Дело № 2-1140/2023
УИД: 42RS0037-01-2023-001833-43
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Юрга Кемеровской области 01 августа 2023 года
Юргинский городской суд Кемеровской области
в с о с т а в е:
председательствующего судьи Жилякова В.Г.,
при секретаре Ореховой А.А.,
с участием:
представителя истца Колесниковой Е.Е.,
представителя ответчика Борисова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юргинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Юргинского муниципального округа о понуждении к действию,
У С Т А Н О В И Л:
Юргинский межрайонный прокурор, действуя в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился суд с иском к Администрации Юргинского муниципального округа о понуждении к действию (л.д. 3-6).
Исковые требования мотивированы следующим.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 11 Федерального закона от 10.01.2022 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Статья 7 Закона № 7-ФЗ определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, пункт 3 которой относит к вопросам местного значения муниципального округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах округа.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) за органами местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами закреплены следующие полномочия: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных округов.
Аналогичные положения закреплены и в Уставе Юргинского муниципального округа (пункт 27 части 1 статьи 6 Устава).
Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (часть 4 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ).
Согласно пункту 4 Правил, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
В случае если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано заявителем, он обязан обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования (пункт 21 Правил).
Таким образом, формы заявок о согласовании создания места (площадки) сбора и накопления ТКО, о включении сведений о месте (площадке) сбора и накопления ТКО в реестр мест (площадок) сбора и накопления ТКО на территории муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Вместе с тем, прокуратурой установлено, что по адресу *** отсутствует место (площадка) сбора и накопления ТКО. В нарушение статьи 8 Закона № 89-ФЗ Администрацией Юргинского муниципального округа достаточное количество контейнеров (бункеров) для сбора и накопления ТКО по вышеуказанному адресу не обеспечено.
Кроме того, проведенной проверкой установлено, что в д. Зимник в старом русле ручья сухого лога имеется несанкционированная свалка ТКО.
Морфологический состав отходов указанной свалки позволяет сделать вывод об образовании данных отходов в результате жизнедеятельности населения (куски шифера и бетонных балок, бревна и т.д).
Наличие в черте муниципального округа свалки по вышеуказанному адресу, складирование бытовых и строительных отходов вне специально отведенного места угрожает жизни и здоровью жителей д. Зимник.
Отсутствие места (площадки) сбора и накопления ТКО, достаточного количество контейнера (бункера) для сбора и накопления ТКО привело к нарушению прав населения Юргинского муниципального округа на благоприятную окружающую среду.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного, истец просит суд обязать Администрацию Юргинского муниципального округа:
- ликвидировать несанкционированную свалку в Юргинском муниципальным округе, д. Зимник в старом русле ручья сухого лога;
- оборудовать по адресу: *** место (площадку) сбора и накопления ТКО.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.
Представитель истца старший помощник Юргинского межрайонного прокурора Колесникова Е.Е. в судебном заседании поддержала исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям, просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Просила установить для ответчика срок для выполнения указанных мероприятий до 01 октября 2023 года.
Представитель ответчика Администрации Юргинского муниципального округа Борисов С.В., действующий на основании доверенности (л.д. 56), в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражал.
Выслушав пояснения представителя истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования Юргинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются важнейшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную среду обитания.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Статья 7 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, пункт 3 которой относит к вопросам местного значения муниципального округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах округа.
В соответствии с пунктом 24 части 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за органами местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами закреплены следующие полномочия: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных округов.
Согласно пункту 27 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования Юргинского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса" от 03.03.2020 N 30-НА) (ред. от 23.03.2023) к вопросам местного значения муниципального округа относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с частью 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Согласно пункту 21 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" в случае если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано заявителем, он обязан обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования.
Таким образом, формы заявок о согласовании создания места (площадки) сбора и накопления ТКО, о включении сведений о месте (площадке) сбора и накопления ТКО в реестр мест (площадок) сбора и накопления ТКО на территории муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
При рассмотрении дела судом установлено и признано представителем ответчика, что по адресу: *** отсутствует место (площадка) сбора и накопления ТКО. В д. Зимник в старом русле ручья сухого лога имеется несанкционированная свалка ТКО.
По результатам проверки Юргинским межрайонным прокурором Юргинской межрайонной Прокуратурой Кемеровской области – Кузбасса от 16.11.2022 года Главе Юргинского муниципального округа Дадашову Д.К. выдано Предписание об устранении нарушений законодательства, в котором перечислены выявленные в ходе проверки нарушения (л.д. 35-37).
Из ответа Управления по обеспечению жизнедеятельности и строительству Юргинского муниципального округа от 10.01.2023 года следует, что организация сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов региональным оператором требует установки специальных контейнеров для сбора ТКО, приобретение и содержание которых возложено на органы местного самоуправления. В 2022 году Управление по обеспечению жизнедеятельности и строительству Юргинского муниципального округа приобрело двести контейнеров, сто из которых в настоящее время находятся на ответственном хранении у изготовителя. После подготовки площадки по адресу: *** на данной площадке будут установлены контейнеры в количестве согласно норме накопления (л.д. 38-39).
Из ответа Администрации Юргинского муниципального округа Управления по обеспечению жизнедеятельности и строительству Юргинского муниципального округа от 20.06.2023 года следует, что на территории Юргинского муниципального округа места (площадки) накопления ТКО частично оборудованы в соответствии с требованиями законодательства. Мероприятия по оборудованию мест (площадок) накопления ТКО, в соответствие с требованиями законодательства, включены в муниципальную программу «Жилищно-коммунальный и дорожной комплекс, энергосбережение и повышение энергетической эффективности Юргинского муниципального округа» на 2023 года и на плановый период 2024 года и 2025 год.
Наличие в черте муниципального округа свалки по адресу ***, складирование бытовых и строительных отходов вне специально отведенного места угрожает жизни и здоровью жителей д. Зимник, отсутствие контейнера для сбора и накопления ТКО приводит к нарушению прав населения Юргинского муниципального округа на благоприятную окружающую среду.
На основании пункта 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (далее также - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Учитывая вышеизложенное, на Администрацию Юргинского муниципального округа должна быть возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки в д. Зимник, в соответствии с требованиями законодательства.
Вследствие изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования Юргинского межрайонного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Суд считает разумным срок для выполнения вышеуказанных мероприятий до 01 октября 2023 года.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Юргинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Юргинского муниципального округа о понуждении к действию, удовлетворить.
Обязать Администрацию Юргинского муниципального округа ликвидировать несанкционированную свалку по адресу: *** в старом русле ручья сухого лога.
Оборудовать по адресу: *** место (площадку) сбора и накопления ТКО.
Установить Администрации Юргинского муниципального округа срок для выполнения указанных мероприятий до 01 октября 2023 года.
Судья Юргинского городского суда - подпись - В.Г. Жиляков
Решение принято в окончательной форме 08 августа 2023 года