Судебный акт #1 (Решения) по делу № 12-31/2019 от 14.05.2019

Дело N 12-31/2019

РЕШЕНИЕ

28 июня 2019 года                                                                                                                       п.Коноша

         Судья Коношского районного суда Архангельской области Красов С.С.,

при секретаре Ширяевской В.А.,

с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Науменко Г.А.,

ст.инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы Няндомского, Каргопольского и Коношского районов управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Архангельской области Ефремычева М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации МО «Ерцевское» на постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Няндомского, Каргопольского и Коношского районов управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Архангельской области Томилова С.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания,

УСТАНОВИЛ:

         Постановлением заместителя главного государственного инспектора Няндомского, Каргопольского и Коношского районов Архангельской области по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «Ерцевское» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде предупреждения.

        Глава администрации МО «Ерцевское» Науменко Г.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит признать постановление незаконным. В обоснование жалобы указал, что оспариваемое постановление противоречит ст.19 Федерального закона "О пожарной безопасности. Условия для заборы воды в противопожарных целях в любое время года администрацией поселения были созданы. В <адрес> имеется разветвлённая сеть кольцевого водопровода, пять водонапорных башен, две из которых оборудованы пожарными гидрантами для забора воды, более 20 искусственных водоёмов, 3 естественных водоема. Администрацией регулярно заключаются договоры с подрядной организацией на расчистку водоемов от снега.

         В судебном заседании законный представитель администрации МО «Ерцевское» Науменко Г.А. доводы жалобы поддержал, дополнительно пояснив, что положения СП 8.13130.2009 являются правилами добровольного применения.

Проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В силу ст.6.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 30.10.2018) "О пожарной безопасности" к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей и включающих применение риск-ориентированного подхода, при котором осуществляется отнесение объекта защиты, территории или земельного участка к определенной категории риска, в том числе с учетом результатов независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), предусмотренной Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", если независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) проводилась.

Согласно ч. 3 ст.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 06.06.2019) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при производстве дознания, при расследовании причин причинения вреда имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 23 часа 58 минут произошел пожар в жилом частном доме, расположенном по адресу: <адрес>. В результате пожара дом значительно поврежден огнем, погиб 1 человек.

В ходе проведения дознания по факту пожара ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом государственного пожарного надзора установлено, что на территории <адрес> не созданы в целях пожаротушения условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения. Так, при тушении пожара подвоз воды осуществлялся на расстоянии 2 километров от места пожара. В радиусе 200 метров от дома, по адресу: <адрес> отсутствовали источники наружного противопожарного водоснабжения. Администрация МО «Ерцевское» не обеспечила наличие нормативного запаса воды для целей пожаротушения и необходимое количество источников наружного противопожарного водоснабжения на территории населенного пункта с числом жителей более 50, из расчета не менее двух источников наружного противопожарного водоснабжения с запасом воды не менее 50% на пожаротушение одного пожара при требуемом расходе в течении 3 часов, и расположение их в радиусе не более чем в 200 метров от обслуживаемых ими зданий, что свидетельствует о нарушении администрацией МО «Ерцевское» требований пожарной безопасности, изложенных в ст.19 Федерального закона №69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности», Федеральном законе №123-Ф3 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пунктов 16, 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390, пунктов 9.3,9.4,9.7,9.9, 9.10, 9.11 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», п.2.11,п.9.28,9.29,9.30 СНиП 2.04.02-84*.

Указанные обстоятельства послужили основанием для признания администрации МО «Ерцевское» виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ.

Суд считает правильным данный вывод должностного лица государственного пожарного надзора.

Согласно пункту 9 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления) к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В силу статьи 19Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон о пожарной безопасности) к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в частности создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

В силу статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 названного Федерального закона.

         В соответствии со статьей 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности, обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (части 1, 2, 3 статьи 62 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности).

          Частями 1, 2, 3, 4 статьи 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом, при этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы. Допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, а также расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф1.3, Ф1.4, Ф2.3, Ф2.4, Ф3 (кроме Ф3.4), в которых одновременно могут находиться до 50 человек и объем которых не более 1000 кубических метров.

         Факт проживания в <адрес> более 50 человек в жалобе не оспаривается.

           В соответствии с пунктом 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 (далее - Правила противопожарного режима), органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона о пожарной безопасности.

         При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

        В силу пункта 9.4 "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 178 (далее - СП 8.13130.2009), водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.

Согласно п.п.9.9 СП 8.13130.2009 объем пожарных резервуаров и искусственных водоемов надлежит определять исходя из расчетных расходов воды и продолжительности тушения пожаров согласно п. п. 5.2 - 5.8 и 6.3.

        В случае, если производительность наружных водопроводных сетей недостаточна для подачи расчетного расхода воды на пожаротушение или при присоединении вводов к тупиковым сетям, необходимо предусматривать устройство резервуаров, емкость которых должна обеспечивать расход воды на наружное пожаротушение в течение 3 часов.

К пожарным резервуарам, водоемам и приемным колодцам должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных машин.

        Количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать согласно п. 9.11, при этом подача воды на тушение пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов (п.9.10).

        В соответствии с п. 9.11. пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп.

