Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-406/2023 от 12.07.2023

УИД 63RS0031-01-2023-005004-23

12-406/2023

Р Е Ш Е Н И Е

г.Тольятти, Самарская область, 04 сентября 2023 года

ул.Белорусская, 16                    

Судья Центрального районного суда гор. Тольятти Самарской области Багрова А.А. с участием,

заявителя Шешунова В.Ю.,

помощника прокурора Центрального района г. Тольятти Семеновой А.А., действующей на основании удостоверения,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шешунова В.Ю. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям Назаровой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора ООО «Волжская Металлоломная Компания» Шешунова В.Ю.

установил:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям Назаровой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ, должностное лицо – директор ООО «Волжская Металлоломная Компания» Шешунов В.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Шешунов В.Ю. обратился в суд с жалобой, поскольку считает вынесенное постановление неправомерным, данные постановления не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам административного дела. Вину Шешунов признал, добровольно предпринимал меры по устранению выявленного правонарушения. В период до рассмотрения обжалуемого постановления на основании результатов утвержденного ДД.ММ.ГГГГ отчета об инвентаризации источников выбросов подал заявку на постановку объекта осуществления деятельности на учет (приложение распечаток из личного кабинета с сайта Росприроднадзора). Первая дата подача заявки - ДД.ММ.ГГГГ, но она была отклонена Росприроднадзором ДД.ММ.ГГГГ. Повторно заявка на постановку объекта на HBOC была подана ДД.ММ.ГГГГ Росприроднадзор рассматривает заявку в течение 5 рабочих дней, поэтому постановка объекта по адресу : г. Тольятти, Центральный район, восточнее здания <адрес> произошла только ДД.ММ.ГГГГ объекту HBOC присвоен -П. Просит учесть, что административное нарушение, предусмотренное ст. 8.46 КоАП РФ совершено впервые (за период с даты регистрации Общества и по настоящее время привлечение Шешунова В.Ю. как директора к административной ответственности по любым основаниям отсутствует, к штрафным санкциям не привлекался), а также учесть отсутствие умысла в нарушении, отсутствие доказанного нанесенного ущерба правам и интересам гражданам и обществу, и рассмотреть ходатайство о замене данного штрафа в отношении должностного лица на административное предупреждение.

Жалоба подана в сроки, предусмотренные статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании заявитель Шешунов В.Ю., доводы, изложенные в жалобе, поддержал, просил ее удовлетворить. Также указал, что он не злостный нарушитель, данное нарушение совершено впервые. Кроме того, просил суд учесть, он является субъектом малого предпринимательства.

Ведущий специалист-эксперт Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям Плис В.В., будучи предупрежденной по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суду пояснила, что на основании материалов поступивших из Прокуратуры Центрального района г. Тольятти Самарской области выявлены нарушения соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды при осуществлении деятельности ООО «Волжская Металлоломная Компания», а именно что директором не подана заявка на постановку на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Также указала, что согласно приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ , все юридические лица обязаны иметь после ДД.ММ.ГГГГ отчет об инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. На основании изученных материалов составлена справка специалиста от ДД.ММ.ГГГГ из которой следует, что ООО «Волжская Металлоломная Компания» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, а в соответствии с лицензией № выданной на основании приказа -гу от ДД.ММ.ГГГГ Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям вправе осуществлять следующие виды деятельности:

- Сбор (III, IV классы);

- Транспортирование (III, IV классы);

-Обработка (III, IV классы);

по адресу: 445004, <адрес>.

Директором ООО «Волжская Металлоломная Компания» не выполнил обязанность по подаче заявки на постановку объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В результате выявленных нарушений было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по статье 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Проверив доводы жалобы с учетом материалов дела, выслушав участников судебного заседания, судья приходит к следующему.

    В соответствии со статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обжалуемое постановление может быть отменено в случае существенного нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

        Согласно статье 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

    В части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

    Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

    Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

    В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Объективная сторона административного правонарушения по статье 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заключается в невыполнении или несвоевременном выполнении обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» регулируются отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду (далее HBOC) дается определение - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Согласно части 1, 2 статьи 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Согласно части 3 статьи 69 Федерального закона «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.

