Судья Логинов С.С. Дело № 12-90/2024 (№ 5-7/2024)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Соболев В.М., рассмотрев 27 марта 2024 года в городе Сыктывкаре жалобу заместителя начальника ОВМ ОМВД России по г. Ухте Ивакиной Г.В. на постановление судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 19 января 2024 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Стройпрофиль" прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения,
установил:
постановлением судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 19 января 2024 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Стройпрофиль" на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением судьи, заместитель начальника ОВМ ОМВД России по г. Ухте Ивакина Г.В. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление, как незаконное и необоснованное.
ООО "Стройпрофиль", надлежаще извещённое о месте и времени судебного заседания, явку своего законного представителя или защитника не обеспечило.
На основании положений статей 25.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствии которого, ведётся производство по делу об административном правонарушении.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Объектом административного правонарушения статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются общественные отношения, возникающие в связи с привлечением к труду на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом названного пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения внеплановой документарной проверки было установлено, что ООО "Стройпрофиль", в установленный трёхдневный срок, не подало уведомление о заключении договора оказания услуг с иностранным гражданином Хошимовым У.И. .
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления старшим инспектором отделения по вопросам миграции ОМВД России по г. Ухте Бенс В.Ю. 14 декабря 20232 года в отношении ООО "Стройпрофиль" протокола об административном правонарушении <Номер обезличен> по признакам административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приходя к выводу об отсутствии в действиях ООО "Стройпрофиль" состава административного правонарушения, судья городского суда исходил из того, что в протоколе не указано на заключение гражданско-правового договора, а также дата, с которой началось течение срока для уведомления, при этом с даты совершения правонарушения, указанной в протоколе, 07 октября 2022 года, истёк срок давности привлечения к административной ответственности, а возможность возврата протокола об административном правонарушении должностному лицу для устранения недостатков утрачена.
С указанными выводами, согласиться нельзя, учитывая следующее.
Статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьёй 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьями 28.4, частями 1, 3, и4 статьи 28.6 названного кодекса.
В силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья названного кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Судьей Верховного Суда Республики Коми установлено, что в протоколе об административном правонарушении содержатся все сведения, перечисленные в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе описание события вменяемого административного правонарушения.
В соответствии со статьёй 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Приходя к выводу о том, что протокол об административном правонарушении содержит неполное описание события административного правонарушения, материалы, приложенные к протоколу, представлены неполно, судье городского суда надлежало вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела должностному лицу, которое составило протокол.
Вместе с тем судья городского суда принял материалы к производству, рассмотрел дело по существу с вынесением постановления.
При этом согласно пункту 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.
Таким образом, при рассмотрении дела судья городского суда не был лишён возможности истребовать необходимые материалы, в том числе допросить в качестве свидетеля лицо, составившее протокол об административном правонарушении, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в числе прочего уточнить дату совершения административного правонарушения, поскольку из материалов следовало, что проверка проводилась миграционными органами в октябре 2023 года.
Вопреки требованиям статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьёй городского суда не дана надлежащая оценка протоколу об административном правонарушении в совокупности с представленными в материалы дела другими доказательствами, из которых следует, что фактическое начало выполнения работ имело место 04 октября 2023 года, и факт непредставления уведомления о заключении договора подтверждается законным представителем ООО "Стройпрофиль".
В рассматриваемом случае судьёй городского суда не были всесторонне, полно и объективно выяснены все обстоятельства дела, не приняты во внимание и не оценены надлежащим образом все собранные доказательства по делу в совокупности со всеми материалами дела в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридически значимые обстоятельства дела, подлежащие доказыванию и имеющие значение для правильного разрешения дела, определены неверно, неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Институт пересмотра не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции РФ, а именно статьи 46, которая во взаимосвязи со статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать не вступившие в законную силу судебные акты.
В этих целях суд наделён соответствующими полномочиями, в том числе, полномочием отменить постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста и возвратить дело на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Срок давности привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год, в связи с чем, учитывая, на момент рассмотрения жалобы в Верховном Суде Республики Коми не истёк срок давности привлечения к административной ответственности, то дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
В этой связи оспариваемое постановление судьи городского суда подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с возвращением дела в тот же суд на новое рассмотрение, при котором судье следует учесть вышеизложенное, и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 19 января 2024 года, вынесенное в отношении ООО "Стройпрофиль" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, дело направить на новое рассмотрение в Ухтинский городской суд Республики Коми.
Судья В.М. Соболев
Копия верна, судья: Соболев В.М.