Из материалов дела следует, что по прибытию ДД.ММ.ГГГГ пожарного подразделения по адресу: <адрес>обнаружено открытое горение по всей площади, обрушение кровли. На тушение подано 3 ствола РСК-50 от АЦ. Подвоз воды с ПВ 100м3 на расстоянии 2 км. Подача первого ствола 00:04. Полная ликвидация 04:20. Тушение пожара проводилось с помощью подвоза воды с расстояния 2 км. В радиусе 200 метров отсутствовали водоемы. Ближайшие водоисточники: Ерцевское озеро не был этой зимой оборудован горловиной и пирсом. Также к озеру затруднен подъезд из-за снежного покрова. Река Лухтонга - не устроен подъезд с площадкой (пирсом). В радиусе 600 м. от пожара ближайшие водоемы: <адрес> - неисправен, провален настил. К другим водоемам , (<адрес>, <адрес>) нет подъездов к водоемам. Ни у одного водоема нет расчищенной разворотной площадки.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дознания по факту пожара в доме по адресу: <адрес>, в частности сообщением о пожаре, докладной запиской начальника ПЧ-100 Рогова Ю.Г., схемами тушения пожара, рапортом заместителя начальника ОНДиПР Томилова С.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ, актами проверки водоемов от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями из информационной картографической службы в сети Интернет Яндекс Карта, согласно которым в радиусе 200 метров от вышеуказанного дома отсутствуют исправные источники наружного противопожарного водоснабжения.

Исследованные доказательства получены уполномоченным должностным лицом государственного органа пожарного надзора в установленном законом порядке, отнесены статьей 26.2 КоАП РФ к числу доказательств по делу об административном правонарушении.

Данные доказательства соответствуют требованиям относимости, допустимости, достоверности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ и являются достаточными, чтобы исключить какие-либо сомнения в виновности администрации МО «Ерцевское» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Из данных доказательств следует, что администрацией МО «Ерцевское», как органом местного самоуправления сельского поселения, в нарушение статьи 19 Федерального закона о пожарной безопасности, не были созданы в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ, что выразилось в том, что на территории данного населенного пункта не были обеспечены необходимое достаточное количество исправных источников наружного противопожарного водоснабжения и подъезды к ним с площадками.          

Законный представитель администрации МО «Ерцевское» в жалобе не оспаривает отсутствие источников наружного противопожарного водоснабжения в радиусе 200 метров от объекта пожара, указывая на то, что СП 8.13130.2009 являются правилами добровольного применения.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Статьей 4 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 утвержден Перечень национальных стандартов и свод правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

В соответствии с указанным Постановлением обязательному применению подлежит, в том числе раздел 5 (пункт 5.10) СП 31.13330.2012.

Согласно пункту 5.10 СП 31.13330.2012 вопросы обеспечения пожарной безопасности, требования к источникам пожарного водоснабжения, расчетные расходы воды на пожаротушение объектов, расчетное количество одновременных пожаров, минимальные свободные напоры в наружных сетях водопроводов, расстановку пожарных гидрантов на сети, категорию зданий, сооружений, строений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности следует принимать согласно Федеральному закону, а также СП 5.13130, СП 8.13130, СП 10.13130.

        Из анализа указанного положения следует, что СП 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения" в целях соблюдения требований статей 68, 69 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности подлежат применению в обязательно порядке.

        Таким образом, администрация МО «Ерцевское» правильно привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Доводы жалобы о заключении администрацией поселения договоров на обслуживание пожарных водоемов не свидетельствуют о наличии обстоятельств, исключающих производство по данному делу.

        В силу ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

         Из материалов дела следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ подъезды с площадками (пирсами) к вышеперечисленным источникам пожарного водоснабжения устроены не были, что создало препятствия для ликвидации пожара. Таким образом администрация МО «Ерцевское» должным образом не проконтролировала ход выполнения исполнителем работ по договору на обслуживание пожарных водоемов и не потребовала своевременного устранения недостатков ( п.3.3 Договора)

         Административное наказание назначено администрации МО «Ерцевское»в пределах санкции ст.20.4 ч.1 КоАП РФ. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, должностным лицом соблюден. Судебное постановление надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст.29.10 КоАП РФ. Предусмотренных законом оснований для отмены либо изменения судебного постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

           Постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Няндомского, Каргопольского и Коношского районов управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Архангельской области Томилова С.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания администрации муниципального образования «Ерцевское» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу администрации МО «Ерцевское»- без удовлетворения.

          Постановление может быть обжаловано в Архангельском областном суде непосредственно или через Коношский районный суд Архангельской области в течении десяти суток со дня получения копии настоящего постановления.

        

Судья                                                                                                                                         С.С.Красов

12-31/2019

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Администрация МО "Ерцевское"
Суд
Коношский районный суд Архангельской области
Судья
Красов Сергей Станиславович
Статьи

ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
konoshasud--arh.sudrf.ru
14.05.2019Материалы переданы в производство судье
15.05.2019Истребованы материалы
28.05.2019Поступили истребованные материалы
21.06.2019Судебное заседание
28.06.2019Судебное заседание
01.07.2019Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
01.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.07.2019Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
15.07.2019Вступило в законную силу
13.09.2019Дело оформлено
13.09.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее