Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1770/2023 ~ М-906/2023 от 24.04.2023

УИД 91RS0-70

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 августа 2023 года                                                                           <адрес>

Сакский районный суд Республики Крым в составе судьи Собещанской Н.В., при секретаре судебного заседания ФИО4, с участием представителя истца ФИО5, представителя ответчика назначенного судом в порядке ст.50 ГПК Российской Федерации Иванова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании <адрес> гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог» к ФИО2,

о прекращении права собственности на земельный участок и принудительном изъятии земельного участка с выплатой суммы возмещения за изымаемый объект, признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

В апреле 2023 года ГКУ РК «Служба автомобильных дорог» обратилась в суд с вышеуказанным иском, в котором просила суд,

1.    1.    прекратить право собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером (ранее присвоенный государственный учетный ) площадью 20000 кв. м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, расположенный по адресу: <адрес>, Суворовский сельский совет, за границами населенного пункта;

принять решение о принудительном изъятии у ФИО2 земельного участка с кадастровым номером площадью 5043 кв. м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, расположенного по адресу: <адрес>, Суворовский сельский совет, за границами населенного пункта, образованного путем раздела из земельного участка с кадастровым номером (ранее присвоенный государственный учетный ), с выплатой в пользу ФИО2 возмещения за изымаемый объект недвижимости в размере 133 687 (сто тридцать три тысячи шестьсот восемьдесят семь) рублей 00 копеек путем перечисления на её банковский счет, а при его отсутствии – на её имя на депозитный счет управления Судебного департамента в <адрес> по следующим реквизитам:

Получатель: Управление Федерального казначейства по <адрес> (Управление судебного департамента в <адрес>, л/сч )

ИНН , КПП

Банк: Отделение <адрес> России//УФК по <адрес>, БИК

Номер счета банка получателя средств (ЕКС) 40

Номер счета получателя средств 03

ОКТМО , ОГРН

КБК 00

Код нормативно-правового акта 0028

Код средств ;

2.    признать право собственности Республики Крым на земельный участок с кадастровым номером площадью 5043 кв. м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, расположенный по адресу: <адрес>, Суворовский сельский совет, за границами населенного пункта, образованный путем раздела из земельного участка с кадастровым номером (ранее присвоенный государственный учетный );

3.    признать право собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером площадью 14957 кв. м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, расположенный по адресу: <адрес>, Суворовский сельский совет, за границами населенного пункта, образованный путем раздела из земельного участка с кадастровым номером (ранее присвоенный государственный учетный );

4.    указать в решении, что судебный акт, принятый по настоящему гражданскому делу, является основанием для государственной регистрации права собственности Республики Крым на земельный участок с кадастровым номером и права собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером ;

5.    обратить решение суда к немедленному исполнению.

Исковые требования мотивированы тем, что государственной программой Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Республики Крым и <адрес>» (далее – Государственная программа, Госпрограмма), утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , предусмотрено строительство Линейного объекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь-Евпатория-Мирный (на участке Скворцово-Евпатория с обходом озера Сасык-Сиваш)».

В целях реализации Госпрограммы, в соответствии со статьями 42, 43, 45 Градостроительного кодекса РФ распоряжением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -р утверждена документация по планировке территории для размещения объекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь-Евпатория-Мирный (на участке Скворцово-Евпатория с обходом озера Сасык-Сиваш)» (далее – ДПТ) с изменениями, внесенными приказами Министерства строительства и архитектуры Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ .

На основании ходатайства Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» (далее – ГКУ РК САД РК, Служба) Советом министров Республики Крым принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об изъятии земельных участков для государственных нужд», текст которого размещен на официальном сайте Совета министров Республики Крым, в том числе и вышеуказанного земельного участка, принадлежащего ответчику.