Как указано в части 4 статьи 69 Федерального закона «Об охране окружающей среды» государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя; наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, дату государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду; сведения о фактическом месте нахождения и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах; сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведении в предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности случаях; сведения о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, о размещении отходов производства и потребления; сведения о декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду; сведения о комплексных экологических разрешениях или декларациях о воздействии на окружающую среду; сведения о программе производственного экологического контроля и результатах ее осуществления; сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду; информацию о применяемых на объектах I категории технологиях и об их соответствии наилучшим доступным технологиям; информацию о технических средствах по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технических средствах и технологиях по обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления; сведения о результатах осуществления государственного экологического надзора; информацию о консервации, ликвидации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, об изменении его места нахождения, о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (п.4 ст.69 Федерального закона №7-ФЗ).

В соответствии с частями 10, 11 статьи 69 Федерального закона «Об охране окружающей среды» порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, о снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой Центрального района г. Тольятти Самарской областипроведена проверка ООО «Волжская Металлоломная Компания» на предмет исполнения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопольщзования, санитарно-эпидамиологического законодательства.

В ходе проверки установлено, что основным видом деятельности ООО «Волжская Металлоломная Компания» является сбор неопасных отходов.

В соответствии с имеющейся лицензией от ДД.ММ.ГГГГ выданной Министерством промышленности и торговли Самарской области ООО «Волжская Металлоломная Компания» вправе осуществлять заготовку, хранение, переработку, и реализацию лома черных металлов, цветных металлов по адресу: 445004, <адрес>.

Согласно справке специалиста по результатам проверки ООО «Волжская Металлоломная Компания» от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения документарной проверки и выездного обследования производственной площадки эксплуатируемой ООО «Волжская Металлоломная Компания» по адресу 445004, <адрес> установлены нарушения, в том числе: Согласно представленному договору субаренды (открытой площадки) и устным пояснениям директора Шешунова В.Ю. ООО «Волжская Металлоломная Компания» начала хозяйственную деятельность на указанной производственной площадке с момента получения лицензии № выданной на основании приказа -гу от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно данным Государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - ПТО УОНВОС) ООО «Волжская Металлоломная Компания» не стоит на учете как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с п. «з» ч. 8 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021    №    1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, подлежащей лицензированию в соответствии со статьей 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит федеральному экологическому контролю (надзору).

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица директора ООО «Волжская Металлоломная Компания» Шешунова В.Ю. к административной ответственности по статье 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения Шешуновым В.Ю. указанного правонарушения подтверждается достаточной совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела, оцененных в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: уведомлением прокуратуры <адрес> о согласовании проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 51); решением <адрес> о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13); справкой специалиста от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 49-50), и иными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Принимая обжалуемое постановление, должностное лицо межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям сочло, что у Шешуноа В.Ю., являясь директором ООО «Волжская Металлоломная Компания» не выполнил обязанность по подаче заявки на постановку объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем, обоснованно, с учетом положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечен к административной ответственности.

Действия должностного лица Шешунова В.Ю. квалифицированы по статье 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.

Нарушений норм процессуального и материального права в ходе производства по делу допущено не было.

Доводы жалобы о том, что имеются основания для изменения назначенного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в соответствии с требованиями статей 3.4, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нельзя признать заслуживающими внимание.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Санкция статьи 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях такого вида наказания как предупреждение не предусматривает, в связи с чем назначение данного вида наказания будет противоречить требованиям части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что является недопустимым.

Оснований для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также не имеется.

Частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Из смысла данной нормы следует, что замена наказания в виде административного штрафа на предупреждение возможно только в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса, если нарушения законодательства выявлены в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Таких обстоятельств по делу не установлено. В судебном заседании установлено, что инкриминируемое нарушение природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства выявлено в ходе прокурорского контроля (надзора), что исключает возможность применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Устранение выявленных нарушений не является основанием для замены назначенного наказания на предупреждение.

Постановление о привлечении директора ООО «Волжская Металлоломная Компания» Шешунова В.Ю. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения лица к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

решил:

    постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям Назаровой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора ООО «Волжская Металлоломная Компания» Шешунова В.Ю. оставить без изменения, жалобу Шешунова В.Ю. - без удовлетворения.

Решение суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, а также должностным лицом, вынесшим такое постановление, в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья А.А. Багрова

12-406/2023

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Истцы
Прокуратура по Центральному району г.Тольятти
Ответчики
Шешунов Владимир Юрьевич
Другие
Грошева Оксана Владимировна
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Багрова А.А.
Статьи

ст.8.46 КоАП РФ

Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
13.07.2023Материалы переданы в производство судье
24.07.2023Истребованы материалы
17.08.2023Поступили истребованные материалы
04.09.2023Судебное заседание
14.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.09.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
11.10.2023Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
22.10.2023Вступило в законную силу
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее