Судья Насыров Д.Р. Дело № 12-39/2024
(номер дела в суде первой
инстанции № 5-125/2024)
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
05 июня 2024 года город Севастополь
Судья Севастопольского городского суда Исаев С. Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20) жалобу защитника Пирматова О.Ю. – адвоката Смирнова А. А. на постановление судьи Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Пирматова О. Ю.,
установил:
постановлением судьи Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ Пирматов О.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем самостоятельного контролируемого выезда за пределы Российской Федерации.
Не согласившись с данным постановлением суда, защитник Пирматова О.Ю. – адвокат Смирнов А.А. подал в адрес Севастопольского городского суда жалобу, в которой просит постановленный судебный акт отменить.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что суд не в полной мере выяснил и рассмотрел обстоятельства имеющие значение для дела, указал, что действие патента Пирматова О.Ю. заканчивается ДД.ММ.ГГГГ.
Защитник обращает внимание, что в материалы дела приобщены досье ФМС России АС ЦБДУИГ на иностранного гражданина, сведения «Мигрант-1», копия паспорта, которые не могут являться надлежащими доказательствами по делу, поскольку в установленном законом порядке не заверены должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении и судьей, в связи с чем, не отвечают принципу допустимости доказательств по делу. Учитывая положения п.6 ст. 52 НК РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, полностью оплатил обязательные платежи. Утверждение о частичной оплате патента за ДД.ММ.ГГГГ является недостоверным.
По мнению защитника, районный суд формально подошел к рассмотрению материала об административном правонарушении.
Жалоба подана в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем, подлежит рассмотрению по существу.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.5 КоАП РФ жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению.
Защитник Пирматова О.Ю. – адвокат Смирнов А.А. доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, просил ее удовлетворить.
Пирматов Х.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки в суд не уведомил, что не является препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.
Выслушав пояснения явившегося лица, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона № 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Как следует из пункта 2 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в данном пункте.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> по адресу: <адрес>, был выявлен гражданин <данные изъяты> Пирматов О.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который прибыл на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ с заявленной целью «<данные изъяты>», оформил патент серии <данные изъяты> № для осуществления трудовой деятельности на территории города Севастополя, дата выдачи патента ДД.ММ.ГГГГ, не продлил срок действия патента, совершив оплату авансового платежа 2-НДФЛ на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму меньше фиксированного авансового платежа, установленного на территории города Севастополя, в соответствии с п. 3 ст. 227.1 Налогового кодекса РФ и в день начала срока действия указанного патента, по истечении установленного законом срока 90 дней, т.е. по истечении срока действия миграционной карты, до ДД.ММ.ГГГГ не покинул территорию Российской Федерации и продолжил проживать незаконно.
Документов дающих право пребывать (проживать) не оформил, по истечении установленного законом срока территорию Российской Федерации не покинул, продолжает прибывать на территории Российской Федерации, без документов, подтверждающих право пребывания, тем самым нарушил режим пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации, выразившийся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечению срока пребывания, установленного ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получении визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в течении сто восьмидесяти суток, за исключением случаев, если такой срок не продлён в соответствии с настоящим Федеральным законом).
Фактические обстоятельства дела подтверждались собранными доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; объяснением Пирматова О.Ю., исследованным в судебном заседании согласно которого он подтвердил факт проживания на территории РФ без документов, дающих право на пребывание на территории РФ; копией паспорта гражданина <данные изъяты> на имя Пирматова О.Ю., рапортом старшего инспектора ОВМ ОМВД России по Ленинскому району; патентом на имя Пирматова О.Ю. уведомлением о прибытии иностранного гражданина, справкой на лицо, пересекавшее государственную границу РФ, справкой ИБД-Ф на лицо, квитанциями, распечаткой базы данных СПО «Мигрант-1»; справкой об отсутствии информации о привлечении к административной ответственности.
По мнению судьи районного суда, совершенное Пирматовым О.Ю. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
При назначении наказания судьей принят во внимание характер совершенного Пирматовым О.Ю. административного правонарушения, личность виновного, и назначено наказание в виде административного штрафа в минимальном размере с выдворением за пределы Российской Федерации.
Между тем, судьей не в полном объеме приняты меры для проверки указанных обстоятельств, не проверено надлежащим образом наличие события административного правонарушения.
Согласно ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на адрес с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через адрес, являются незаконно находящимися на адрес и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По общему правилу, установленному в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом.
Согласно выписке из АС ЦБДУИГ ГУ МВД РФ по адресу, имевшемуся в деле на момент рассмотрения в районном суде, Пирматов О.Ю. прибыл на адрес ДД.ММ.ГГГГ в порядке, не требующем получения визы и ДД.ММ.ГГГГ получил патент на работу серии <данные изъяты> №.
В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 5 ст. 13.3 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.
Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В городе Севастополе размер ежемесячного платежа установлен 7142 рубля 40 копеек. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется.
Сведения об оплате фиксированного авансового платежа за ДД.ММ.ГГГГ на момент выявления правонарушения суд первой инстанции с учетом положений п. 6 ст. 52 НК РФ не проверил.
Вместе с тем суд второй инстанции приходит к выводу об оплате патента за ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме – 7 142 рубля. Сведения об оплате патента за указанный период, подтверждены материалами дела.
Таким образом, установлено, что срок пребывания в РФ Пирматовым О.Ю. на момент задержания нарушен не был, следовательно, оснований полагать, что на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции он уклонялся от выезда из РФ, нарушив требования ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», не имеется.
Учитывая требования закона, следует признать, что на момент задержания и составления протокола об административном правонарушении основания для привлечения Пирматова О.Ю. к административной ответственности отсутствовали, поскольку нарушений правил миграционного законодательства Российской Федерации, вмененных ему по протоколу, с его стороны не имелось.
При таких обстоятельствах доводы жалобы о том, что Пирматов О.Ю. на момент его задержания законно находился в РФ, не опровергнуты и необоснованно отвергнуты районным судом. Вместе с тем указанные доводы заслуживают внимания, поскольку полностью подтверждены представленными доказательствами, подтверждающими отсутствие в его действиях состава административного правонарушения.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При указанных обстоятельствах событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.8 ч. 3.1 КоАП РФ, отсутствуют.
В связи с этим постановление судьи не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, а производство по делу в отношении Пирматова О.Ю. прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием события административного правонарушения,
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Пирматова О. Ю. - отменить, производство по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекратить.
Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статей 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья С.Н. Исаев