Документацией по планировке территории и Распоряжением СМ РК предусмотрено изъятие в пользу Республики Крым для государственных нужд части площадью 5043 кв. м земельного участка с кадастровым номером 90:11:211401:351 площадью 20000кв. м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, расположенный по адресу: <адрес>, Суворовский сельский совет, за границами населенного пункта.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2023-91666952 в реестре содержатся сведения о не зарегистрированном праве собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером (ранее присвоенный государственный учетный ) площадью 20000 кв. м (2,0000 га) на основании государственного акта на право собственности на земельный участок серия ЯЛ от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Горрайонным управлением Госкомзема в <адрес> и <адрес> Автономной Республики Крым, что подтверждается копией указанного Госакта.

Право собственности ФИО1 в установленном законом порядке не зарегистрировано.

По заказу Истца и на основании статей 56.7, 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации проведена оценка изымаемых земельных участков. Согласно отчету -СМР- 8СП-2/380 от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости земельных участков и об оценке размера убытков, связанных с их изъятием, подготовленного в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», размер возмещения за изымаемые объекты недвижимости составил 133 687 (сто тридцать три тысячи шестьсот восемьдесят семь) рублей 00 копеек, в том числе:

- рыночная стоимость Объекта недвижимости составила 133 337 (сто тридцать три тысячи триста тридцать семь) рублей 00 копеек;

- размер убытков, связанных с изъятием Объекта недвижимости, составил 350 (триста пятьдесят) рублей 00 копеек.

Ответчик был ознакомлен с оценкой земельного участка и соглашением, однако в адрес истца не было предоставлено правоустанавливающих документов на имущество в виде вышеуказанного земельного участка, что стало основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Представитель истца в судебном заседании требования изложенные в исковом заявлении поддержал, просил удовлетворить в полном объеме на основании обстоятельств изложенных в иске и письменных материалов дела, дала пояснения аналогично изложенным в иске.

Ответчик в судебное заседание не явился, о дне и времени слушание дела извещен надлежащим образом, явился представитель ответчика назначенный судом в порядке ст.50 ГПК Российской Федерации, ФИО6, действующий на основании ордера и поручения.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, так как позиция доверителя по заявленным требованиям неизвестна.

Суд, изучив исковое заявление, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела в порядке предусмотренном ст.181 ГПК Российской Федерации, пришел к следующему выводу.

В соответствии с положениями ч.1,2 ст. 55 ГПК Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Как следует с положений ст. 56 данного Кодекса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Согласно статье 12 ГК Российской Федерации признание права является одним из способов защиты права.

При этом лицо, считающее себя собственником спорного имущества, должно доказать законность оснований возникновения права собственности на недвижимость.

Согласно статье 131 ГК Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии с ч. 3 ст. 125 ГК Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных нормативными актами субъектов Российской Федерации, по их специальному поручению от их имени могут выступать юридические лица.

Распоряжением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -р создано Государственное казенное учреждение Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» к полномочиям которого отнесено исполнение государственных функций, оказание государственных услуг и (или) выполнение работ в целях обеспечения реализации полномочий Республики Крым в области использования автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Крым.

В соответствии с Уставом Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым», Служба является некоммерческой организацией, созданной субъектом Российской Федерации - Республикой Крым для оказания государственных услуг, выполнения работ и исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий по использованию автомобильных дорог и осуществлению дорожной деятельности. Одним из основных видов деятельности Службы, является выполнение функций государственного заказчика, для обеспечения государственных нужд Республики Крым.(л.д.11-15)

ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» является юридическим лицом, приобретающим и осуществляющим гражданские права и обязанности от имени субъекта Российской Федерации - Республики Крым за счет средств бюджета Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (https://rk.gov.ru/ru/document/show/2946) (с учетом внесенными изменениями постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ) (https://rk.gov.ru/ru/document/show/21799) «О вопросах изъятия недвижимого имущества для государственных нужд» Совет министров Республики Крым уполномочил Государственное казенное учреждение Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» на подготовку и заключение от имени Совета министров Республики Крым соглашений об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд.

Согласно ст. 282 ГК Российской Федерации если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.

В силу ст. 56.3 Земельного кодекса РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.

