Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-295/2023 ~ М-282/2023 от 21.09.2023

Дело № 2-295/2023

УИД 42RS0027-01-2023-000495-28

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Тяжинский районный суд Кемеровской области в составе:

председательствующего судьи Комаловой С.В.,

при секретаре Надыкто Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт Тяжинский Тяжинского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса                                                                                                                       30 ноября 2023 года

гражданское дело по исковому заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом Тяжинского муниципального округа к Комитету по управлению государственным имуществом Кузбасса, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании права муниципальной собственности на нераспределенные сельскохозяйственные земли СПК «Новомарьинский»,

УСТАНОВИЛ:

Комитет по управлению муниципальным имуществом Тяжинского муниципального округа с учетом уточнения исковых требований ( т. 3 л.д. 35) обратился в суд с иском к КУГИ Кузбасса о признании права муниципальной собственности на нераспределённые сельскохозяйственные земли СПК «Новомарьинский», мотивируя тем, что в соответствии с Указом Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» была проведена бесплатная передача земель сельскохозяйственного назначения в общую долевую собственность граждан. В соответствии с проектом землеустройства (перераспределения земель) совхоза «Новомарьинский», разработанным в 1992 году площадь земель составлял 18923 га. Для бесплатной передачи земельных паев в общую долевую собственность граждан совхозу «Новомарьинский» было выделено 7285,3 га. Распоряжением администрации Тяжинского района Кемеровской области от 05.07.1995 год № 277 «О выдаче свидетельств на право собственности на землю» выдано свидетельств 350 гражданам, таким образом, в общую долевую собственность было передано 6265 га, площадь нераспределенных земель составила 1020,3 га. Также согласно проекта Новомарьинскому сельскому совету передано 296 га, Итатскому поселковому совету передано 96 га, крестьянскому хозяйству «Дружный» передано 40 га, Нераспределенные земли площадью 11709 га в фонд перераспределения земель не передавались. Ссылаясь на п. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» ст. 19 Земельного кодекса РФ, ст. 12 ГК РФ, просит:

Признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием «Тяжинский муниципальный округ» на невостребованные (нераспределенные) земли сельскохозяйственного назначения, расположенные в границах плана колхоза «Новомарьинский» общей площадью 836 га

Определением Тяжинского районного суда Кемеровской области от 10.10.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области – Кузбассе и Томской области; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен Департамент лесного комплекса Кузбасса. ( т. 2 л.д. 235-236)

Определением Тяжинского районного суда Кемеровской области от 26.10.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства в лице Департамент лесного комплекса по Сибирскому федеральному округу (т. 2 л.д. 250)

В судебное заседание представитель истца Комитета по управлению муниципальным имуществом Тяжинского муниципального округа не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не известил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. (т. 3 л.д. 30)

Представители ответчиков: КУГИ Кузбасса, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области – Кузбассе и Томской области, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, возражений по существу заявленных требований не представили. (т. 3 л.д. 32, 33)

Представитель ответчика Департамента лесного комплекса по Сибирскому федеральному округу, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. Славиной М.В., действующей на основании доверенности, представлены письменный отзыв на исковое заявление и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика (т. 3 л.д. 12-19).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбассу, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не известил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, возражений по существу заявленных требований не представил. (т. 3 л.д. 34)

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента лесного комплекса Кузбасса, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, Конюшенко Е.В., действующей на основании доверенности, представлен письменный отзыв на исковое заявление, начальником территориального отдела по Тяжинскому лесничеству Червовым А.Н. представлены письменные пояснения. (т. 2 л.д. 242-245, т. 3 л.д. 20, 29)

На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

В письменном отзыве председатель Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса Е.А. Путлова не возражала против удовлетворения исковых требований (т. 2 л.д. 232)

В представленных суду письменном отзыве представителей Департамента лесного комплекса Кузбасса, Департамента лесного комплекса по Сибирскому федеральному округу указано, что во владении СПК «Новомарьинский» находились земли лесного фонда (лесные участки) площадью 10873 га. (т. 2 л.д. 212, т. 3 л.д. 12-13)

Исследовав письменные материалы дела, суд в своих выводах приходит к следующему.

В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.

Согласно правовой позиции, изложенной в. п. 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ от 22.07.2020, по смыслу ст. 17 - 19 ЗК РФ одним из оснований возникновения права собственности того или иного публично-правового образования является разграничение государственной собственности на землю.

Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю до 1 июля 2006 г. было определено Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 2 данного Закона основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней (согласованных с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления) земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» Закон № 101-ФЗ признан утратившим силу, а в Федеральный закон N 137-ФЗ от 25 октября 2001 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» введена ст. 3.1, которой закреплен нормативный механизм разграничения государственной собственности на землю, состоящий в том, что определенное государственное имущество признается собственностью конкретного публичного образования в силу закона (то есть без проведения каких-либо административных процедур передачи участков) в соответствии в перечисленными в указанной норме критериями.

Закрепленные законодателем критерии для разграничения публичной земли, прежде всего, касаются земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или которые по своему назначению необходимы органам власти того или иного уровня, а также отдельным (названным в законе лицам) в целях выполнения ими своих функций. В отношении незастроенных публичных участков или участков, не предоставленных лицам, указанным в ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ, разграничение права государственной собственности на дату вступления в силу данной нормы не произошло.

Поскольку из содержания указанной статьи и иных норм земельного законодательства не следует, что применение критериев разграничения возможно только к тем отношениям, которые сложились на момент вступления в силу ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ, ее положения должны применяться не только к отношениям, сложившимся по состоянию на 1 июля 2006 г., но и к отношениям, которые возникнут в последующем.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении № 579-О-О от 22.04.2010 указал, что Конституция Российской Федерации, относя разграничение государственной собственности к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "г" части 1), вместе с тем не определяет, какие объекты государственной собственности находятся в собственности Российской Федерации, какие - в собственности субъектов Российской Федерации, а какие из государственной собственности передаются в собственность конкретных муниципальных образований. Указанное положение Конституции Российской Федерации предполагает, прежде всего, законодательное регулирование порядка отнесения объектов государственной собственности к тем или иным уровням (видам) этой собственности - федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, а также порядка передачи объектов из государственной собственности в муниципальную собственность. При этом федеральный законодатель вправе предусмотреть осуществление полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органами местного самоуправления (Определение от 15 января 2008 года N 219-О-О).

Разрешение же споров о праве собственности на конкретные земельные участки находится в компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Согласно ч. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 13.06.2023) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, муниципальных округов, городских округов, муниципальных районов относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

В соответствии с п 1. ст. 5 Федерального закона от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», действовавшего до 01.07.2006 года, основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав, в том числе: земель сельскохозяйственного назначения (абз. 3).

Согласно ч. 1 ст. 19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;

которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

В силу ст. 7 Земельного кодекса РФ земли по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для каждой категории целевым назначением. К числу самостоятельных категорий отнесены земли сельскохозяйственного назначения (пп. 1 п. 1).

В соответствии с положениями ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. (п. 1)

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности, либо на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства для собственных нужд. (п. 2)

В соответствии с положениями ст. 59 Земельного кодекса РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. (ч. 1)

Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". (ч. 2)

Исходя из вышеприведённых норм, в собственности муниципальных образований могут находиться, в том числе, земли сельскохозяйственного назначения.

В судебном заседании установлено, и подтверждается материалами дела, что согласно проекта землеустройства (перераспределения земель) совхоза «Новомарьинский» Тяжинского района Кемеровской области (реорганизованного в крестьянское хозяйство с коллективно-совместной формой собственности), разработанного Кемеровским филиалом «ЗАПСИБНИИГИПРОЗЕМ» в 1992 году, утвержденного общим собранием трудового коллектива КСП «Новомарьинский» ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь земель колхоза «Новомарьинский» составила 18923 га (стр. 5, 11 проекта), из которых: сельскохозяйственные угодья – 7546 га; лесные площади - 10573 га, и иные земли; размер земельного пая, передаваемого в собственность бесплатно, составил 17,9 га, что также подтверждается экспликацией земель. ( т. 1 л.д. 28-48, т. 2 л.д. 330)

На основании Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» 05.07.1995 Администрацией Тяжинского района Кемеровской области принято распоряжение № 277 «О выдаче свидетельств на право собственности на землю», согласно которому каждому гражданину, наделенному земельной долей в процессе реорганизации сельскохозяйственных предприятий и внесенному в список собственников земли на 1.01.1992 г. выдается свидетельство на право собственности на землю. Составлен список лиц, получивших свидетельство на право собственности на землю (пай) в СПК «Новомарьинский», в который включены 350 человек. (т. 1 л.д. 49, 50-53)

Выписками из Единого государственного реестра недвижимости подтверждается, что по адресу: <адрес> находится земельный участок категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, площадью 39957882 кв. м (3995,7 га) с кадастровым номером (дата присвоения ДД.ММ.ГГГГ), находящийся в общей долевой собственности (размер доли 17,9 га) в том числе, лиц, указанных в списке получивших свидетельство на право собственности на землю (пай) в СПК «Новомарьинский»; из состава которого выделены земельные участки с кадастровыми номерами: ( т. 1 л.д. 54-231, т.2 л.д. 1-227).

Из лесохозяйственного регламента Тяжинского района Кемеровской области, утвержденного приказом Департамента лесного комплекса Кемеровской области от 20.11.2018 года № 01-06/2725, следует, что площадь лесных участков урочища «Новомарьинский», ранее находившихся во владении СПК «Новомарьинский», по состоянию на 01.01.2023 составляет 10873 га. (т. 2 л.д. 20, 22-28).

Согласно архивной справке, выписке из ЕГРЮЛ совхоз «Новомарьинский», образованный в 1981 в апреле 1993 реорганизованный в сельскохозяйственный производственный кооператив «Новомарьинский» ликвидирован (прекратил деятельность) 10.02.2005 по решению суда. (т. 3 л.д. 36, 37)

Таким образом, судом установлено, что из земель общей площадью 18923 га, находящихся во владении СПК «Новомарьинский» Тяжинского района Кемеровской области, ликвидированного 10.02.2005, бесплатно передано в собственность граждан на праве общей долевой собственности 6265 га (350 пая х 17,9 га), 10873 га составляют земли лесного фонда, оставшиеся земли сельскохозяйственного назначения площадью 836 га в собственность Кемеровской области – Кузбасса, как и в собственность Российской Федерации не передавались, относятся к землям государственная собственность на которые не разграничена, в силу ст. 79 Земельного кодекса РФ имеют приоритет в использовании и подлежат охране, ответчиками возражений о признании права собственности за муниципальным образованием Тяжинский муниципальный округ Кемеровской области – Кузбасса суду не представлено, в связи с чем, суд считает исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Учитывая, что Комитет по управлению муниципальным имуществом Тяжинского муниципального округа, ответчики Комитет по управлению государственным имуществом Кузбасса, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство лесного хозяйства в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождены, судебные расходы подлежат возмещению за счет бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

    Исковые требования Комитета по управлению муниципальным имуществом Тяжинского муниципального округа к Комитету по управлению государственным имуществом Кузбасса, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании права муниципальной собственности на нераспределенные сельскохозяйственные земли СПК «Новомарьинский» удовлетворить.

Признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием Тяжинский муниципальный округ Кемеровской области - Кузбасса на земли из категории земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 836 га, расположенные в границах <адрес>

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тяжинский районный суд Кемеровской области.

Председательствующий:         подпись               С.В. Комалова

Решение составлено в мотивированной форме 07.12.2023

    Копия верна

судья Тяжинского районного суда                           С.В. Комалова

подлинный документ находится в деле № 2-295/2023

2-295/2023 ~ М-282/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
КУМИ Тяжинского муниципального округа
Ответчики
Комитет по управлению государственным имуществом Кузбасса
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КЕмеровской области -Кузбассе и Томской области
Департамент лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу
Департамент лесного комплекса Кемеровской области - Кузбасса
Суд
Тяжинский районный суд Кемеровской области
Судья
Комалова С.В.
Дело на сайте суда
tiazhinsky--kmr.sudrf.ru
21.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.09.2023Передача материалов судье
25.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.10.2023Подготовка дела (собеседование)
26.10.2023Подготовка дела (собеседование)
14.11.2023Подготовка дела (собеседование)
14.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.11.2023Судебное заседание
07.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2024Дело оформлено
31.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее