УИД: 89RS0005-01-2024-000703-90

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

19 апреля 2024 года          г. Ноябрьск ЯНАО

Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Тихонова Е.Н., рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Харампурнефтегаз» на постановление заместителя начальника отдела – заместителя лесничего отдела Ноябрьское лесничество управления лесного хозяйства, старшего государственного лесного инспектора – заместителя лесничего в лесничествах автономного округа ФИО1 от 12 марта 2024 года №101/Н по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ,

                     у с т а н о в и л:

постановлением заместителя начальника отдела – заместителя лесничего отдела Ноябрьское лесничество управления лесного хозяйства, старшего государственного лесного инспектора – заместителя лесничего в лесничествах автономного округа ФИО1 от 12 марта 2024 года №101/Н ООО «Харампурнефтегаз» подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении требований Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст.50.7, 53, 60.3 и 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, п.20 и 29 Правил санитарной безопасности в лесах, п.15 Правил использования лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, п.18 Правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.

Не согласившись с данным постановлением, представитель ООО «Харампурнефтегаз» (далее – Общество) обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство прекратить, в связи отсутствием состава административного правонарушения, поскольку из оспариваемого постановления следует, что произошло загрязнение земельного участка, а не леса.

Представитель заявителя, должностное лицо, вынесший постановление участие в судебном заседании не принимали, о рассмотрении дела извещены.

Изучив доводы жалобы, материалы дела, письменные позиции участников, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в загрязнении лесов, то есть в поступлении загрязняющих веществ в окружающую среду.

Частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с названным Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды).

Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрены принципы хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, согласно которым такая деятельность должна осуществляться на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, их ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В силу положений ст.60.3 ЛК РФ меры санитарной безопасности в лесах включают в себя лесозащитное районирование, государственный лесопатологический мониторинг, проведение лесопатологических обследований, предупреждение распространения вредных организмов и иные меры санитарной безопасности в лесах, а правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 года N 2047 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах.

В соответствии с подп. "а" п. 20 Правил не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды.

Согласно п.29 Правил не допускается ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках, и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для рекреационных целей, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.

Приказом Минприроды России от 10 июля 2020 года № 434 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

Согласно п.15 указанных Правил при использовании лесов в целях эксплуатации линейных объектов не допускается загрязнение земель, на которых осуществляется использование лесов, и территорий, прилегающих к землям, на которых осуществляется использование лесов, химическими и радиоактивными веществами.

В соответствии с положениями п.18 Правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, утвержденных приказом Минприроды России от 7 июля 2020 года № 417, запрещается загрязнение площади земель, на которых осуществляется использование лесов и территории за ее пределами, химическими и радиоактивными веществами при осуществлении использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.

Как следует из материалов дела 27 ноября 2023 года в ОМВД России по Пуровскому району поступило сообщение о нарушении герметичности нефтесборного трубопровода на Харампурском месторождении из-за его коррозии с разливом нефтепродуктов объемом 0,081 тонны на площади 390 кв.м. в месте с географическими координатами N63о52,45.4,, E079о41,49.8.

Согласно протоколу осмотра места происшествия, составленному УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Пуровскому району 28 ноября 2023 года с участием ведущего специалиста ООО «Харампурнефтегаз», произведен осмотр участка местности в районе 1ДНС-19 Южно-Харампурского месторождения трубопровода т.вр.1 –ДНС-19, в ходе которого обнаружен участок песчано-кустарниковой, где находится узел запорной арматуры, имеющий ограждение. Внутри и снаружи ограждения из-под снежного покрова видны следы нефти и нефтепродуктов бурого цвета с характерным запахом горюче-смазочных материалов. Объяетом осмотра являлся расположенный на высоте 1,5 м над землей трубопровод т.вр.1-ДНС-19, на его поврежденном участке установлена сертифицированная ремонтная муфта. Площадь разлива нефти и нефтепродуктов составляет 390 кв.м..

Указанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ и направления данного дела в Отдел Ноябрьского лесничества.

В результате рассмотрения поступивших материалов проверки и добытых должностным лицом - заместителем начальника отдела – заместителем лесничего отдела Ноябрьского лесничества управления лесного хозяйства, старшим государственным лесным инспектором – заместителем лесничего в лесничествах автономного округа ФИО1 12 марта 2024 года вынесено оспариваемое постановление №101/Н о признании ООО «Харампурнефтегаз» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.31 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей.