В силу ст. 56.4 Земельного кодекса РФ, с ходатайством об изъятии вправе обратиться орган государственной власти в случаях изъятия земельного участка в соответствии с подпунктом 1 статьи 49 настоящего Кодекса, а также в случаях изъятия земельного участка для строительства, реконструкции объекта федерального значения или объекта регионального значения, строительство, реконструкция которых планируются полностью или частично за счет бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации, государственное унитарное предприятие, государственное учреждение в случаях изъятия земельного участка для размещения объекта федерального значения или объекта регионального значения, предусмотренных адресной инвестиционной программой.

В силу ст. 56.6 Земельного кодекса РФ, решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется.

Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма.

Согласно п. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

Согласно ч. 2 ст. 9.4 Закона РК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» -ЗРК, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости в случае, если по истечении двадцати дней со дня получения проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости.

Судом установлено, что в целях обеспечения строительства Линейного объекта Советом министров Республики Крым на основании ходатайства Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» (далее - ГКУ РК САД РК, Служба) принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об изъятии земельных участков для государственных нужд», текст которого размещен на официальном сайте Совета министров Республики Крым (https://rk.gov.ru/document/show/33166) (далее - Распоряжение СМ РК).(л.д.18-19)

Согласно приложения к вышеуказанному Распоряжению СМ РК предусмотрено изъятие в пользу Республики Крым для государственных нужд части площадью 5043 кв.м. земельного участка с кадастровым номером (ранее присвоенный государственный учетный ) площадью 20000 кв. м (2,0000 га)., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, расположенный по адресу: <адрес>, Суворовский сельский совет, за границами населенного пункта, который находится в границах полосы отвода Линейного объекта (п. 26 Приложения к Распоряжению СМ РК).(л.д.19-21)

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2023-91666952 в реестре содержатся сведения о не зарегистрированном праве собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером (ранее присвоенный государственный учетный ) площадью 20000 кв. м (2,0000 га) на основании государственного акта на право собственности на земельный участок серия ЯЛ от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Горрайонным управлением Госкомзема в <адрес> и <адрес> Автономной Республики Крым, что подтверждается копией указанного Госакта.(л.д.23-27,39-40)

На основании утвержденной ДПТ и Распоряжения СМ РК об изъятии и в соответствии с требованиями ст. 56.7 Земельного кодекса РФ произведен раздел исходного земельного участка с кадастровым номером , в результате которого образованы:

- земельный участок с кадастровым номером площадью 5043 кв. м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, расположенный по адресу: <адрес>, Суворовский сельский совет, за границами населенного пункта, который находится в границах полосы отвода Линейного объекта и подлежит изъятию для государственных нужд;

- земельный участок c кадастровым номером площадью 14957 кв. м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, расположенный по адресу: <адрес>, Суворовский сельский совет, за границами населенного пункта, который находится за границами полосы отвода Линейного объекта и право собственности на который возникает у Ответчика.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН от 18.04.2023(л.д.29-38)

Пунктом вторым статьи 218 ГК Российской Федерации установлено, что право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии со ст. 1112 ГК Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п. 4 ст. 1152 ГК РФ).

Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации , Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу п. 2 ст. 8.1 ГК Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, подлежащие изъятию, не являются препятствием для принятия решения об изъятии и для подготовки и последующего заключения соглашения об изъятии недвижимости или принятия судебных актов о принудительном изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ч. 8 ст. 56.6., ч. 4 ст. 56.6. ЗК РФ).

