Дело № 2-1090/2023
УИД 48RS0005-01-2023-000913-81
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июля 2023 года город Липецк
Липецкий районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Мартышовой С.Ю.,
с участием помощника прокурора Липецкого района Липецкой области Ширяевой А.В.,
при секретаре Васильевой Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению иску прокурора Липецкого района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Липецкого муниципального района Липецкой области о возложении обязанности по проведению мероприятий по отлову, содержанию и возврату в прежние места обитания животных без владельцев,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Липецкого района Липецкой области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Липецкого муниципального района Липецкой области о возложении обязанности по проведению мероприятий по отлову, содержанию и возврату в прежние места обитания животных без владельцев, указывая, что прокуратурой Липецкого района проведена проверка исполнения законодательства о животном мире и ответственном обращении с животными, в ходе которой установлено, что администрацией Липецкого муниципального района в настоящее время работа по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории муниципального района не организована. В целях обеспечения муниципальных нужд района 07.02.2023 между администрацией Липецкого муниципального района и ИП ФИО3 заключен договор на оказание услуг по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев на территории Липецкого муниципального района на сумму 1 391 415 руб. 00 коп. Не все заявки, поступившие из администраций сельских поселений, своевременно направляются администрацией Липецкого района ИП ФИО3 для отлова безнадзорных животных. Не исполнение администрацией Липецкого муниципального района требований законодательства о животном мире и ответственном обращении с животными подвергает опасности право неограниченного круга лиц на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду. В связи с чем, просит суд обязать администрацию Липецкого муниципального района Липецкой области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение мероприятий по отлову, содержанию и возврату в прежние места обитания животных без владельцев, а именно заключить договор со специализированной службой на отлов животных без владельцев.
В судебном заседании помощник прокурора Липецкого района Липецкой области Ширяева А.В. исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Пояснила, что в настоящий момент исковые требования были удовлетворены ответчиком добровольно, однако, после подачи иска в суд. Просила решение суда в исполнение не приводить.
Представитель ответчика администрации Липецкого муниципального района Липецкой области Андрюшин Я.Ю., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования признал.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В силу статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание ответчиком иска, если оно противоречит закону или нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд полагает необходимым принять признание иска представителем ответчика администрации Липецкого муниципального района Липецкой области Андрюшиным Я.Ю., поскольку такое признание не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов третьих лиц. Последствия признания иска представителю ответчика администрации Липецкого муниципального района Липецкой области по доверенности Андрюшину Я.Ю. разъяснены и понятны.
Как следует из положений пункта 4 статьи 27 и пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2003 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Статьей 7 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регламентированы полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными, в том числе, право создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 2).
Согласно части 3 данной статьи органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 498-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно п. 9.5 СП 3.1.7.2627-10. Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила, к числу мероприятий по предупреждению случаев бешенства среди людей относится регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства. При реализации региональных программ санитарно- эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частями 1, 6 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 №. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов осуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вышеуказанных вопросов (подп. 82 п. 2, п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
В соответствии со ст. 1 Закона Липецкой области от 15.12.2015 №481-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - переданные государственные полномочия).
Реализация переданных государственных полномочий осуществляется органами местного самоуправления путем организации проведения следующих мероприятий:
1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и немедленная передача в приюты для животных;
2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")";
3) возврат потерявшихся животных их владельцам, поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;
4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части;
5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
Согласно п. 3 ст. 2 Закона органы местного самоуправления наделяются переданными государственными полномочиями на неограниченный срок. .
Согласно с. 9 указанного Закона органы местного самоуправления и должностные лица органов местного самоуправления, осуществляющие исполнение переданных государственных полномочий, несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее их исполнение в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п. 7 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Липецкой области от 30.04.2020 № 43 деятельность по обращению с животными без владельцев на территории Липецкой области осуществляют органы местного самоуправления, в том числе через муниципальные учреждения.
В качестве исполнителей мероприятий, предусмотренных п. 6 настоящего Порядка, могут привлекаться юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 9 Правил отлов животных без владельцев осуществляется на основании:
-информации от физических лиц и юридических лиц, поступающей в орган местного самоуправления;
-результатов рейдовых мероприятий, проводимых органом местного самоуправления согласно утвержденному им графику.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования (часть 5).
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что прокуратурой Липецкого района проведена проверка исполнения законодательства о животном мире и ответственном обращении с животными, в ходе которой установлено, что администрацией Липецкого муниципального района в настоящее время работа по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории муниципального района не организована, договор со специализированной организацией на отлов и содержание безнадзорных животных не заключен.
Судом установлено, что 07.02.2023 между администрацией Липецкого муниципального района Липецкой области и ИП ФИО3 заключен договор на оказание услуг по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев на территории Липецкого муниципального района на сумму 1 391 415 руб. 00 коп.
Не все заявки, поступившие из администраций сельских поселений, своевременно направляются администрацией Липецкого района ИП ФИО3 для отлова безнадзорных животных.
Администрацией сельского поселения Кузьмино-Отвержский сельсовет липецкого муниципального района Липецкой области с 07.03.2023 по 10.05.2023 направлено 10 заявок на отлов 35 собак, которые не исполнены.
Предусмотренные договором средства в сумме 1 391 415 руб. 00 коп. в настоящее время освоены.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались представителем администрации Липецкого муниципального района Липецкой области.
Доказательств надлежащего и своевременного исполнения обязанности по исполнению законодательства о животном мире и ответственном обращении с животными ответчиком при рассмотрении гражданского дела не представлено.
С учетом изложенного, исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Исходя из положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд полагает справедливым и разумным установить срок исполнения решения суда – три месяца со дня его вступления в законную силу.
Вместе с тем, судом установлено, что на момент рассмотрения настоящего гражданского дела, нарушения законодательства о животном мире и ответственном обращении с животными ответчиком устранены.
Данное обстоятельство подтверждается представленным суду муниципальным контрактом № на оказание услуг по обращению с животными без владельцев на территории Липецкого муниципального района Липецкой области (отлов, содержание, клинический осмотр, вакцинация, маркировка, стерилизация (кастрация), умерщвление, утилизация и возврат на прежние места обитания животных без владельцев на территории Липецкого муниципального района) от 11.07.2023 года.
Поскольку нарушения ответчиком были устранены после предъявления настоящего иска, суд принимает решение об удовлетворении требований прокурора и полагает возможным решение суда в исполнение не приводить.
На основании части 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с закрепленным в части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации принципом состязательности и равноправия сторон, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд рассмотрел гражданское дело в рамках заявленных исковых требований по представленным доказательствам.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Липецкого муниципального района Липецкой области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение мероприятий по отлову, содержанию и возврату в прежние места обитания животных без владельцев, заключить договор со специализированной службой на отлов животных без владельцев.
Решение суда в исполнение не приводить.
Решение суда может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Липецкий районный суд
Судья С.Ю. Мартышова
Мотивированное решение
изготовлено 31.07.2023 года