Так, в ходе рассмотрения дела, 29 ноября 2023 года должностным лицом отдела Ноябрьское лесничество УЛХ ДПРиЭ ЯНАО проведено выездное обследование того же участка, из которого следует, что в месте с географическими координатами N63о52,45.4,, E079о41,49.8,, в квартале 200 выделе 49 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества установлено наличие загрязнения на поверхности почвы, присутствует устойчивый запах нефтепродуктов, не характерный для окружающей местности. На момент осмотра на участке ведутся работы по ликвидации последствий нефтеразлива. На участке работает экскаватор.

Установлено, что 27 ноября 2023 по причине внутренней коррозии трубопровода произошла предпосылка к инциденту на трубопроводе нефтесборном т.вр.1 – ДНС-19 Юно-Харампурского месторождения (транспортируемый материал – нефть).

При этом, Обществом не оспаривалось, что данное загрязнение образовалось 27 ноября 2023 года вследствие внутренней коррозии, а именно образования свища 2 мм по сварочному шву на 6 часов в 0,5 м от начала участка вышеуказанного нефтесборного трубопровода, прямые потери составили 0,081 т. Сообщили, что проведены работы по локализации и ликвидации последствий инцидента, в мае 2024 года после схода устойчивого снежного покрова планируется натурное обследование (включая отбор проб для определения остаточного содержания загрязняющих веществ в почве), разработка проекта рекультивации и его направление на согласование.

Таким образом, установлен факт нарушения правил санитарной безопасности в лесах путем загрязнения лесов химическими веществами.

Вопреки доводам жалобы, загрязненный участок находится в границах лесных участков, предоставленных Обществу в аренду на основании договоров № 372/Л-12 от 19 июня 2020 и № 110/Л-18 от 27 апреля 2021 года и относится к эксплуатационным лесам (по таксационному описанию – болото).

В соответствии п.п. 6.1, 6.2, 6.6 ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия», утвержденных постановлением Госстандарта РФ от 08.01.2002 № 2-ст, нефть является опасной жидкостью, природным жидким токсичным продуктом, содержит легкоиспаряющиеся вещества опасные для здоровья и жизни человека и для окружающей среды. Предельно допустимые концентрации нефтяных паров и опасных веществ нефти в воздухе рабочей зоны установлены в ГОСТ 12.1.005.6.6 Нефть относят к легковоспламеняющимся жидкостям 3 класса по ГОСТ 19433. Категория взрывоопасности и группа взрывоопасных смесей паров нефти с воздухом – IIА-Т3 по ГОСТ Р 51330.11.

Согласно федерального регистра потенциально опасных химических и биологических веществ утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.07.2013 года № 609 нефть является опасным химическим веществом.

Нефть в силу своих физико-химических свойств является веществом, которое при попадании на объекты природной среды (вода, почва) вызывает их загрязнение, высокая токсичность нефти является причиной уничтожения растительного покрова и организмов, имеющих контакт с загрязненной почвой.

Последствием разлива нефтесодержащей жидкости на земельном участке является причинение экологического вреда, поскольку каждый компонент природный среды выполняет строго определенные законом природы экологические функции и оказывает влияние на окружающее пространство. Нанесенный вред от разлива нефти представляет собой негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, которое влечет за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов, процесс восстановления которых занимает достаточно длительный период времени.

Учитывая исследованные материалы дела, факт загрязнения почвы на указанном участке горючим веществом подтвержден собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Общество с силу требований закона, а также договора аренды лесного участка, обязано предпринимать меры, исключающие нахождение нефтесодержащей жидкости и иных вредных химических веществ на лесном участке, тем самым соблюдать санитарные правила и правила пожарной безопасности.

Правильность выводов должностного лица о виновности Общества в совершении вменяемых ему административных правонарушений сомнений не вызывает, поскольку подтверждена совокупностью имеющихся в деле доказательств.

Постановления о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений вынесены в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.

Влекущих прекращение производства по делу нарушений прав заявителя при составлении материалов дела об административном правонарушении допущено не было.

Нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены в полной мере; постановление мотивировано; правила оценки доказательств соблюдены; существенных нарушений, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имелось.

При таком положении обжалуемое постановление должностного лица по делу об административном правонарушении отмене либо изменению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░1 ░░ 12 ░░░░░ 2024 ░░░░ №101/░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 8.31 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░» – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░:                                  (░░░░░░░)

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ № 12-269/2024

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

12-269/2024

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ООО "Харампурнефтегаз"
Суд
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Тихонова Евгения Николаевна
Дело на сайте суда
noyabrsky--ynao.sudrf.ru
26.03.2024Материалы переданы в производство судье
19.04.2024Судебное заседание
23.04.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
25.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2024Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
14.05.2024Вступило в законную силу
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее