Дело № 2-366/2022
УИД 44RS0023-01-2022-000521-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 октября 2022 года г. Макарьев
Макарьевский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Борисова А.С.,
при секретаре Малушковой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Смирновой Антонине Васильевне, Толмачевой Вере Федоровне, Бойковой Оксане Александровне, Секретову Эдуарду Николаевичу, Секретову Андрею Николаевичу, Сердцеву Игорю Ивановичу, Толмачеву Ивану Борисовичу, о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №,
установил:
Администрация Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области обратилась в суд с иском о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли на территории Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области, оставшиеся после смерти граждан, являвшихся пайщиками ТОО «Красное Знамя», мотивируя свои требования тем, что во исполнение Постановления Правительства РФ № 86 от 29.12.1991 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства РФ № 708 от 04.09.1992 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», Указа Президента РФ № 323 от 27.12.1991 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», главой Макарьевского района Костромской области было вынесено постановление № 73 от 10 марта 1994 года «О выдаче свидетельств гражданам сельскохозяйственных предприятий на правые собственности на земельные доли», в соответствии с которым в общую долевую собственность граждан предоставлено 1592,0000 га сельскохозяйственных угодий.
Согласно данному постановлению были составлены списки собственников земельных паев из общей долевой собственности всех сельхозпредприятий Макарьевского района, в том числе ТОО «Красное Знамя».
Решением общего собрания трудового коллектива реорганизуемого хозяйства был утвержден список лиц, наделяемых земельными долями, всего 283 человек, с определением размера доли каждого собственника 3,3 га, что соответствует 61,4 баллогектарам.
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 8520000 кв.м., находящийся в общей долевой собственности, расположен на территории Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района.
Администрация Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области составила список земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными (список невостребованных земельных долей). Данный список был опубликован на информационных щитах в с. Унжа, д. Ильинское, д. Шемятино, д. Никулино Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области, размещен на официальном сайте Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области в сети «Интернет» в разделе «Новости поселения» 30.01.2020, в информационном бюллетене администрации Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области «Вести поселения» № 125 от 27.01.2020, в общественно-политической газете Макарьевского района Костромской области «Макарьевский вестник» от 30.01.2020.
Объявления об общем собрании участников общей долевой собственности размещены в общественно-политической газете Макарьевского района «Макарьевский вестник» № 10 от 30.01.2020, в информационном бюллетене «Вестник поселения» № 125 от 27.01.2020, на информационных щитах в с. Унжа, д. Ильинское, д. Шемятино, д. Никулино Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области.
В связи с распространением коронавирусной инфекции общее собрание с 15.06.2020 было перенесено на неопределенный срок (опубликовано в общественно-политической газете Макарьевского района Костромской области «Макарьевский вестник» № 68 от 13.06.2020, в информационном бюллетене Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области «Вестник поселения» № 132.1 от 11.06.2020, на официальном сайте администрации Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области в сети «Интернет»).
В связи со стабилизацией ситуации, касающейся коронавирусной инфекции, было принято решение о проведении общего собрания участников общей долевой собственности ТОО «Красное Знамя» (опубликовано в общественно-политической газете Макарьевского района «Макарьевский вестник» № 83 от 18.07.2020, в информационном бюллетене Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области «Вестник поселения» № 134.1 от 13.07.2020).
С момента опубликования 27.01.2020 до даты проведения собрания членов-пайщиков 21.07.2020 принимались в письменной форме возражения лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей. Лица, заявившие возражения, были исключены из списка невостребованных долей. Общее собрание, назначенное в д. Никулино Макарьевского муниципального района Костромской области, 21.07.2020 не состоялось по причине отсутствия кворума. По истечении времени со дня опубликования списка невостребованных земельных долей администрация Унженского сельского поселения приняла Постановление №77 от 31.08.2020, которым утвердила список земельных долей, которые могут признаны невостребованными.
Истец просил признать право муниципальной собственности на 11 земельных долей, каждая из которых составляет 1/283 долю площадью 3,3 га (61,40 баллогектаров) в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены наследники умерших граждан пайщиков ТОО «Красное Знамя»:
наследник ФИО1 - Смирнова Антонина Васильевна;
наследник ФИО3 – Толмачева Вера Федоровна;
наследники ФИО5 – Бойкова Оксана Александровна, Секретов Эдуард Николаевич, Секретов Андрей Николаевич;
наследник ФИО9 и ФИО29 – Сердцев Игорь Иванович;
наследник ФИО12 – Толмачев Иван Борисович;
Согласно сведениям нотариусов наследственные дела после смерти ФИО14, ФИО15, ФИО16 не заводились.
Определением Макарьевского районного суда Костромской области от 11.10.2022 принят отказ истца от иска в отношении земельных долей, принадлежащих ФИО17 и ФИО18.
Представитель истца - администрации Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Ответчики Смирнова А.В., Толмачева В.Ф., Секретов Э.Н., Секретов А.И., Сердцев И.И., Толмачев И.Б. в судебное заседание не явились, представили суду письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, об отказе в принятии наследства в виде земельной доли.
Ответчик Бойкова О.А., извещенная надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика - МТУ Росимущество во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области в судебное заседание не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или правовыми актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Из п. 2 Указа Президента РФ № 323 от 27.12.1991 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» следует, что решения по перераспределению земель принимаются органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам.
Во исполнение Указа производилась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель (в соответствии с постановлением правительства РФ № 86 от 29.12.1991), в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закрепленные ранее за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан. Земельные доли могли быть получены путем выделения в натуре для организации частного крестьянского хозяйства или внесения в уставной капитал в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив.
Муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности на земельный участок, не используемый собственником в течение трех и более лет по назначению.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», принятых на основании Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСРО» производилась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которой сельскохозяйственный угодья, закрепленные ранее за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан. Колхозам и совхозам, которым предписывалось до 01.01.1993 осуществить реорганизацию и привести свою организационно-правовую форму в соответствие с требованиями Закона РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а коллективам совхозов, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного пользования и до 01.03.1992 принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. При этом члены реорганизуемых хозяйств наделялись земельными паями (долями), которые они могли получить путем выделения в натуре для организации частного крестьянского хозяйства или внесения в уставной капитал в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив.
В силу ст. 16 ЗК РФ, данная норма предусматривает презумпцию государственной собственности на землю, в силу которой в пределах страны нет и не может быть земли, у которой отсутствует собственник или собственник которой неизвестен. На протяжении последних лет (более 10 лет) многие из собственников указанных земельных долей не распорядились ими и не принимают никаких мер по надлежащему использованию находящихся в долевой собственности земель сельскохозяйственного назначения. Совокупность положений ст. 284 ГК РФ, ст. 44 ЗК РФ, ст.ст. 5,6 ФЗ № 101 определяет, что в случае ненадлежащего использования (в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами) земельного участка или не использования его в течение 3-х и более лет, земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 12 ФЗ РФ от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, отказаться от права собственности на земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.
Таким образом, Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» устанавливает особые правила для земель указанной категории.
В силу п. 3 ст. 1 вышеуказанного Закона одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков.
Данным Законом также предусматривается возможность прекращения прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со ст. 12.1 ФЗ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»:
Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд (п. 1).
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. (п. 2).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными (п. 3).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования (п. 4).
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности (п. 5).
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей (п. 6).
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными (п.7).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными (п. 8).
Судом установлено, что администрация Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области составила список земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными (список невостребованных земельных долей). Данный список был опубликован в средствах массовой информации и размещен на официальном сайте администрации в сети «Интернет» 27.01.2020 и 30.01.2020.
Объявление об общем собрании участников общей долевой собственности размещены в общественно-политической газете Макарьевского района Костромской области «Макарьевский вестник» № 10 от 30.01.2020, № 55 от 14.05.2020, в информационном бюллетене Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области «Вестник поселения» № 125 от 27.01.2020, № 131.1 от 11.05.2020, на информационных щитах в с. Унжа, д. Ильинское, д. Шемятино, д. Никулино Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области.
В связи с распространением коронавирусной инфекции общее собрание с 15.06.2020 было перенесено на неопределенный срок, о чем также было опубликовано в средствах массовой информации на официальном сайте в сети «Интернет» администрации Унженского сельского поселения.
После стабилизации ситуации, касающейся коронавирусной инфекции, было принято решение о проведении общего собрания участников общей долевой собственности ТОО «Красное Знамя» 21.07.2020 (опубликовано в общественно-политической газете «Макарьевский вестник» № 83 от 18.07.2020, в информационном бюллетене Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области «Вестник поселения» № 134.1 от 13.07.2020).
С момента опубликования - 27.01.2020 до даты проведения собрания членов-пайщиков - 21.07.2020 принимались в письменной форме возражения лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей. Лица, заявившие возражения, были исключены из списка невостребованных долей. Общее собрание, назначенное в с. Унжа Макарьевского муниципального района Костромской области 21.07.2020, не состоялось по причине отсутствия кворума. По истечении четырех месяцев со дня опубликования списка невостребованных земельных долей администрация Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области Постановлением № 77 от 31.08.2020 утвердила список земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными.
В судебном заседании установлено, что владельцы земельных долей в течение более чем трех лет не распорядились своими долями и не приняли никаких мер по надлежащему использованию находящихся в долевой собственности земель сельскохозяйственного назначения.
Не распорядились их долями и наследники, т.к. после смерти указанных выше владельцев земельных долей не предприняли никаких мер по надлежащему использованию данных земель. Доказательств фактов распоряжения земельной долей указанных выше владельцев земельных долей при жизни либо их наследниками, в частности: обращение о выделе земельного участка в натуре, совершение сделок с долей, фактическое использование земли по целевому назначению - суду не представлено.
Вся процедура утверждения списка невостребованных земельных долей сельским поселением проведена в соответствии с законом и установленными в нём процедурными сроками.
Исходя из изложенного суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, т.к. 9 земельных долей после умерших граждан являются невостребованными.
Установлено, что право общей долевой собственности ФИО14, ФИО15, ФИО1, ФИО19, ФИО5, ФИО9, ФИО10, ФИО16, ФИО12 по 1/283 доли каждого, на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Костромская область, Макарьевский муниципальный район, ТОО «Красное Знамя», не зарегистрировано.
Поскольку суд пришел к выводу о признании за истцом права муниципальной собственности на указанные невостребованные земельные доли, регистрационные записи о государственной регистрации права общей долевой собственности указанных граждан, подлежат погашению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования администрации Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием Унженское сельское поселение Макарьевского муниципального района Костромской области право муниципальной собственности на 9 земельных долей, каждая из которых площадью 33 га (61,4 баллогектаров) составляет 1/283 долю в праве общей долевой собственности, на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Костромская область, Макарьевский район, Унженское сельское поселение, ТОО «Красное Знамя», признанных невостребованными, ранее принадлежавших:
ФИО14 - свидетельство на право собственности на землю серии РФ- VIII №;
ФИО15 - свидетельство на право собственности на землю серии РФ- VI №;
ФИО1 - свидетельство на право собственности на землю серии РФ- VIII №;
ФИО19 - свидетельство на право собственности на землю серии РФ- VIII №;
ФИО5 - свидетельство на право собственности на землю серии РФ- VI №;
ФИО9 - свидетельство на право собственности на землю серии РФ- VIII №;
ФИО10 - свидетельство на право собственности на землю серии РФ- VIII №;
ФИО16 - свидетельство на право собственности на землю серии РФ- VIII №.
ФИО12 - свидетельство на право собственности на землю серии РФ- VIII №.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Макарьевский районный суд Костромской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме
Судья: подпись
Копия верна. Судья А.С. Борисов
Решение в окончательной форме принято 13.10.2022