50RS0<данные изъяты>-34
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2024 года г. Зарайск
Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Прибылова А.В., с участием
истца <данные изъяты>10,
ответчиков <данные изъяты>5, <данные изъяты>6, <данные изъяты>2,
при секретаре судебного заседания Назаровой Э.Р.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело <данные изъяты> по исковому заявлению <данные изъяты>10 к <данные изъяты>5, <данные изъяты>6, <данные изъяты>7, <данные изъяты>2 о принудительном обмене жилого помещения в соответствии с п. 3 ст. 72 Жилищного кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
<данные изъяты>10 обратился в суд с иском к <данные изъяты>5, <данные изъяты>6, <данные изъяты>7, <данные изъяты>2 о принудительном обмене жилого помещения в соответствии с п. 3 ст. 72 Жилищного кодекса Российской Федерации,.
В обосновании исковых требований указав, что истец зарегистрирована в муниципальной квартире по адресу: <данные изъяты>. Данное жилое помещение сохранено за истцом Постановлением Главы Администрации <данные изъяты> муниципального района Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты>, в связи с тем, что его мать – <данные изъяты>2 (<данные изъяты>22) <данные изъяты>2, решением <данные изъяты>3 городского суда от 19.07.2012г. лишена родительских прав. Отец, <данные изъяты>4, так же лишен родительских прав в отношении него этим же решением суда от <данные изъяты>. Жилое помещение по указанному адресу представляет собой трехкомнатную квартиру 64,9 кв.м., жилая 51 кв.м. (одна из комнат проходная) в пятиэтажном панельном доме. В жилом помещении зарегистрированы, кроме истца, еще 5 человека: <данные изъяты>5, <данные изъяты> г.р.; <данные изъяты>6, <данные изъяты> г.р.; <данные изъяты>7, <данные изъяты> г.р.; <данные изъяты>2, <данные изъяты> г.р. Истец не имеет возможности вернуться для проживания в закрепленное за ним жилое помещение по указанному адресу, так как в данном жилом помещении проживает его мать, лишенная родительских прав. С родственниками, проживающими в квартире, он также связи не поддерживает. Они друг для друга являются посторонними людьми. Истец желает осуществить обмен данной квартиры. В этой связи истец на основании изложенного и руководствуясь Федеральным законом от <данные изъяты> №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», ст.8 Федерального закона от <данные изъяты> №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст. 155.1, 155.3 Семейного кодекса РФ, ст. 8 закона Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты> «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения», просит обязать <данные изъяты>8, <данные изъяты> г.р., <данные изъяты>9, <данные изъяты> г.р., <данные изъяты>7, <данные изъяты> г.р., <данные изъяты>2, <данные изъяты> г.р. к принудительному обмену квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты>.
Истец <данные изъяты>10 в судебном заседании просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчики: <данные изъяты>5, <данные изъяты>6, <данные изъяты>2, в судебном заседании просили в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Ответчики <данные изъяты>7 в судебное заседание не явился, извещение направлялось своевременно, почтовый конверт возвращается в адрес суда с пометкой истек срок хранения в отделении почтовой связи.
Представитель третьего лица Администрация городского округа <данные изъяты> Московской области в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело без его участия.
Дело рассмотрено судом, в порядке ст.167 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, без ущерба для судебного разбирательства.
Суд, выслушав истца, ответчиков, исследовав и оценив все представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, исходя из следующего.
Согласно ст. 72 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме наймодателя и проживающих совместно с ним членов его семьи, в том числе временно отсутствующих членов его семьи, вправе осуществить обмен занимаемого ими жилого помещения на жилое помещение, предоставленное по договору социального найма другому нанимателю.
Проживающие совместно с нанимателем члены его семьи вправе требовать от нанимателя обмена занимаемого ими жилого помещения по договору социального найма на жилые помещения, предоставленные по договорам социального найма другим нанимателям и находящиеся в разных домах или квартирах.
Если между нанимателем жилого помещения по договору социального найма и проживающими совместно с ним членами его семьи не достигнуто соглашение об обмене, любой из них вправе требовать осуществления принудительного обмена занимаемого жилого помещения в судебном порядке. При этом учитываются заслуживающие внимания доводы и законные интересы лиц, проживающих в обмениваемом жилом помещении.
Обмен жилыми помещениями, которые предоставлены по договорам социального найма и в которых проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, являющиеся членами семей нанимателей данных жилых помещений, допускается с предварительного согласия органов опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства отказывают в даче такого согласия в случае, если обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, нарушает права или законные интересы указанных лиц.
Как разъяснено в п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <данные изъяты> N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел, связанных с обменом жилыми помещениями, судам следует учитывать, что в соответствии с частью 1 статьи 72 и статьей 74 ЖК РФ предметом договора обмена жилыми помещениями могут быть только жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма, а субъектами обмена - наниматели социального жилья. Обмен жилых помещений, относящихся к фонду социального использования, на жилые помещения индивидуального, специализированного и жилищного фонда коммерческого использования ("смешанный" обмен), а также обмен членом семьи нанимателя по договору социального найма приходящейся на него доли площади жилого помещения с другим лицом при условии вселения его в качестве члена семьи нанимателя ("родственный" обмен) Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрен. Обязательным условием обмена занимаемого по договору социального найма жилого помещения является получение нанимателем письменного согласия всех проживающих совместно с ним членов его семьи, в том числе временно отсутствующих, а также наймодателя (часть 1 статьи 72 ЖК РФ), а если в жилом помещении проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, являющиеся членами семьи нанимателя, - также согласия органов опеки и попечительства.
Наймодатель, согласно части 4 статьи 74 ЖК РФ, вправе отказать в даче согласия на обмен жилыми помещениями только в случаях, предусмотренных статьей 73 ЖК РФ и частью 5 статьи 72 ЖК РФ, содержащей требование о соблюдении учетной нормы общей площади на каждого вселяющегося в результате обмена члена семьи. Отказ наймодателя в даче согласия на обмен жилыми помещениями может быть оспорен нанимателем и членами его семьи в судебном порядке по правилам искового производства.
По правилам искового производства рассматриваются и разрешаются также дела по искам проживающих совместно с нанимателем членов его семьи о принудительном обмене жилого помещения (часть 3 статьи 72 ЖК РФ), если между нанимателем и членами его семьи не достигнуто соглашение об обмене.
При этом под заслуживающими внимания доводами и интересами лиц, проживающих в обмениваемом жилом помещении, которые должны учитываться судом при разрешении данных дел, следует понимать наличие обстоятельств, препятствующих им в силу возраста, состояния здоровья, места работы, учебы и т.п. пользоваться предоставляемым в порядке обмена жилым помещением. Если спор об обмене возник между бывшими членами семьи, занимающими отдельную квартиру, несогласие одного или нескольких из них переехать в жилое помещение, расположенное в коммунальной квартире, само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку при распаде семьи, повлекшем необходимость обмена, данные лица фактически уже не пользуются отдельной квартирой.
По смыслу приведенных норм действующего жилищного законодательства в предмет доказывания по спору о принудительном обмене жилыми помещения, в частности, входят:
1) факт предоставления жилых помещений, предлагаемых для обмена, по договору социального найма;
2) соответствие жилого помещения, предлагаемого для обмена, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации);
3) наличие или отсутствие условий, при которых обмен жилыми помещениями между нанимателями данных помещений по договорам социального найма не допускается (статья 73 Жилищного кодекса Российской Федерации);
4) соблюдение законных интересов граждан, проживающих в данных жилых помещениях (часть 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
5) подтверждение того, что спор существует между членами семьи и нанимателем жилого помещения (часть 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
6) состояние здоровья, возраст граждан, которые производят обмен;
7) варианты обмена и их соответствие интересам обменивающихся сторон;
8) состав лиц, проживающих в обмениваемом жилом помещении;
9) другие заслуживающие внимания обстоятельства.
Из материалов дела усматривается, что решением <данные изъяты>3 городского суда <данные изъяты> от 19.07.2012г. <данные изъяты>2 и <данные изъяты>4 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына <данные изъяты>10, <данные изъяты> года рождения. (л.д. 12-16).
Согласно материалам дела в квартире расположенной по адресу: <данные изъяты>. зарегистрированы и проживают 5 человек, а именно: <данные изъяты>5, <данные изъяты> г.р.; <данные изъяты>6, <данные изъяты> г.р.; <данные изъяты>7, <данные изъяты> г.р.; <данные изъяты>2, <данные изъяты> г.р.; что не отрицалось в ходе судебного заседания ответчиками <данные изъяты>5, <данные изъяты>6, <данные изъяты>2, которые подтвердили, что они проживают в вышеуказанной квартире по настоящее время.
Указанное жилое помещение представляет собой муниципальную трехкомнатную квартиру, жилой площадью 51 кв.м. (л. д. 17).
Постановлением Главы города <данные изъяты> Московской области от <данные изъяты>. <данные изъяты> за <данные изъяты>10, <данные изъяты> года рождения, закреплено право на жилую площадь по адресу: <данные изъяты> (л.д. 11).
В судебном заседании установлено, что <данные изъяты>10, <данные изъяты> года рождения, являлся ребенком оставшимся без попечения родителей. Распоряжением Отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по <данные изъяты>3 муниципальному району от <данные изъяты> <данные изъяты>-ОП в отношении <данные изъяты>10 была установлена опека. Место жительства несовершеннолетнего <данные изъяты>10 было определено по месту жительства опекунов <данные изъяты>19 и <данные изъяты>20 по адресу: <данные изъяты> (л.д.18).
12.10.2023 <данные изъяты>10 обратился с заявлением в администрацию г.о. <данные изъяты> с заявлением о намерении осуществить обмен вышеуказанного жилого помещения. (л.д. 21).
10.10.2023г. № <данные изъяты>/23 администрацией г.о. <данные изъяты> Московской области, был дан ответ, что обмен жилого помещения является получением нанимателем письменного согласия всех проживающих совместно с ним членов его семьи. (л.д. 22).
Согласно статьям 56, 67 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, и суд оценивает имеющиеся в деле доказательства.
Разрешая данный спор, суд, дав оценку всем представленным доказательствам в соответствии со ст. 56, 67 ГПК РФ приходит к выводу, что истец <данные изъяты>10 не только не предлагал ответчикам конкретные варианты для обмена жилого помещения, но и не подобрал такие варианты.
Таким образом, именно на истца возложена обязанность предоставить доказательства соответствия предлагаемого варианта обмена требованиям закона, как в части соблюдения прав ответчика, так и прав, переселяемых из предлагаемых к обмену квартир лиц, а также наличие необходимых условий для производства обмена между конкретными лицами.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований <данные изъяты>10 к <данные изъяты>5, <данные изъяты>6, <данные изъяты>7, <данные изъяты>2 о принудительном обмене жилого помещения в соответствии с п. 3 ст. 72 Жилищного кодекса Российской Федерации – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Зарайский городской суд Московской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение судом изготовлено <данные изъяты>.
Судья А.В. Прибылов