Дело № 5-25/2020
УИД: 21RS0006-01-2020-000149-37
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Канаш ДД.ММ.ГГГГ года
Судья Канашского районного суда Чувашской Республики Ефимова А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Бюджетного учреждения ЧР «К. ММЦ» Министерства здравоохранения ЧР (ИНН №), юридический адрес нахождения: <адрес>
установил:
При проведении Территориальным органом Росзравнадзора по ЧР Р. внеплановой проверки в Бюджетном учреждении ЧР «К. ММЦ» Министерства здравоохранения ЧР (далее - БУ «К. ММЦ») на № часов № минут ДД.ММ.ГГГГ обнаружено, что БУ «К. ММЦ» при осуществлении медицинской деятельности по адресу: <адрес> осуществляет медицинскую деятельность с грубыми нарушениями лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, а именно:
в нарушение пп. «а» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 года № 291, БУ «К. ММЦ» при осуществлении медицинской деятельности не обеспечено оказание медицинской помощи Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживавшей по адресу: <адрес> в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденным приказом Минздрава России от 15.11.2012 года № 928н (далее - Порядок), а именно:
в нарушение п. 10 Порядка Е. ДД.ММ.ГГГГ, доставленная бригадой скорой медицинской помощи с признаками острого нарушения мозгового кровообращения (далее - ОНМК) в БУ «К. ММЦ», не была госпитализирована, минуя приемное отделение, в неврологическое отделение для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения (первичное сосудистое отделение);
в нарушение п. 19 Порядка после осмотра Е. дежурным врачом-неврологом БУ «К. ММЦ» установлен диагноз: «ОНМК?». При этом пациентке не проведены электрокардиография, забор крови для определения количества тромбоцитов, содержания глюкозы в периферической крови, международного нормализованного отношения, активированного частичного тромбопластинового времени;
в нарушение п. 21 Порядка Е. с признаками ОНМК не направлена в отделение лучевой диагностики с кабинетом компьютерной томографии медицинской организации, в которой создано сосудистое отделение, для проведения компьютерной томографии (далее - КТ-исследование) головного мозга с целью уточнения диагноза.
Врачом-неврологом приемного покоя БУ «К. ММЦ» состояние Е. оценено как средней степени тяжести, установлены признаки ОНМК с <данные изъяты>. При этом согласно записи № от ДД.ММ.ГГГГ в журнале учета приема больных и отказов в госпитализации № БУ «К. ММЦ» пациентке назначен амбулаторный режим лечения, отказано в госпитализации, и Е. с диагнозом: «ОНМК с <данные изъяты>?» была направлена в БУ «Б. ЦРБ» Минздрава Чувашии, не являющееся медицинской организацией, в структуре которой организовано первичное сосудистое отделение для проведения КТ-исследования головного мозга. Во время транспортировки состояние пациентки ухудшилось, больная впала в кому и с обширным с <данные изъяты> была госпитализирована в отделение анестезиологии и реанимации БУ «Б. ЦРБ» Минздрава Чувашии, где в последующем ДД.ММ.ГГГГ наступила ее смерть.
Представитель БУ «К. ММЦ» Минздрава ЧР А., действующая на основании доверенности, признала вину юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, при обстоятельствах, изложенных в протоколе об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, представила ходатайство о снижении размера административного штрафа со ссылкой на п.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, мотивированное тем, что административное правонарушение имеет ненамеренный характер, совершено впервые, большой размер штрафа может привести к ухудшению материального положения бюджетного учреждения.
Представитель территориального органа Росздравнадзора по ЧР Р.., действующая на основании доверенности, подтвердила обстоятельства, изложенные в составленном ею в отношении БУ «К. ММЦ» протоколе об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ. Полагала, что каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного К. ММЦ административного правонарушения и его последствиями для уменьшения размера штрафа не имеется, также указала на непредставление учреждением документов, свидетельствующих о его тяжелом имущественном и финансовом положении.
Исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 40 части 1 статьи 46 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности), которое определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями.
Согласно подпункту "а" пункта 5 указанного Положения в числе иных лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, является соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
Частями 1, 2 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Медицинские работники обязаны оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями (пункт 1 части 2 статьи 73 Закона об основах охраны здоровья граждан).
Порядок оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения утвержден приказом Минздрава РФ от 15.11.2012 года №928н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения» (далее - Порядок №928н).
Согласно п. 10 Порядка №928н специализированная медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, в структуре которых организовано Отделение, в условиях обеспечения круглосуточного медицинского наблюдения и лечения.
Из п. 19 Порядка №928н больные с признаками ОНМК при поступлении в смотровой кабинет Отделения осматриваются дежурным врачом-неврологом, который: оценивает состояние жизненно важных функций организма больного, общее состояние больного, неврологический статус; по медицинским показаниям проводит мероприятия, направленные на восстановление нарушенных жизненно важных функций организма больного с признаками ОНМК; организует выполнение электрокардиографии, забора крови для определения количества тромбоцитов, содержания глюкозы в периферической крови, международного нормализованного отношения (далее - МНО), активированного частичного тромбопластинового времени (далее - АЧТВ).
Пунктом 21 Порядка №928н предусмотрено, что после проведения мероприятий, указанных в пункте 19 настоящего Порядка, больной с признаками ОНМК направляется в отделение лучевой диагностики с кабинетом компьютерной томографии и (или) кабинетом магнитно-резонансной томографии медицинской организации, в которой создано Отделение, в котором осуществляется проведение компьютерной томографии (далее - КТ-исследование) или магнитно-резонансной томографии (далее - МРТ-исследование) головного мозга для уточнения диагноза.
Частью 11 статьи 19 Закона о лицензировании установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В силу пункта 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом, в том числе требования, предусмотренного подпунктом «а» пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона о лицензировании.
Выпиской из ЕГРЮЛ подтверждается, что БУ «К. ММЦ» является самостоятельно действующим юридическим лицом (л.д. №).
Согласно выписке о конкретном лицензиате из Единого реестра лицензий БУ «К. ММЦ» обладает лицензией на осуществление медицинской деятельности при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи.
Согласно Уставу БУ «К. ММЦ» основной целью деятельности учреждения является организация оказания медицинской помощи на территории города К. и К. района ЧР в соответствии с территориальной программой государственных гарантий гражданам РФ бесплатной медицинской помощи; предметом деятельности является оказание первичной медико-санитарной, специализированной медицинской помощи, консультативной, лечебно-диагностической, амбулаторно-поликлинической, стационарной, профилактической, реабилитационной помощи населению.
Факт совершения БУ «К. ММЦ» административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, подтверждается материалами дела:
протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным в отношении БУ «К. ММЦ» по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ;
приказом руководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзора) по ЧР Р.) № № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки БУ «К. ММЦ», основанием к которой послужили сведения, поступившие из Минздрава Ч. о фактах причинения вреда жизни, здоровью Е. при оказании медицинской помощи БУ «К. ММЦ», и на основании мотивированного представления должностного лица территориального органа Росздравнадзора по ЧР Р. № от ДД.ММ.ГГГГ;
решением о согласовании проведения внеплановой выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ в БУ «К. ММЦ», принятым первым заместителем прокурора республики;
актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в ходе проверки в отношении БУ «К. ММЦ» было установлено, что вопреки требованиям подпункта "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности указанным учреждением допущено нарушение названных выше пунктов 10, 19, 21 Порядка №928н при оказании медицинской помощи ДД.ММ.ГГГГ Е.;
предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ и необходимостью постоянного соблюдения, которым К. ММЦ предписано обеспечить соблюдение требований пп. «а» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности в части оказания медицинской помощи в соответствии с вышеназванными пунктами Порядка №928н;
медицинской картой № стационарного больного Е. по БУ «Б. ЦРБ» Минздрава ЧР, доставленной из БУ «К. ММЦ»;
журналами № учета приема больных и отказов в госпитализации и № регистрации амбулаторных больных (стационар № пост) по БУ «К. ММЦ», из которых видно, что в № часов № минут ДД.ММ.ГГГГ в К. ММЦ доставлена Е. с диагнозом - ОНМК?, которая осмотрена врачом приемного покоя, по результатам которого направлена на КТ головного мозга;
штатным расписанием на ДД.ММ.ГГГГ год, утвержденным главным врачом БУ «К. ММЦ», согласно которому в штате больницы имеется стационар - неврологическое отделение для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения, отделение функциональной и лучевой диагностики;
Положением об отделении функциональной и лучевой диагностики БУ «К. ММЦ», согласно которому данное отделение осуществляет, в частности, проведение диагностических исследований и выдачу по их результатам врачебных заключений;
Положением о неврологическом отделении для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения БУ «К. ММЦ» Минздрава ЧР, согласно которому отделение осуществляет оказание медицинской помощи больным с ОНМК в соответствии с приказом Минздрава России от 15.11.2012 года № 928 «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения»;
копиями табелей учета использования рабочего времени и расчета заработной платы по приемному отделению, отделению функциональной и лучевой диагностики, неврологическому отделению для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения БУ «К. ММЦ» за ДД.ММ.ГГГГ года.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценивая в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ вышеприведенные доказательства, судья приходит к выводу, что их совокупность подтверждает грубое нарушение БУ «К. ММЦ» лицензионных требований, предусмотренных пп. «а» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, а именно подпунктов 10, 19 и 21 Порядка №928н, повлекшем за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона о лицензировании, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
Учреждением не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доказательства объективной невозможности соблюдения юридическим лицом норм вышеуказанного законодательства, в материалах дела отсутствуют, и какие-либо иные обстоятельства, исключающие его вину в совершении вменяемого правонарушения, не установлены.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, судья учитывает характер совершенного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, имущественное и финансовое положение юридического лица.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, в соответствии с ч. 2 ст. 4.2. КоАП РФ судья признает признание представителем БУ «К. ММЦ» вины юридического лица.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3. КоАП РФ, судья не усматривает.
К. ММЦ ранее не привлекался к административной ответственности за однородные нарушения, поэтому учитывая вышеназванные обстоятельства, судья полагает возможным назначить ему наказании в виде минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Оснований для удовлетворения ходатайства юридического лица о снижении размера штрафа в соответствии с п.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ судья не находит, ибо в данном случае исключительных обстоятельств, предусмотренных частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, не имеется, документов, свидетельствующих о тяжелом финансовом и имущественном положении учреждения, не представлено.
Руководствуясь ст. ст. 23.1., 29.9.-29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать Бюджетное учреждение ЧР «К. межтерриториальный медицинский центр» Министерства здравоохранения ЧР виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере № рублей.
Сведения о получателе штрафа: <данные изъяты>, наименование платежа - административный штраф по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ по постановлению судьи от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд ЧР в десятидневный срок со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.М. Ефимова