Дело №12-39/2022
РЕШЕНИЕ
16 ноября 2022 года пос. Коноша
Судья Коношского районного суда Архангельской области Волощенко Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Прибытковой Т.С. на постановление административной комиссии муниципального образования «Коношское» от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренного п.4 ст.7.7 Закона Архангельской области от 03.06.2003 №172-22-ОЗ «Об административных правонарушениях»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии муниципального образования «Коношское» по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Постановление комиссии) Прибыткова Т.С. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного п.4 ст.7.7 Закона Архангельской области от 03.06.2003 №172-22-ОЗ «Об административных правонарушениях» (далее – Областной закон) и привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Прибыткова Т.С. обратилась в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, просила его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указала, что не совершала вменяемого ей административного правонарушения.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности – Прибыткова Т.С. в судебном заседании поддержала доводы жалобы.
Заслушав Прибыткову Т.С., проверив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.
Частью 1 ст.1.1 КоАП РФ определено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п.п. 1,5,6,6.1 ч.1 ст.1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится: установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации; определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; определение перечней должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных ст.28.3 КоАП РФ.
В соответствии с п.25 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится, в том числе, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства.
Административная ответственность по вопросам, не имеющим федерального значения, установлена Областным законом.
Пункт 4 ст.7.7 Областного закона предусматривает административную ответственность за сброс, складирование и (или) временное хранение мусора, порубочных остатков деревьев, кустарников, а также листвы и других остатков растительности на территориях общего пользования населенных пунктов Архангельской области вне мест, специально отведенных для этого органами местного самоуправления поселений, городских округов и муниципальных округов Архангельской области, а равно непринятие мер по ликвидации несанкционированных свалок мусора, порубочных остатков деревьев, кустарников, а также листвы и других остатков растительности на территориях общего пользования населенных пунктов Архангельской области и влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
В соответствии со ст.9.1, п.1 ст.10.6 Областного закона дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.7.7 настоящего закона, рассматриваются административными комиссиями.
Пунктом 2 ст.10.2 Областного закона установлено, что административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях в порядке, установленном КоАП РФ.
Согласно п.3 ст.10.2, п.1, пп.2 п.4 ст.10.4 Областного закона порядок решения внутренних организационных вопросов административной комиссии, порядок участия членов административной комиссии в ее заседаниях и порядок ведения делопроизводства в административной комиссии определяется Положением об административной комиссии. В состав административной комиссии входят председатель, заместитель председателя, ответственный секретарь и другие члены административной комиссии. Административная комиссия формируется в составе шести членов - в городских поселениях Архангельской области.
Пунктами 1,5 ст.10.7 Областного закона установлено, что основной формой деятельности административной комиссии является заседание административной комиссии. Рассмотрение административной комиссией дел об административных правонарушениях, вынесение ею постановлений, определений и представлений допускается только на заседании административной комиссии. Заседание административной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа членов административной комиссии, определенного в п.4 ст.10.4 настоящего закона.
Решением Муниципального совета муниципального образования «Коношское» от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден состав административной комиссии муниципального образования «Коношское»: председатель комиссии – Палкина А.Л.; заместитель председателя комиссии – Егоров С.В.; члены комиссии: Шабалин А.В., Макаров В.А., представитель ОМВД России по Коношскому району по согласованию; секретарь комиссии – Архачева М.В.
Из материалов дела усматривается, что постановление административной комиссии МО «Коношское» от ДД.ММ.ГГГГ вынесено единолично Егоровым С.В., так как в указанном постановлении имеется только его подпись.
Таким образом, оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ не является законным, так как принято в составе менее половины от общего числа членов административной комиссии муниципального образования «Коношское», определенного в п.4 ст.10.4 Областного закона, что является основанием для отмены постановления административной комиссии МО «Коношское» от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, которым фиксируется факт административного правонарушения и подтверждающие его доказательства.
В свою очередь, часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ устанавливает, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья этого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Несоблюдение требований, предъявляемых ст. 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, выразившихся в ненадлежащем описании события административного правонарушения, не указании времени и места его совершения, безусловно, влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишает его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.
В соответствии с п.3 ст.29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные указанным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В силу п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Возвращение протокола об административном правонарушении на стадии рассмотрения жалобы по делу в порядке главы 30 КоАП РФ исключается в силу п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ.
Из письменных материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 30 минут заместителем председателя административной комиссии Егоровым С.В., являющегося должностным лицом - заместителем главы МО «Коношское» по вопросам архитектуры и градостроительства составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном п.4 ст.7.7 Областного закона, в отношении Прибытковой Т.С. (далее – протокол). С протоколом Прибыткова Т.С. не согласилась, о чем в протоколе имеется соответствующая запись.
Между тем в нарушение требований ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует указание на место, время совершения административного правонарушения.
Данное обстоятельство свидетельствует о составлении протокола об административном правонарушении в отношении Прибытковой Т.С. с нарушением положений ст.28.2 КоАП РФ и нарушении права лица на защиту, а потому указанный протокол об административном правонарушении надлежащим доказательством по делу являться не может, поскольку составлен с существенным нарушением требований закона, в связи с чем подлежит исключению из числа доказательств по делу.
Иных доказательств совершения Прибытковой Т.С. административного правонарушения, предусмотренного п.4 ст.7.7 Областного закона, материалы дела не содержат.
Таким образом, оценивая в совокупности доказательства по настоящему делу, нельзя сделать однозначного вывода о наличии события вменяемого Прибытковой Т.С. административного правонарушения.
В силу положений ч.ч.1,4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, судья приходит к выводу, что обстоятельства, на основании которых было вынесено обжалуемое постановление административной комиссии МО «Коношское» от ДД.ММ.ГГГГ, не доказаны.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9,24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление административной комиссии МО «Коношское» от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Прибытковой Т.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном п.4 ст.7.7 Областного закона, подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств совершения Прибытковой Т.С. вмененного административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление административной комиссии муниципального образования «Коношское» от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренным п.4 ст.7.7 Закона Архангельской области от 03.06.2003 №172-22-ОЗ «Об административных правонарушениях», в отношении Прибытковой Т.С. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренным п.4 ст.7.7 Закона Архангельской области от 03.06.2003 №172-22-ОЗ «Об административных правонарушениях», в отношении Прибытковой Т.С. прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено обжалуемое постановление.
Настоящее решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде непосредственно или через Коношский районный суд Архангельской области в течение десяти суток со дня получения копии настоящего решения.
Судья - Е.Н. Волощенко