Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-61/2022 ~ М-27/2022 от 24.02.2022

№ 2-61/2022

                                              РЕШЕНИЕ

                           Именем Российской Федерации

с. Анучино                                                                 25 мая 2022 года

Анучинский районный суд Приморского края Российской Федерации в составе председательствующего судьи Юрченко Л.П., при секретаре судебного заседания, Падериной А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-61/2022 по исковому заявлению Евтушенко Сергея Сергеевича к государственному казенному учреждению Приморского края по пожарной безопасности, делам гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций о защите трудовых прав,

                                           УСТАНОВИЛ:

Евтушенко С.С. обратился в суд с указанным выше иском, указав, что он состоит в трудовых отношениях с Государственным казенным учреждением Приморского края по пожарной безопасности, делам гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - ГКУ Приморского края по ПБ, ГОЧС) в должности водителя пожарного автомобиля.

Местом работы истца является филиал ГКУ Приморского края по ПБ, ГОЧС «29 отряд противопожарной службы Приморского края по охране Анучинского муниципального района».

Ответчиком 19.11.2021 издан приказ № 1465-к «Об отстранении от работы работника 29 ОПС ввиду отсутствия профилактических прививок новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее - приказ от 19.11.2021 № 1465-к), которым Евтушенко С.С. отстранен от работы в связи с отказом от вакцинации и (или) отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы. Согласно п. 2 названного приказа заработная плата работнику в период отстранения от работы (недопущения к работе) не начисляется.

Евтушенко С.С. утверждает, что о данном приказе ему стало известно 23.11.2021.

Он обратился к работодателю (ответчику) с заявлением от 26.01.2022 об отмене незаконного приказа об отстранении, на которое получил ответ от 07.02.2022, в котором содержится разъяснение о том, что учреждение не наделено полномочиями по оценке законности постановления государственного санитарного врача по Приморскому краю, в том числе постановления указанного должностного лица № 7 от 11.10.2021 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Евтушенко С.С. не согласен с приказом об отстранении его от работы по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлены основания, при которых работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, в том числе по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Каких - либо требований органов или должностных лиц об отстранении истца от работы не имеется и он не является носителем возбудителей инфекционных заболеваний, соответственно, не может являться источником возбудителей инфекционных заболеваний, поэтому оснований для вынесения главным санитарным врачом постановления об отстранении его от работы не имелось.

Истец указывает, что ответчик в приказе № 1465-к от 19.11.2021 ссылается на п. 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ от 17.09.1998 «О иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – Федеральный закон № 157-ФЗ от 17.09.1998). Однако согласно данной правовой норме отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приёме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Истец указывает, что перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 утвержден перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок. Истец полагает, что в данный Перечень работа, которую он выполняет по трудовому договору, не включена.

Оспариваемый приказ № 1465-к от 19.11.2021 также принят во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача Приморского края № 7 от 11.10. 2021, пунктом 3.1 которого установлено, что руководители должны организовать проведение профилактических прививок против коронавирусной инфекции не менее 80% от общей численности сотрудников. Истец полагает, что поскольку в учреждении прививки против коронавирусной инфекции получили более 90% сотрудников, то оснований для отстранения его от работы не имелось и по этим обстоятельствам.

Истец так же полагает, что постановление Главного государственного санитарного врача Приморского края № 7 от 11.10.2021 противоречит законодательству, в связи, с чем работодатель не вправе отстранять от должности работников по основаниям, установленным данным постановлением.

Истец полагает, что оспариваемый приказ № 1465-к от 19.11.2021 также принят во исполнение приказа ГКУ Приморского края по пожарной безопасности, ГОЧС № 1232 от 21.10.2021 «Об организации проведения профилактических прививок работников учреждений». Между тем, данный приказ также принят с нарушением закона, поскольку в полномочия работодателя не входит организация проведения профилактических прививок работников, а кроме того, приказ № 1232 принят 21.10.2021 со ссылкой на постановление Главного государственного санитарного врача по Приморскому краю № 7, в котором лица, работающие на основании трудового договора в сфере обеспечения пожарной безопасности, организации тушения пожаров, поиска и спасения людей, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций включены в названное постановление только 27.10.2021.

Истец полагает, что оснований для отстранения его от работы, указанных в статье 76 ТК РФ, не имеется.

Истец полагает, что действиями работодателя-ответчика нарушены его права, предоставленные Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», Федеральным законом № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных», Федеральным законом № 157-ФЗ и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими данные отношения в указанной сфере, в связи с чем он, в том числе его семья, необоснованно и незаконно лишились источника дохода, что влечет для них негативные последствия.

    Евтушенко С.С. просит суд, признать незаконным приказ ГКУ Приморского края по пожарной безопасности, ГОЧС от 19 ноября 2021 года № 1465-к «Об отстранении от работы работника 29 ОПС ввиду отсутствия профилактических прививок против новой короновирусной инфекции (COVID-19) и недействующим с даты его издания и взыскании 93649 рублей 00 копеек за время вынужденного прогула.

В судебном заседании Евтушенко С.С. уточнил исковые требования и просил признать недействующим приказ ГКУ Приморского края по пожарной безопасности, ГОЧС от 19.11.2021 № 1465-к «Об отстранении от работы работника 29 ОПС ввиду отсутствия профилактических прививок против новой короновирусной инфекции (COVID-19)» и недействующим с даты его издания и взыскании 213356 рублей 00 копеек за время вынужденного прогула, уточненные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель истца Китаева Н.В., уточненные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, пояснив, что истец считает, не законным отстранение от работы в связи с тем, что он не прошел вакцинацию и что постановление главного государственного санитарного врача № 7 и уже постановление № 8, которым расширена категория граждан, которые обязаны вакцинироваться от коронавирусной инфекции являются не законными, поскольку государственный санитарный врач вышел за пределы своих полномочий. Законодательством об иммунопрофилактике, установление категории граждан, которые подлежат обязательной вакцинации, отнесено к органу здравоохранения РФ. Министерство здравоохранения утвердило категории граждан, которые подлежат обязательной вакцинации, в которые не входит должность, на которой работает истец. Министерство здравоохранения на местах передало полномочия только изменять приоритеты, которые установлены. Три уровня приоритетов установлены при коронавирусной инфекции. Органу на месте дано право менять уровни категории, но категории граждан, которые подлежат обязательной вакцинации, они не имеют право изменять. Постановлением главного государственного санитарного врача эта категория изменена и туда внесены должности, к которой относится истец. Поэтому его отстранили на основании этого постановления. Просила применить ст. 120 Конституции РФ, согласно которой, если суд установит, что нормативно-правовой акт противоречит закону, то применяет закон. А также, ч. 2 ст. 11 ГПК РФ и ст. 5 ФКЗ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ в которых содержится аналогичная норма, что если суд установит, что нормативно-правовой акт противоречит нормативно-правовому акту, который имеет большую юридическую силу, то применяет нормативно-правовой акт, который имеет большую юридическую силу. В данном случае постановление главного государственного санитарного врача Приморского края противоречит приказу Министерства здравоохранения.

    Представитель ответчика ГКУ Приморского края по пожарной безопасности, ГОЧС Полунин С.Н. исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, суду пояснил, что требования истца об отмене приказа об отстранении от работы ввиду отсутствия у работника профилактической прививки против коронавирусной инфекции объективно ничем не доказаны и не были подтверждены в ходе судебного разбирательства. По всем указанным в исковом заявлении обстоятельствам была проведена прокурорская проверка по письменному заявлению Евтушенко С.С., по результатам которой никаких оснований для принятия каких-либо мер прокурорского реагирования на обращение работника установлено не было. Изложенные доводы истца о нарушении его трудовых прав не обоснованы и документально не подтверждены, поскольку приказ об отстранении Евтушенко С.С. от работы был издан во исполнение требований закона и постановления главного государственного санитарного врача по Приморскому краю. Данное постановление истцом в административном порядке не обжаловалось. На данный момент приказ об отстранении Евтушенко С.С. от работы признан утратившим силу, и работник допущен к исполнению обязанностей с 08.04.2022 в связи с отменой постановления главного государственного санитарного врача по Приморскому краю № 7 от 11.10.2021.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, 43 пожарной части государственного казенного учреждения Приморского края по пожарной безопасности, делам гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Янишпольский М.Г. суду пояснил, что позиция у него двусмысленная, в какой-то степени согласен с иском, приказ он не издавал, лишь ознакомил с ним истца, по-поводу работы у него нет замечаний к Евтушенко С.С.

Прокурор Анучинского района Приморского края, в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, причина неявки суду не известна, об отложении слушания дела не просил, об уважительности причин неявки не сообщил. В связи с чем, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие прокурора в соответствии с ч. 3 ст. 45 и ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав истца Евтушенко С.С. и его представителя Китаеву Н.В., представителя ответчика Полунина С.Н., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, Янишпольского М.Г., исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему выводу.

Согласно ст. 19 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Федеральный закон № 68-ФЗ), граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

В силу п.п. 2, п. а, ст. 10 Федерального закона № 68-ФЗ, Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 417 от 02.04.2020 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации».

Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (п.п. б, п. 3, п.п. в, г, п. 4 Правил).

Согласно п.п. б, п. 6 ст. 4.1, п. а, у, ф, ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с п.п. а.2, п. а, ст. 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом а.1 статьи 10 названного федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 года № 715 были утверждены «Перечень социально значимых заболеваний» и «Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих».

Постановлением Правительства РФ № 66 от 31.01.2020 внесены изменения в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, короновирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в указанный Перечень.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2014 № 125н были утверждены «Национальный календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям».

Согласно приказам Министерства здравоохранения РФ № 1307н от 09.12.2020, № 47н от 03.02.2021, № 1122н от 06.12.2021 профилактическая прививка против COVID-19 была дополнительно внесена в указанный Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Согласно ст. 35 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон № 52-ФЗ) профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Согласно п.п. 6, п. 1, ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999, главные государственные врачи их заместители наделены полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан.

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом № 157-ФЗ от 17.09.1998 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее Федеральный закон № 157-ФЗ).

Согласно п.п. 6, п. 1, ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ и п. 2 ст. 10 Федерального закона № 157-ФЗ решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) (постановления) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации определены категории (группы) граждан, так называемых «групп риска», которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия.

В данных постановлениях также указано, что вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.

Согласно ст. 10 и ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ, граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

11.10.2021 Главным государственным санитарным врачем по Приморскому краю принято постановление № 7 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан по эпидемическим показаниям в Приморском крае» (далее Постановление № 7), в соответствии с которым руководители организаций, относящихся к сферам, указанным в Постановлении № 7, обязаны в срок до 15.12.2021 обеспечить проведение вакцинации работников. В случае отказа работника от вакцинации работодателю необходимо отстранить работника до окончания курса вакцинации, либо до улучшения эпидемиологической ситуации в регионе.

Как указано выше, в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от коронавируса. Она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ от 17.09.1998 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет:

запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;

временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;

отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 5.5.4 Постановления Правительства РФ № 324 от 30.06.2004 «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости» данный орган осуществляет консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно ст. 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:

появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором;

в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором;

по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в других случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами.

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

Как подтверждается трудовым договором № 68 от 29.01.2014 (л.д. 11-15) и дополнительным соглашением № 47 от 01.01.2020 к указанному трудовому договору (л.д. 16) истец состоит в трудовых отношениях с государственным казенным учреждением Приморского края по пожарной безопасности, делам гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в должности водителя пожарного автомобиля.

Постановлением главного государственного санитарного врача по Приморскому краю от 11.10.2021 года № 7 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным категориям (группам) граждан по эпидемическим показаниям в Приморском крае» в п. 1.1 и 1.2 предусмотрено, что работодатели обязаны обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации (в том числе): работающим на основании трудового договора или гражданско-правового договора в организациях, осуществляющих деятельность по обеспечению пожарной безопасности, организации тушения пожаров, поиска и спасения людей, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт 1.1); служащим и работникам иных государственных органов, а также работникам подведомственных указанным органам организаций (пункт 1.2) (абзацы введены Постановлением Главного государственного санитарного врача по Приморскому краю от 27.10.2021 № 8).

Истец является работником государственного казенного учреждения, учредителем которого является Приморский край (п. 1.6 Устава). Учреждение находится в ведении Министерства ГОЧС Приморского края - отраслевой орган (п. 1.8 Устава), соответственно, подпадает под категорию (групп) граждан, указанную в п. 1.1 Постановления главного государственного санитарного врача по Приморскому краю от № 7 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным категориям (группам) граждан по эпидемическим показаниям в Приморском крае» (л.д. 123).

В соответствии с п. 3.1 данного Постановления работодателей обязали организовать проведение профилактических прививок против коронавирусной инфекции не менее 80 % от общей численности сотрудников в следующие сроки:

- первым компонентом - до 15.11.2021;

- вторым компонентом - до 15.12.2021.

Согласно и. 3.2 Постановления работодателей обязали отстранять от работы (переводить на дистанционный режим) следующих лиц:

с 15.11.2021 - не получивших ни одного компонента вакцины;

с 15.12.2021 - не имеющих законченного курса вацинации.

Во исполнение вышеуказанных требований действующего законодательства Учреждением был издан Приказ № 1232 от 21.10.2021 «Об организации проведения профилактических прививок работников учреждения».

Согласно п. 1.5 данного приказа все работники, не прошедшие вакцинацию до 15.11.2021, в случае письменного отказа работника от прохождения вакцинации будут отстранены от работы на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы, в период отстранения от работы заработная плата работнику начисляться не будет (л.д. 24-26).

Истец отказался ознакомиться с данным приказом под роспись, о чём был составлен соответствующий письменный акт от 30.10.2021 (л.д. 122).

16.11.2021 работнику было вручено письменное уведомление о необходимости проведения профилактические прививок (вакцинации) (л.д. 27-28),

Евтушенко С.С. устно отказался в присутствии представителей учреждения от прохождения вакцинации, письменных документов в обоснование и подтверждение своего отказа не представил. Отказ работника был оформлен письменным актом учреждения от 19.11.2021 (л.д. 63).

Документов, подтверждающих право работника не проходить вакцинацию (например - сертификат о прививке, медицинская справка о противопоказаниях или ранее перенесенном заболевании и т.п.) Евтушенко С.С. в учреждение не представил, в связи с чем, в отношении Евтушенко С.С. был издан приказ № 1465-к от 19.11.2021 «Об отстранении от работы работника 29 ОПС ввиду отсутствия профилактических прививок против новой коронавируеной инфекции (COVID-19)» (л.д. 29-30).

Приказ об отстранении от работы был предъявлен работнику для ознакомления и вручения копии 23.11.2021. Однако истец отказался надлежащим образом ознакомиться с данным документом (под роспись). Факт отказа Евтушенко С.С. от ознакомления с приказом о его отстранении был зафиксирован актом от 23.11.2021 (л.д. 105).

Истец обратился к работодателю (ответчику) с заявлением от 26.01.2022 об отмене незаконного приказа об отстранении (л.д. 36-38).

ГКУ Приморского края по пожарной безопасности, ГОЧС был дан ответ № 54/6-228 от 07.02.2022, которым разъяснено, что учреждение не наделено полномочиями по оценке законности постановления государственного санитарного врача по Приморскому краю, в том числе постановления указанного должностного лица № 7 от 11.10.2021 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (л.д. 39).

В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ от 17.09.1998, граждане имеют право отказаться от профилактических прививок, однако на основании п. 2 указанной статьи отсутствие профилактических прививок влечет за собой, в том числе, отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Согласно Определения Конституционного Суда РФ № 1867-О от 21.11.2013 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Г. на нарушение ее конституционных прав Федеральным законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», что же касается предусмотренных абзацем четвертым п. 2 ст. 5 названного закона, правовых последствий отсутствия профилактических прививок в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, то установление указанного правила обусловлено необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации) и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав заявительницы.

Довод истца о том, что его работа не входит в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 № 825 «Об утверждении Перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок» поэтому прививка для него не является обязательной, а её отсутствие не может служить основанием для отстранения его от работы, суд находит несостоятельным, поскольку исходя из Перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 715 от 01.12.2004 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации № 66 от 31.12.2020), короновирусная инфекция (2019-nCoV) (код по МКБ-10: В34.2) относится к заболеваниям представляющих опасность для окружающих.

Таким образом, трудовая деятельность Евтушенко С.С. попадает под категорию (групп) граждан, указанную в п. 1.1, 1.2 Постановления главного государственного санитарного врача Приморского края № 7 от 11.10.2021 «О проведении профилактических прививок против новой короновирусной инфекции отдельным категориям (группам) граждан по эпидемическим показаниям в Приморском крае», между тем свою обязанность по выполнению требований санитарного законодательства, истец не исполнил.

Довод истца о том, что Постановление главного государственного санитарного врача по Приморскому краю № 7 от 11.10.2021, во исполнение которого был издан приказ об отстранении Евтушенко С.С., противоречит закону, является несостоятельным, поскольку указанное Постановление издано Главным государственным санитарным врачом по Приморскому краю в рамках предоставленных ему полномочий (п.п. б, п. 6 ст. 4.1, п. а, у, ф, ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ).

Довод истца, что на момент его отстранения в Учреждении было привито более 90% сотрудников, в связи с чем, оснований его отстранения от исполнения должностных обязанностей, не было, суд также отклоняет.

В соответствии с буквальным толкованием Постановления главного государственного санитарного врача Приморского края № 7 от 11.10.2021 «О проведении профилактических прививок против новой короновирусной инфекции отдельным категориям (группам) граждан по эпидемическим показаниям в Приморском крае» отстранение от работы, перевод на дистанционный режим работы предусмотрено для лиц, указанных в подпунктах 1.1 и 1.2 пункта 1 Постановления: с 15.11.2021, не получивших ни одного компонента вакцины против новой коронавирусной инфекции; с 15.12.2021 - лиц, не имеющих законченного курса вакцинации.

Обязанность по обеспечению профилактической прививкой не менее 80% от общей численности сотрудников возложена на Руководителей министерств, ведомств, предприятий, организаций, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям всех форм собственности, осуществляющим деятельность на территории Приморского края в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления и не является основанием для освобождения лиц указанных в подпунктах 1.1 и 1.2 пункта 1 Постановления, от исполнения требований санитарного законодательства.

Кроме того в материалах дела отсутствуют документальные подтверждения предъявления работодателю, истцом Евтушенко С.С., документов, свидетельствующих о наличии противопоказаний к проведению вакцинации, следовательно, у него отсутствовали законные основания для отказа от вакцинации.

Поскольку суд не находит правовых оснований для признания приказа об отстранении от работы № 1465-к от 19.11.2021 незаконным, требование истца о возложении на ответчика обязанности по допуску его к работе не подлежит удовлетворению, поскольку допуск к работе осуществляется, после устранения причин, послуживших основанием для указанного отстранения, в связи с чем требование истца о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула (отстранения) не подлежит удовлетворению.

Суд не находит нарушений прав истца, как в связи с самим фактом отстранения от работы, так и при оформлении процедуры отстранения, с учетом заблаговременного уведомления о необходимости пройти вакцинацию и разъяснения последствий отказа от таковой.

    В настоящее время приказ об отстранении Евтушенко С.С. от работы признан утратившим силу, и работник допущен к исполнению обязанностей с 08.04.2022 в связи с отменой постановления главного государственного санитарного врача по Приморскому краю № 7 от 11.10.2021.

Принимая во внимание, что действия работодателя направлены на выполнение императивных предписаний лица, уполномоченного определять основания и меры по сохранению здоровья неограниченного круга лиц, в рамках сложной эпидемиологической обстановки, процедура отстранения от работы обоснованна и соблюдена в полной мере, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения трудовых прав истца и об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                               РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Евтушенко Сергея Сергеевича к государственному казенному учреждению Приморского края по пожарной безопасности, делам гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций о признании приказа ГКУ Приморского края по пожарной безопасности, ГОЧС от 19 ноября 2021 года № 1465-к «Об отстранении от работы работника 29 ОПС ввиду отсутствия профилактических прививок против новой короновирусной инфекции (COVID-19) и недействующим с даты его издания и взыскании 213356 рублей 00 копеек за время вынужденного прогула, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Приморского краевого суда в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Анучинский районный суд Приморского края.

Решение в окончательной форме изготовлено 30 мая 2022 года.

Судья                                                                               Л.П. Юрченко

2-61/2022 ~ М-27/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Анучинского района Приморского края
Евтушенко Сергей Сергеевич
Ответчики
ГКУ ПК по пожарной безопасности, делам гражданской обороны, защите населения и территорий от ЧС
Другие
Филиал КГКУ «29 отряд противопожарной службы Приморского края по охране Анучинского муниципального района» - 43 пожарная часть по охране с. Чернышевка
Суд
Анучинский районный суд Приморского края
Судья
Юрченко Леонид Петрович
Дело на странице суда
anuchinsky--prm.sudrf.ru
24.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.02.2022Передача материалов судье
01.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.03.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.03.2022Предварительное судебное заседание
31.03.2022Судебное заседание
25.05.2022Судебное заседание
30.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.07.2022Дело оформлено
31.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее