Дело № 2-207/2024
УИД 92RS0004-01-2023-002893-78
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 мая 2024 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
Председательствующего судьи – Макоед Ю.И.,
при секретаре судебного заседании – Шереужевой А.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО2 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес> о признании права на приобретение земельного участка,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес> о признании права на приобретение земельного участка.
Требования иска мотивированы тем, что ФИО3 обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: г. Севастополь, ОК ЖСТИЗ «Каньон», <адрес>, уч. 41.
Решением Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес>, оформленным письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ГУ-исх-13462/22, истцу отказано в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности» на основании п. 5 ч. 16 ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Истец являлся членом ОК ЖСТИЗ «Каньон», ему был выделен земельный участок в границах Обслуживающего кооператива ЖСТИЗ «Каньон».
ОК ЖСТИЗ «Каньон» в срок, установленный федеральным законодательством, не привел свои учредительные документы в соответствие с федеральным законодательством и законодательством <адрес>.
Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации №-р от ДД.ММ.ГГГГ ОК ЖСТИЗ "Каньон" предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка для строительства и обслуживания квартала индивидуальных домов коттеджного типа в районе <адрес> ориентировочной площадью 20 га.
Решением Севастопольской городской государственной Администрации г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № истице ФИО2 передан в собственность земельный участок, площадью 0.1 Га, расположенный по адресу г. Севастополь, ОК ЖСТИЗ «Каньон», л. Линия 2, уч. 41 для строительства и обслуживания жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением Государственного земельного агентства г. Севастополя по заявлению ФИО2 произведена постановка земельного участка на кадастровый учёт под кадастровым номером №. Произведена регистрация права собственности, получено свидетельство о праве собственности на имущество от ДД.ММ.ГГГГ №. Произведена регистрация права собственности, полученосвидетельство о праве собственности на имущество от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решением Нахимовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> к ФИО2 о признании недействительным свидетельства о праве собственности на имущество, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, исключении сведений из кадастрового учета исковые требования Департамента были удовлетворены частично, земельный участок расположенный по адресу: г. Севастополь, ОК ЖСТИЗ «Каньон», <адрес>, участок площадью 0,1 Га был истребован у ФИО2 в пользу города федерального значения Севастополя, в остальной части исковых требований отказано.
При этом, согласно решению суда, членство истицы ФИО2 в ОК ЖСТИЗ «Каньон» не оспорено.
Также, согласно решению суда, сведения о государственной регистрации права собственности ФИО2 на спорный земельный участок Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя отсутствуют, подтверждается соответствующим уведомлением.
Кадастровый № земельному участку присвоен как ранее учтенному, также отсутствуют сведения об установлении границ земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 0,1 Га, расположенного по адресу: г. Севастополь, ОК ЖСТИЗ «Каньон», <адрес>, уч. 41, в порядке ст. 12.1 Закона <адрес> №-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных земельных отношений на территории <адрес>».
Отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> в предоставлении государственной услуги мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок полностью пересекает земельный участок, учтенный в едином государственномреестре недвижимости под кадастровым номером № (без координат границ), расположенный по адресу: <адрес>, участок 41.
Просит признать за ней право на приобретение в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: Севастополь, ОК ЖСТИЗ «Каньон», <адрес>, уч. 41.
Истец, представитель истца в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Представитель ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Суд считает возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся сторон извещенных надлежащим образом в силу ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В связи с тем, что спорные правоотношения возникли в период действия законодательства Украины, то к данным правоотношениям применяются нормы права, действовавшие на момент возникновения данных правоотношений.
Статьями 81 и 116 Земельного кодекса Украины (в редакции, действующей на момент возникновения сорных правоотношений) определено, что граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки, в том числе, на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности; приватизации земельных участков, которые были ранее предоставлены им в пользование. Гражданин и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом либо по результату аукциона.
Согласно статье 118 Земельного кодекса Украины, гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка.
Граждане, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры.
К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект землеустройства относительно отведения земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон.
Разработанный проект землеустройства относительно отведения земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству.
Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства относительно отвода земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
Согласно статье 23 Федерального Конституционного Закона N 6-ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и <адрес> значения Севастополя" на территории города федерального значения Севастополя с ДД.ММ.ГГГГ действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Согласно статье 60 Земельного кодекса РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> обратился с иском в суд к ответчику ФИО2, просил суд признать недействительным выданное ответчику свидетельство о праве собственности на земельный участок 41 площадью 0,1 га, расположенный по адресу г. Севастополь, <адрес>, № (ранее присвоенный кадастровый №), истребовать в пользу города федерального значения Севастополя из чужого незаконного владения ответчика указанный земельный участок, а также исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о границах указанного земельного участка.
Требования иска были мотивированы тем, что ответчик занимает земельный участок незаконно, поскольку установлено что основанием для передачи земельного участка в собственность ответчика явилось Распоряжение Севастопольской городской государственной администрации №-р от ДД.ММ.ГГГГ, однако распоряжений о передаче в собственность земельных участков гражданам – членам ОК «ЖТИЗ «Каньон» не издавалось, граждане, члены ОК «ЖТИЗ «Каньон» в том числе ответчик с заявлениями о предоставлении в собственность земельных участков не обращались. Кроме того, по информации ГКУ «Архив <адрес>» Распоряжение Севастопольской городской государственной администрации №-р от ДД.ММ.ГГГГ, касается вопроса предоставления разрешения Дачному строительному товариществу «Щеголек» на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в районе урочища Аязьма для индивидуального дачного строительства и не связано с предоставлением прав собственности на земельные участки членам ОК «ЖТИЗ «Каньон». Также указывает на то, что на момент принятия Распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ, у Севастопольской городской государственной администрации отсутствовали полномочия по распоряжению спорным земельным участком, поскольку полномочиями по распоряжению земельными участками в пределах населенных пунктов (г. Севастополя) были наделены соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов – соответствующие органы исполнительной власти; таким образом полномочиями на отчуждение в собственность данного земельного участка был наделен Севастопольский городской Совет. Ответчиком, в соответствии с ч.4 ст. 123 Земельного Кодекса Украины не был разработан проект землеустройства, в нарушение ст. 118, ст. 186-1 Земельного Кодекса Украины не был согласован проект отвода земельного участка постоянно действующей комиссией по рассмотрению вопросов связанных с согласованием документации по землеустройству, разрешение на разработку проекта отвода землеустройства ответчику Севастопольским городским Советом не получено.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Государственной Думой Российской Федерации, а ДД.ММ.ГГГГ Советом Федерации одобрен Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ "О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Федеральным Конституционным Законом от ДД.ММ.ГГГГ N 36-ФЗ "О ратификации Договора между Российской ФИО1 и Республикой Крым о принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов" ратифицирован Договор между Российской ФИО1 и Республикой Крым о принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов, подписанный в городе Москве ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 3 Решения Севастопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ N 7156 "О статусе города - героя Севастополя" установлено, что деятельность государственных органов Украины на территории <адрес> прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским советом.
В соответствии со статьей 1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью <адрес>" все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Кроме того, как следует из положений подпункта 4 пункта 1 статьи 2 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории <адрес>" права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории <адрес> в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности - все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью <адрес>.
Согласно пункту 2 статьи 25, пунктам 1, 7, 9 статьи 27 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ЗС "О правительстве Севастополя" к основным полномочиям Правительства Севастополя относится организация и осуществление управления и распоряжения собственностью <адрес> и контроля за ее эффективным использованием, наделение полномочиями по управлению и распоряжению собственностью <адрес> соответствующих органов исполнительной власти, разработка и осуществление городской политики в области градостроительства и землепользования, осуществление контроля за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории <адрес>, осуществление управления в области земельных отношений.
В связи с изложенным, Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> Севастополя является надлежащим истцом по делу.
Также установлено, что Распоряжением СГГА №-р от ДД.ММ.ГГГГ ОК «ЖТИЗ «Каньон» предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка для строительства и обслуживания квартала индивидуальных домов коттеджного типа в районе <адрес>, ориентировочной площадью 20 га.
Согласно сообщения Департамента аппарата губернатора Севастополя в адрес прокуратуры г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по обращением в СГГА членов ОК «ЖТИЗ «Каньон» с заявлениями о передаче в собственность земельных участков, указано, что граждане с такими заявлениями не обращались.
Также указано на то, что в документах архивного фонда СГГА, находящихся на хранении в ГКУ Архив <адрес> за 2010 год, имеется распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ ОК «ЖТИЗ «Каньон» предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка для строительства и обслуживания квартала индивидуальных домов коттеджного типа в районе <адрес>, ориентировочной площадью 20 га. Иных распоряжений, касающихся предоставления в собственность членам ОК «ЖТИЗ «Каньон» земельных участков, не имеется.
В силу ч. 2 ст. 67 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
ДД.ММ.ГГГГ решением Нахимовского районного суда <адрес> исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> – удовлетворены частично.
Суд истребовал в пользу города федерального значения Севастополя из незаконного владения ФИО3 земельный участок площадью 0,1 га, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, земельный участок 41, кадастровый номер №, (ранее присвоенный кадастровый №). В остальной части иска – отказал.
Апелляционным определением Судебной коллеги по гражданским делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение оставлено без изменения, жалобы ФИО2 без удовлетворения.
Учитывая, что решением суда у ФИО2 истребован земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, земельный участок 41, кадастровый номер №, в пользу города федерального значения Севастополя из незаконного владения, оснований для признания права собственности на указанный земельный участок за истцом не имеется.
В связи с изложенным, исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 233 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
В удовлетворении искового заявления ФИО2 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес> о признании права на приобретение земельного участка – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд г. Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья/подпись
Копия верна:
Судья <адрес>
суда <адрес> Ю.И. Макоед