УИД 50RS0007-01-2024-000307-13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2024 года г. Домодедово
Домодедовский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего Е.А. Мазиной
при ведении протокола помощником судьи С.И. Ткачевой
с участием: помощника прокурора А.Ю. Макушенко по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1153/2024 по иску Домодедовского городского прокурора Московской области к ООО «Стиль», Владимировой С.В о признании удостоверения о повышении квалификации недействительным, обязании передать его в ООО «Стиль», обязании его уничтожить
УСТАНОВИЛ:
Домодедовский городской прокурор Московской области обратился с иском в порядке ст7 45 ГПК РФ к ООО «Стиль», Владимировой С.В о признании удостоверения о повышении квалификации, выданного Владимировой С.В недействительным, обязании передать его Владимировой С.В в ООО «Стиль», обязании ООО «Стиль» его уничтожить.
Исковые требования мотивированы следующим.
В результате проводимой Домодедовской городской прокуратурой было установлено, что ГКУ МО «Домодедовский городской центр занятости населения Московской области» и ООО «Стиль» в рамках реализации национального проекта «Демография», 28.10.2019 года был заключен госконтракт 74/2019-ОК на оказание образовательных услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан по программе «менеджер широкого профиля». Цена контракта составила 2,1 млн. руб. В соответствии с техническим заданием к контракту обучение граждан не предполагало использование сетевой формы реализации образовательных услуг. Срок обучения граждан по программе составлял 144 учебных (академических) часов, из которых теоретических не менее 72 часов и практических не менее 72 часов.
ООО «Стиль» обязан осуществлять обучение граждан по согласованным с заказчиком учебным планом и программам по профессиям, специальностям, по которым осуществляется профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан предпенсионного возраста. Согласно подписанного сторонами 20.12.2019 г акта сдачи-приемки услуг, Владимировой С.В были оказаны услуги по повышению квалификации по очно-заочной форме по профессиональной программе «менеджер широкого профиля» и ей выдан документ установленного образца об окончании обучения. Однако, в рамках возбужденного 21 января 2022г в СО по г. Домодедово ГСК СЕ России по Московской области уголовного дела по факту хищения из федерального бюджета и бюджета Московской области денежных средств в размере 268000 руб. При исполнении названного государственного контракта, Владимирова С/В 12.07.2022 года дала показания в качестве свидетеля о том, что она обучение фактически не проходила, а только подписывала документы (заявление, договор, акт об окончании обучения).
Таким образом, Владмирова С.В обучение по повышению квалификации фактически не проходила, итоговую квалификацию не проходила, оценка ее знаний произведена не была, однако ей было выдано удостоверение о повышении квалификации № от 20.12.2019 года.
В судебном заседании помощник прокурора Макушенко А.Ю. поддержал заявленные требования.
Ответчики Владимирова С.В, представитель ООО «Стиль» в судебное заседание не явились, извещены.
Представитель третьего лица ГКУ МО «Домодедовский городской центр занятости населения Московской области» не явился, извещены.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков и 3-го лица.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле, согласно статей 59, 60, 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив юридически значимые обстоятельства, приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что Домодедовской городской прокуратурой проведена проверка на предмет соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции при освоении бюджетных средств в рамках национального проекта "Демография".
Из материалов дела следует, что между ГКУ МО Домодедовский ЦЗН и ООО «Стиль» 28 октября 2019г был заключен госконтракт №71/2019-ОК с целью реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц предпенсионного возраста.
Согласно п. 1.1 Договора,ООО «Стиль» приняло на себя обязанность оказать услуги по профессиональному обучению и дополнительному образованию граждан в соответствии с техническим заданием в объеме, установленном сметной документацией, а ГКУ МО Домодедовский ЦЗН принять результат услуг и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
В соответствии с техническим заданием на оказание услуг, являющимся приложением №5 к Договору, ООО «Стиль» обязано реализовать программу обучения для 33 слушателей, в количестве не менее 144 учебных часов на каждого по программе «менеджер широкого профиля».
Стоимость контракта определена сторонами в 2100 000 руб (п. 2.1 Договора).
20 декабря 2019г сторонами госконтракта №71/2019-ОК подписан Акт сдачи-приемки услуг №2 об оказании услуг в отношении 11 человек, в числе которых указан ответчик Владимирова С.В.
По результатам обучения, на имя ответчика Владимировой С.В было изготовлено удостоверение № об успешном прохождении обучения по курсу повышения квалификации по профессии «Менеджер широкого профиля».
Постановлением от 31.02.2022г Следственным комитетом РФ ГСУ по Московской области было возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159 УК РФ, ч. 1 ст. 285 УК РФ по факту хищения бюджетных денежных средств путем мошенничества в рамках госконтракта №71/2019-ОК.
Опрошенная в качестве свидетеля Владимирова С. В 12 июля 2022г дала показания о том, что в период времени с 01.11-20.12.2019г работала в МБУ МФЦ Домодедово, курс обучения в ООО «Стиль» она не проходила, указанная организация ей не известна, удостоверение об окончании курса обучения ей не выдавалось, она его не получала.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании" к основным программам профессионального обучения относятся, в том числе, программы профессиональной подготовки.
В силу пункта 1 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к дополнительным образовательным программам относятся дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
В соответствии со статьей 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды (часть 1).
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) (часть 2).
К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: 1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; 2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование (часть 3).
Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации (часть 4).
Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (часть 5).
Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование (часть 6).
Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе (часть 9).
Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ (часть 10).
Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании (часть 11).
Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании (часть 13).
Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (часть 14).
Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке (часть 15).
Согласно части 10 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" документ о квалификации подтверждает: 1) повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке); 2) присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).
Учитывая, что ответчик Владимирова С.В не проходила обучение в рамках заключенного госконтракта, действия ответчика ООО «Стиль» по документированию Владимировой С.В удостоверением о профессиональной подготовке в отсутствие фактического предоставления образовательной услуги, оплаченной центром занятости населения по контракту, противоречат основам правопорядка, являются по своей правовой природе ничтожными.
Поскольку в рассматриваемом случае обучения Владимировой С.В не было осуществлено, выданное на имя Владимировой С.В удостоверение о повышении её квалификации является недействительным.
Учитывая, что Владимирова С.В не получала удостоверение и оно ей не выдавалось, требования об обязании ответчика передать оригинал удостоверения о повышении квалификации в ООО «Стиль» не подлежат удовлетворению.
Поскольку в рамках возбужденного уголовного дела поч. 3 ст. 159 УК РФ, ч. 1 ст. 285 УК РФ по факту хищения бюджетных денежных средств путем мошенничества указанное удостоверение должно проходить в качестве вещественного доказательства, судьба его должна разрешаться при рассмотрении уголовного дела, в порядке ст. 81 УПК РФ, требование о его уничтожении до рассмотрения уголовного дела являются не законными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Домодедовского городского прокурора Московской области удовлетворить частично.
Признать удостоверение от 20.12.2019г № о повышении квалификации на имя Владимировой С.В. недействительным.
В части требования об обязании Владимирову С.В передать оригинал удостоверения в ООО «Стиль» для его уничтожения последним – отказать.
В части требования об обязании ООО «Стиль» уничтожить вышеуказанное удостоверение – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Домодедовский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Домодедовский городской суд.
Председательствующий Е.А. Мазина
Мотивированное решение
изготовлено
05 марта 2024г