Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1140/2023 ~ М-1005/2023 от 30.06.2023

Дело № 2-1140/2023

УИД: 42RS0037-01-2023-001833-43

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Юрга Кемеровской области                                                           01 августа 2023 года

Юргинский городской суд Кемеровской области

в с о с т а в е:

председательствующего судьи                                                            Жилякова В.Г.,

при секретаре                                                                                         Ореховой А.А.,

с участием:

представителя истца                                                                              Колесниковой Е.Е.,

    представителя ответчика     Борисова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юргинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Юргинского муниципального округа о понуждении к действию,

У С Т А Н О В И Л:

Юргинский межрайонный прокурор, действуя в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился суд с иском к Администрации Юргинского муниципального округа о понуждении к действию (л.д. 3-6).

Исковые требования мотивированы следующим.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 11 Федерального закона от 10.01.2022 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Статья 7 Закона № 7-ФЗ определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, пункт 3 которой относит к вопросам местного значения муниципального округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах округа.

В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) за органами местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами закреплены следующие полномочия: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных округов.

Аналогичные положения закреплены и в Уставе Юргинского муниципального округа (пункт 27 части 1 статьи 6 Устава).

Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (часть 4 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ).

Согласно пункту 4 Правил, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.

В случае если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано заявителем, он обязан обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования (пункт 21 Правил).

Таким образом, формы заявок о согласовании создания места (площадки) сбора и накопления ТКО, о включении сведений о месте (площадке) сбора и накопления ТКО в реестр мест (площадок) сбора и накопления ТКО на территории муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Вместе с тем, прокуратурой установлено, что по адресу *** отсутствует место (площадка) сбора и накопления ТКО. В нарушение статьи 8 Закона № 89-ФЗ Администрацией Юргинского муниципального округа достаточное количество контейнеров (бункеров) для сбора и накопления ТКО по вышеуказанному адресу не обеспечено.

Кроме того, проведенной проверкой установлено, что в д. Зимник в старом русле ручья сухого лога имеется несанкционированная свалка ТКО.

Морфологический состав отходов указанной свалки позволяет сделать вывод об образовании данных отходов в результате жизнедеятельности населения (куски шифера и бетонных балок, бревна и т.д).

Наличие в черте муниципального округа свалки по вышеуказанному адресу, складирование бытовых и строительных отходов вне специально отведенного места угрожает жизни и здоровью жителей д. Зимник.

Отсутствие места (площадки) сбора и накопления ТКО, достаточного количество контейнера (бункера) для сбора и накопления ТКО привело к нарушению прав населения Юргинского муниципального округа на благоприятную окружающую среду.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании изложенного, истец просит суд обязать Администрацию Юргинского муниципального округа:

- ликвидировать несанкционированную свалку в Юргинском муниципальным округе, д. Зимник в старом русле ручья сухого лога;

- оборудовать по адресу: *** место (площадку) сбора и накопления ТКО.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.

Представитель истца старший помощник Юргинского межрайонного прокурора Колесникова Е.Е. в судебном заседании поддержала исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям, просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Просила установить для ответчика срок для выполнения указанных мероприятий до 01 октября 2023 года.

Представитель ответчика Администрации Юргинского муниципального округа Борисов С.В., действующий на основании доверенности (л.д. 56), в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражал.

Выслушав пояснения представителя истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования Юргинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются важнейшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную среду обитания.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Статья 7 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, пункт 3 которой относит к вопросам местного значения муниципального округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах округа.

В соответствии с пунктом 24 части 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за органами местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами закреплены следующие полномочия: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных округов.

Согласно пункту 27 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования Юргинского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса" от 03.03.2020 N 30-НА) (ред. от 23.03.2023) к вопросам местного значения муниципального округа относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с частью 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.

Согласно пункту 21 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" в случае если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано заявителем, он обязан обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования.

Таким образом, формы заявок о согласовании создания места (площадки) сбора и накопления ТКО, о включении сведений о месте (площадке) сбора и накопления ТКО в реестр мест (площадок) сбора и накопления ТКО на территории муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

При рассмотрении дела судом установлено и признано представителем ответчика, что по адресу: *** отсутствует место (площадка) сбора и накопления ТКО. В д. Зимник в старом русле ручья сухого лога имеется несанкционированная свалка ТКО.

По результатам проверки Юргинским межрайонным прокурором Юргинской межрайонной Прокуратурой Кемеровской области – Кузбасса от 16.11.2022 года Главе Юргинского муниципального округа Дадашову Д.К. выдано Предписание об устранении нарушений законодательства, в котором перечислены выявленные в ходе проверки нарушения (л.д. 35-37).

Из ответа Управления по обеспечению жизнедеятельности и строительству Юргинского муниципального округа от 10.01.2023 года следует, что организация сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов региональным оператором требует установки специальных контейнеров для сбора ТКО, приобретение и содержание которых возложено на органы местного самоуправления. В 2022 году Управление по обеспечению жизнедеятельности и строительству Юргинского муниципального округа приобрело двести контейнеров, сто из которых в настоящее время находятся на ответственном хранении у изготовителя. После подготовки площадки по адресу: *** на данной площадке будут установлены контейнеры в количестве согласно норме накопления (л.д. 38-39).

Из ответа Администрации Юргинского муниципального округа Управления по обеспечению жизнедеятельности и строительству Юргинского муниципального округа от 20.06.2023 года следует, что на территории Юргинского муниципального округа места (площадки) накопления ТКО частично оборудованы в соответствии с требованиями законодательства. Мероприятия по оборудованию мест (площадок) накопления ТКО, в соответствие с требованиями законодательства, включены в муниципальную программу «Жилищно-коммунальный и дорожной комплекс, энергосбережение и повышение энергетической эффективности Юргинского муниципального округа» на 2023 года и на плановый период 2024 года и 2025 год.

Наличие в черте муниципального округа свалки по адресу ***, складирование бытовых и строительных отходов вне специально отведенного места угрожает жизни и здоровью жителей д. Зимник, отсутствие контейнера для сбора и накопления ТКО приводит к нарушению прав населения Юргинского муниципального округа на благоприятную окружающую среду.

На основании пункта 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (далее также - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Учитывая вышеизложенное, на Администрацию Юргинского муниципального округа должна быть возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки в д. Зимник, в соответствии с требованиями законодательства.

Вследствие изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования Юргинского межрайонного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Суд считает разумным срок для выполнения вышеуказанных мероприятий до 01 октября 2023 года.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Юргинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Юргинского муниципального округа о понуждении к действию, удовлетворить.

Обязать Администрацию Юргинского муниципального округа ликвидировать несанкционированную свалку по адресу: *** в старом русле ручья сухого лога.

Оборудовать по адресу: *** место (площадку) сбора и накопления ТКО.

Установить Администрации Юргинского муниципального округа срок для выполнения указанных мероприятий до 01 октября 2023 года.

Судья Юргинского городского суда                      - подпись -                   В.Г. Жиляков

Решение принято в окончательной форме 08 августа 2023 года

2-1140/2023 ~ М-1005/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Юргинская межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация Юргинского муниципального округа
Другие
Борисов Сергей Владимирович
Суд
Юргинский городской суд Кемеровской области
Судья
Жиляков Вячеслав Геннадьевич
Дело на странице суда
yurginsky--kmr.sudrf.ru
30.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.06.2023Передача материалов судье
06.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2023Подготовка дела (собеседование)
17.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.08.2023Судебное заседание
08.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.10.2023Дело оформлено
20.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее