дело № 2-1813/2023
27RS0004-01-2023-001620-90
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
10 мая 2023 года г.Хабаровск
Индустриальный районный суд г.Хабаровска
в составе судьи Черновой А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Панковской О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к ФИО1 о взыскании денежных средств, затраченных на военную или специальную подготовку,
установил:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с вышеназванным иском к ФИО1, обосновав исковые требования следующим.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 зачислен курсантом в филиал Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил РФ» (далее - академия). ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 заключил первый контракт о прохождении военной службы на время обучения в военно-учебном заведении и пять лет военной службы после его окончания. Приказом Министра обороны Российской Федерации по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 назначен <данные изъяты> и освобожден от должности курсанта. Приказом командира войсковой части <данные изъяты> ФИО1 зачислен в списки личного состава войсковой части <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписке из приказа Командующего Тихоокеанским флотом от ДД.ММ.ГГГГ № досрочно уволен с военной службы в запас в связи с невыполнением условий контракта о прохождении военной службы (подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 исключен из списков личного состава воинской части.
Таким образом срок службы ответчика в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации по окончании военно-учебного заведения составил <данные изъяты>
В силу статьи 8 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 № 1237, пункта 7 статьи 35 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», учитывая, что увольнение ответчика произошло до истечения пяти лет прохождения военной службы по контракту, он обязан возместить понесенные на его военную подготовку средства федерального бюджета.
Истец просил суд взыскать с ФИО1 в пользу Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации денежные средства, затраченные на военную и специальную подготовку, в размере <данные изъяты>
В судебное заседание истец представителя не направил. О времени и месте судебного заседания истец извещен согласно ст.117 ГПК РФ, согласно письменному заявлению просил рассмотреть дело в отсутствии представитея.
В судебное заседание ответчик не явился, о времени и месте судебного заседания извещен согласно ст.117 ГПК РФ, предоставил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, ранее опрошенный в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, пояснил, что платежным поручением денежные средства, затраченные на военную и специальную подготовку в размере <данные изъяты>., перечислены им на реквизиты указанные в иске.
На основании ст.167 ГПК РФ по определению суда дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав предоставленные документы, суд приходит к следующим выводам.
Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, в соответствии с которым Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству организаций и главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны РФ и реализацию возложенных на него полномочий.
В силу подп.12.1 п. 1 ст.158 Бюджетного кодекса РФ от имени казны Российской Федерации выступает в суде главный распорядитель средств федерального бюджета.
В соответствии с подп.31 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 зачислен курсантом в филиал Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил РФ» (далее - академия).
Согласно контракту о прохождении военной службы, заключенного ДД.ММ.ГГГГ рядовым ФИО1 и Министерством обороны Российской Федерации, последний заключил первый контракт о прохождении военной службы на время обучения в военно-учебном заведении и пять лет военной службы после его окончания.
Согласно выписке из приказа Министра обороны РФ по личному составу, Приказом Министра обороны Российской Федерации по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 назначен <данные изъяты> и освобожден от должности курсанта.
Приказом командира войсковой части <данные изъяты> ФИО1 зачислен в списки личного состава войсковой части <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из приказа Командующего Тихоокеанским флотом от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик досрочно уволен с военной службы в запас в связи с невыполнением условий контракта о прохождении военной службы (подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 исключен из списков личного состава воинской части, что подтверждается выпиской из приказа командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, срок службы ответчика в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации по окончании военно-учебного заведения составил <данные изъяты>.
Указанные обстоятельства подтверждаются индивидуальной картой учета средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку, контрактом о прохождении военной службы, выписками из приказов.
В силу ст. 8 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 № 1237, контракт с военнослужащим, поступающим в военно-учебное заведение или обучающимся в нем, заключается на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания, что направлено на обеспечение Вооруженных сил Российской Федерации квалифицированными кадрами.
При заключении указанного контракта граждане, поступившие в военное образовательное учреждение профессионального образования, добровольно принимают на себя предусмотренные этим контрактом обязанности, обусловленные особым статусом военнослужащего, а также спецификой обучения в таком образовательном учреждении, а государство гарантирует им прохождение оплачиваемой военной службы с предоставлением гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Пункт 7 ст.35 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что граждане, окончившие указанные образовательные организации и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подп. «д», «е», «е.1» и «з» п. 1, подп. «в» и «д» п. 2 ст.51 настоящего Федерального закона возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку.
Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2007 г. № 402 «Об исчислении размера подлежащих возмещению средств Федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования» утверждена методика исчисления размера указанных средств (далее - Методика).
Названное постановление вступило в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ и распространяется на граждан Российской Федерации, поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования на обучение, начиная с <данные изъяты>.
Как установлено судом, контрактом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ФИО1 и Министерством обороны Российской Федерации, предусмотрена обязанность ответчика проходить военную службу по контракту в течение 5 лет, а также возместить в случаях, предусмотренным ФЗ «О воинской обязанности и службе», средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку, в размере, рассчитанном в порядке, предусмотренном пунктом 7 Методики исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2007 № 402, исходя из фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств в размере 352355 руб. за весь период обучения (фиксированное значение суммы контрактом о прохождении военной службы от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ответчиком и академией – <данные изъяты> руб. в год).
В соответствии с пунктом 2 Методики размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военных образовательных организациях, определяется исходя из расходов, произведенных военной образовательной организацией для выполнения квалификационных требований, в которые входят следующие расходы (п. 3 Методики):
- на содержание и эксплуатацию, ремонт и обслуживание вооружения и военнойтехники, подлежащих изучению (освоению) и (или) используемых в процессе обучения,элементов тренажёрной базы и для общевоенной подготовки;
на приобретение материальных запасов, используемых в образовательном процессе для выполнения квалификационных требований;
на содержание преподавателей (оклад месячного денежного содержания и процентная надбавка за выслугу лет, вещевое обеспечение - для военнослужащих, оплата труда - для лиц гражданского персонала), которые проводят учебные занятия по учебным дисциплинам в соответствии с квалификационными требованиями.
Период, за который определяются указанные расходы, составляет 1 финансовый год (пункт 5 Методики).
Размер ущерба, причинённого федеральному бюджету досрочным увольнением из рядов Вооружённых Сил Российской Федерации ФИО1., составил <данные изъяты>.
Судом проверен расчет, представленный истцом, и установлено его соответствие фактическим обстоятельствам и приведенным данным.
Согласно п. «д» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральная и государственная собственность и управление ею.
Статья 11 Федерального закона от 31.05.1996 г. № 61 - ФЗ «Об обороне» определяет, что воинские части и организации входят в общий состав Вооружённых Сил Российской Федерации, которые, в свою очередь, в соответствии с ч. 1 ст.10 названного Федерального закона являются государственной военной организацией.
На основании п.12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 г. № 61 - ФЗ «Об обороне» имущество Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Таким образом, имущество Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований находится в собственности Российской Федерации, а не государственных организаций и органов, за которыми оно закреплено (или представлено им во владение, пользование или распоряжение) (п. 4 ст. 214 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Поскольку обязанность ответчика по возмещению денежных средств, в случаях, предусмотренным ФЗ «О воинской обязанности и службе», федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку, установлена в судебном заседании, требование истца о взыскании денежных средств, затраченных на военную или специальную подготовку является обоснованным.
При этом судом установлено, и подтверждается предоставленным ответчиком платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ №, что после подачи в суд иска (ДД.ММ.ГГГГ) ответчик произвел выплату денежных средств в доход федерального бюджета по реквизитам МО РФ в размере <данные изъяты>.
Таким образом, к моменту рассмотрения дела судом ответчиком возмещены денежные средства в доход федерального бюджета по реквизитам МО РФ в размере <данные изъяты>
Поскольку выплата ответчиком по заявленным требованиям произведена истцу суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Отказ от иска является правом, а не обязанностью истца, поэтому возмещение судебных издержек истцу при указанных обстоятельствах не может быть поставлено в зависимость от заявления им отказа от иска. Следовательно, в случае добровольного удовлетворения исковых требований ответчиком после обращения истца в суд и принятия судебного решения по такому делу судебные издержки также подлежат взысканию с ответчика (п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела").
Учитывая изложенное, на основании ст.ст.1, 98, 101, 103 ГПК РФ судебные расходы в виде государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика в доход муниципального образования городской округ «г.Хабаровск».
Размер государственной пошлины определен на основании ст.333.19 ч 1.п.1 НК РФ (при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей)
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации к ФИО1 о взыскании денежных средств, затраченных на военную или специальную подготовку, отказать.
Взыскать с ФИО1 в доход муниципального образования городской округ г.Хабаровск государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Хабаровска путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Чернова А.Ю.
мотивированное решение составлено 10.05.2023г.