т.П. Зоткина
Решение в законную силу не вступило.
В случае обжалования судебного решения сведения об обжаловании и о результатах обжалования будут размещены в сети «Интернет» в установленном порядке.