Согласно п. 1 ст. 279 ГК Российской Федерации, ст. 49 Земельного кодекса РФ) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, в том числе, со строительством, реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

В соответствии с п. 1 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

Также, в целях осуществления изъятия у ответчика земельного участка с кадастровым номером: определен размер возмещений ответчику на основании отчета -СМР-8СП-2/380 от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости земельного участка и об оценке размера убытков, связанных с его изъятием, подготовленного в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», и составил 133 687 (сто тридцать три тысячи шестьсот восемьдесят семь) рублей 00 копеек, в том числе:

- рыночная стоимость Объекта недвижимости составила 133 337 (сто тридцать три тысячи триста тридцать семь) рублей 00 копеек;

- размер убытков, связанных с изъятием Объекта недвижимости, составил 350 (триста пятьдесят) рублей 00 копеек. (л.д.56-57)

Таким образом, суд приходит к выводу, что размер возмещения ответчику за прекращение прав на изымаемый земельный участок с кадастровым номером: , в том числе размер убытков, подлежащий возмещению в связи с изъятием объекта недвижимости в целях обеспечения реализации строительства Объекта, определен на основании отчетов об оценке рыночной стоимости земельного участка и об оценке размера убытков в связи с изъятием указанных выше земельных участков, составил в совокупности 133687,00 руб.

Судом установлено, что на основании постановления Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах изъятия недвижимого имущества для государственных нужд» и во исполнение требований п.п. 2, 3 ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации проект соглашения об изъятии объекта недвижимости для государственных нужд и отчет -СМР-8СП-2/380 от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости земельного участка и размера убытков, связанных с его изъятием, были направлены Ответчику, однако, были оставлены без ответа.(л.д.51-52)

В соответствии с пунктами 8, 9 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (ГКУ РК САД РК), либо направляет указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.

Судом установлено, что ответчик не оспаривает размер суммы отраженной в вышеуказанной оценке.

Судом установлено, что ответчик не подписал соглашение , право собственности на изымаемый земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН, в связи с чем, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельный участок делает невозможной реализацию подписанного соглашения, что свидетельствует об отказе Ответчика от выполнения процедуры изъятия объекта недвижимости для государственных нужд в добровольном порядке.

Положениями статьи 282 ГК Российской Федерации, ч. 10 ст. 56.10. Земельного кодекса РФ, ч. 2 ст. 9.4 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» установлено, что если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, либо организацией, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, если по истечении двадцати дней со дня получения проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ) резервирование земель, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения или линейных объектов транспортной инфраструктуры регионального значения, предназначенных для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 254-ФЗ), осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с земельным законодательством с учетом особенностей, установленных частями 1-3, 5, 6, 9-14, 19-21 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 43-ФЗ) и статьей 19 Закона № 137-ФЗ.

Пунктами десятым, одиннадцатым и двенадцатым статьи 10 Закона № 43-ФЗ предусмотрено, что в случае принудительного изъятия недвижимого имущества условия такого изъятия определяются судом. При этом размер возмещения стоимости изымаемого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков определяется на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленного оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества. В данном отчете должны быть указаны все убытки, причиненные таким изъятием и подлежащие возмещению. На основании судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, обеспечивает перечисление денежных средств в размере, определенном на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных таким изъятием, на расчетный счет, указанный лицом, у которого изымается недвижимое имущество, или в случае, если реквизиты этого расчетного счета не указаны, обеспечивает внесение денежных средств в депозит нотариуса по месту нахождения изымаемого недвижимого имущества при условии, что иное не предусмотрено судебным актом о принудительном изъятии недвижимого имущества. В случае несогласия собственника или правообладателя недвижимого имущества с размером возмещения стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) причиненных изъятием недвижимого имущества убытков, содержащимся в отчете об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленном оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества, собственник или правообладатель недвижимого имущества вправе оспорить в судебном порядке этот отчет. Наличие судебного спора о размере подлежащих возмещению стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных изъятием недвижимого имущества, не является препятствием для принятия судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества, а также для осуществления на основании вступившего в законную силу указанного судебного акта соответствующих выплат или иного возмещения и государственной регистрации перехода, прекращения прав и обременений на изымаемое недвижимое имущество.

ГКУ РК САД РК готово в полном объеме обеспечить соблюдение прав и законных интересов Ответчика при принудительном изъятии недвижимого имущества, предусмотренных положениями ч. 4 ст. 281 ГК Российской Федерации, путем перечисления размера возмещения за изымаемое недвижимое имущество, определенного на основании отчета об оценке и указанного в соглашении об изъятии объектов недвижимого имущества, на расчётный счет Ответчика либо, в соответствии со ст. 327 ГК РФ, путем внесения в депозит нотариуса или суда.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 56.11. Земельного кодекса РФ заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для возникновения прав на земельные участки, образуемые в результате перераспределения земельных участков или перераспределения земель и земельных участков.

В соответствии с требованиями п. 10. ст. 60 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – ФЗ-218) снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные земельные участки, права на которые прекращаются в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд, осуществляются только одновременно с осуществлением государственной регистрации прав на земельные участки, образованные на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе на земельные участки, права на которые у граждан или юридических лиц возникают на основании соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд или решения суда о таком изъятии.

Положения п. 10 ст. 60 ФЗ-218 делают невозможным исполнение решения суда в случае признания только права собственности Республики Крым на образованный из исходного земельный участок с кадастровым номером 90:111:211401:351, в связи с чем, Истцом, в целях соблюдения интересов государства, связанных с обеспечением строительства Линейного объекта, предусмотренного Государственной программой Российской Федерации, заявлены и требование о признании права собственности ответчика на земельный участок с кадастровым номером 90:11:211401:3327 площадью 14957 кв.м., образованный из исходного земельного участка и не подлежащий изъятию.

Таким образом, ответчик своим бездействием выразил отказ от осуществления процедуры изъятия у него в добровольном порядке недвижимого имущества для государственных нужд.

В силу ст. 281 ГК Российской Федерации, за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно ст. 282 ГК Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 1 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ, размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом -Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных данной статьей.

Необходимым условием изъятия земельного участка является предоставление правообладателю предварительного и равноценного возмещения не только за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, но и в предусмотренных законом случаях за счет организации, на основании ходатайства которой было принято решение об изъятии (статья 281 ГК РФ, пункты 1, 2 статьи 56.4, пункт 13 статьи 56.10 ЗК РФ).

Выкупная цена изымаемого для государственных или муниципальных нужд земельного участка определяется по правилам, установленным пунктом 2 статьи 281 ГК РФ, и включает в себя рыночную стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с невозможностью исполнения своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 ГК Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Оценив представленные доказательства, суд считает, что оценка изымаемого имущества должна быть произведена по представленным отчетам, так как они объективно отражают стоимость имущества ответчика и размер убытков на период рассмотрения спора, оценка стоимости выкупаемого земельного участка и размера убытков производилась сравнительным и затратным методом, при этом в качестве аналогов были использованы объекты недвижимого имущества, сопоставимые со спорным участком.

При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, принимая во внимание, что принятое решение об изъятии для государственных нужд спорного земельного участка путем выкупа никем не оспорено, недействительным не признано, учитывая, что соглашение о выкупе недвижимости в досудебном порядке и в период рассмотрения дела не достигнуто, процедура изъятия соблюдена, суд приходит к выводу, что иск ГКУ "САД РК" подлежит удовлетворению в данной части.

В силу ст. 56.11. Земельного кодекса РФ, вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества.

Поскольку по результатам рассмотрения спора, у ФИО1 изымается земельный участок с кадастровым номером площадью 5043 кв. м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, расположенный по адресу: <адрес>, Суворовский сельский совет, за границами населенного пункта, образованный путем раздела из земельного участка с кадастровым номером (ранее присвоенный государственный учетный ), образованный путем раздела из земельного участка с кадастровым номером , с выплатой в его пользу соответствующей денежной компенсации, то право собственности ответчика на указанный земельный участок подлежит прекращению.

Судом также установлены правовые основания для признания права собственности Республики Крым на образованный в результате раздела, земельный участок: с кадастровым номером площадью 5043 кв. м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, расположенный по адресу: <адрес>, Суворовский сельский совет, за границами населенного пункта, образованный путем раздела из земельного участка с кадастровым номером .

Судом также установлены правовые основания о признании права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером площадью 14957 кв. м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, расположенный по адресу: <адрес>, Суворовский сельский совет, за границами населенного пункта, образованный путем раздела из земельного участка с кадастровым номером (ранее присвоенный государственный учетный ).

Истцом заявлены требования о немедленном обращении решения суда к исполнению.

Согласно ст. 210 ГК Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Исходя из того, что условиями государственного контракта на выполнение работ по проектированию и строительству объекта автомобильной дороги Симферополь-Евпатория-Мирный, необходимо осуществить в установленный срок и перенос срока строительства не предусмотрен, суд приходит к выводу о наличии оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению.

Решение является законным в том случае, если оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении" от ДД.ММ.ГГГГ).

Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или общеизвестным обстоятельствам, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении" от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно части 1 и 4 статьи 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

На основании изложенного, с учетом установленных обстоятельств, правового анализа суд приходит к выводу, что требования, заявленные Государственным казенным учреждением Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 55, 56 67, 71, 98, 181, 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" удовлетворить в полном объеме.

Прекратить право собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером (ранее присвоенный государственный учетный ) площадью 20000 кв. м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, расположенный по адресу: <адрес>, Суворовский сельский совет, за границами населенного пункта.

Принудительно изъять у ФИО2 земельный участок с с кадастровым номером площадью 5043 кв. м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, расположенный по адресу: <адрес>, Суворовский сельский совет, за границами населенного пункта, образованный путем раздела из земельного участка с кадастровым номером (ранее присвоенный государственный учетный ).

Выплатить денежную компенсацию за изымаемый земельный участок путем перечисления со стороны Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» в пользу ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, суммы возмещения за изъятие земельного участка с кадастровым номером кадастровым номером с кадастровым номером площадью 5043 кв. м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, расположенный по адресу: <адрес>, Суворовский сельский совет, за границами населенного пункта, образованный путем раздела из земельного участка с кадастровым номером (ранее присвоенный государственный учетный ); в размере 133 687 (сто тридцать три тысячи шестьсот восемьдесят семь) рублей 00 копеек путем перечисления на её банковский счет, а при его отсутствии – на её имя на депозитный счет управления Судебного департамента в <адрес> по следующим реквизитам:

Получатель: Управление Федерального казначейства по <адрес> (Управление судебного департамента в <адрес>, л/сч )

ИНН , КПП

Банк: Отделение <адрес> России//УФК по <адрес>, БИК

Номер счета банка получателя средств (ЕКС) 40

Номер счета получателя средств 03

ОКТМО , ОГРН

КБК 00

Код нормативно-правового акта 0028

Код средств 438001А;

Признать право собственности Республики Крым на земельный участок с кадастровым номером площадью 5043 кв. м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, расположенный по адресу: <адрес>, Суворовский сельский совет, за границами населенного пункта, образованный путем раздела из земельного участка с кадастровым номером (ранее присвоенный государственный учетный ).

Признать право собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером площадью 14957 кв. м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, расположенный по адресу: <адрес>, Суворовский сельский совет, за границами населенного пункта, образованный путем раздела из земельного участка с кадастровым номером (ранее присвоенный государственный учетный ).

Решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности Республики Крым на земельный участок с кадастровым номером и права собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером .

Обратить решение к немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Сакский районный суд Республики Крым в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено су<адрес>.09.2023

Судья                                                                                  Н.В. Собещанская

2-1770/2023 ~ М-906/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ГКУ РК "Служба автомомбильных дорог"
Ответчики
Лузина Дарья Александровна
Другие
Иванов Сергей Алексеевич
Асанова Ильмира Аблялимовна
Суд
Сакский районный суд Республики Крым
Судья
Собещанская Н.В.
Дело на странице суда
saki--krm.sudrf.ru
24.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.04.2023Передача материалов судье
25.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.07.2023Предварительное судебное заседание
30.08.2023Судебное заседание
06.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее