Дело № 2-4253/2022
32RS0027-01-2022-003547-30
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 ноября 2022 года г. Брянск
Советский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи Шматковой О.В.,
при секретаре Борисовой Т.В.,
с участием представителя истца по доверенности Тумакова Д.А., представителя ответчика Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации Зотова В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г. Брянска к Брянской городской администрации, Комитету ЖКХ Брянской городской администрации о понуждении привести в соответствие с требованиями законодательства участок дорожной сети,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Советского района г. Брянска обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в результате проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в нарушение требований п. 6.3 ГОСТ Р 50597-2017 и п. 6.2 ГОСТ Р 52289-2019 отсутствуют линии горизонтальной дорожной разметки (1.1, 1.5, 1.6), разделяющие транспортные потоки попутных направлений, 1.25 обозначающие искусственные неровности, а также линии горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 «Зебра»; в нарушение п. 6.8.3 и 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 допущено образование дефектов монолитных (из асфальтобетона) конструкций искусственных неровностей; в нарушение требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 допущено образование дефектов дорожного покрытия, размеры которых превышают предельно допустимые параметры. Постановлениями мирового судьи судебного участка № 11 советского судебного района г.Брянска комитет по ЖКХ БГА признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, по фактам наличия недостатков в содержании по ул. Малыгина, д. 35 (от пер. 2-го Советского до ул. Дуки). До настоящего времени недостатки в содержании дороги не устранены.
Учитывая, что данные нарушения могут повлечь дорожно-транспортные происшествия, увеличивают риск аварийной ситуации в районе, угрожают здоровью и жизни населения, истец с учетом уточнений просит суд обязать Брянскую городскую администрацию, Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации в рамках полномочий привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, п. 6.2 ГОСТ Р 52289-2019 участок дороги по ул. Малыгина, 35 (от пер. 2-го Советского до ул. Дуки), а именно: нанести линии горизонтальной дорожной разметки (1.1, 1.5, 1.6), разделяющие транспортные потоки попутных направлений, 1.25 обозначающие искусственные неровности, линии горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 «Зебра», а также устранить образовавшиеся дефекты монолитных (из асфальтобетона) конструкций искусственных неровностей и дефектов дорожного покрытия, размеры которых превышают предельно допустимые параметры.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Тумаков Д.А., уточненные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить, не возражала против установления срока исполнения решения до 01.06.2023 г.
Представитель ответчика Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации по доверенности Зотов В.П. в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на то, что Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации не является надлежащим ответчиком по настоящему спору. В случае удовлетворения исковых требований просил установить срок исполнения решения суда до 01.06.2023 г.
Представитель ответчика Брянской городской администрации, представитель третьего лица МБУ «Дорожное управление» города Брянска в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежаще, ходатайств об отложении дела по уважительным причинам не заявлено, в силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе, на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Пункт 1 статьи 21 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" предписывает органам местного самоуправления осуществлять мероприятия по организации дорожного движения как комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, в целях повышения его безопасности и пропускной способности.
В п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закреплено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона N 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В силу ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к элементам обустройства автомобильных дорог отнесены, в частности, дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, а содержанием автомобильной дороги является комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно требованиям пункта 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Согласно требованиям п. 6.2 ГОСТ Р 52289-2019 горизонтальную разметку наносят на дорожные одежды капитального и облегченного (асфальтобетонного вида) типов, кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом. Линии разметки 1.1, 1.3, 1.5, 1.6, 1.9, 1.11 наносят материалами и (или) изделиями белого цвета. На линиях разметки 1.1 - 1.4, 1.11 толщиной 1,5 мм и более допускаются технологические разрывы длиной не более 0,05 м с расстоянием между ними не менее 20 м. Допускается применять линии разметки 1.1 - 1.12, 1.14.1, 1.14.2 со структурной и профильной поверхностью, при этом ее внешние границы не должны выходить за пределы, установленные ГОСТ Р 51256. Действие линий разметки 1.1 - 1.3, 1.5 - 1.9, 1.11 по [1].
В населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных городских дорогах, магистральных улицах, улицах и дорогах местного значения, а в сельских поселениях - на улицах и дорогах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств.
Разметку 1.25 применяют для обозначения искусственных неровностей, предназначенных для принудительного снижения скорости.
Согласно требованиям 6.8.3 ГОСТ Р 50597-2017 монолитные искусственные неровности не должны иметь дефектов в виде выбоин, проломов, просадок, колей (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3. (п. 5.2.4)
Как следует из материалов дела, в результате проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в нарушение требований п. 6.3 ГОСТ Р 50597-2017 и п. 6.2 ГОСТ Р 52289-2019 отсутствуют линии горизонтальной дорожной разметки (1.1, 1.5, 1.6), разделяющие транспортные потоки попутных направлений, 1.25 обозначающие искусственные неровности, а также линии горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 «Зебра»; в нарушение п. 6.8.3 и 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 допущено образование дефектов монолитных (из асфальтобетона) конструкций искусственных неровностей; в нарушение требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 допущено образование дефектов дорожного покрытия, размеры которых превышают предельно допустимые параметры.
Данный факт подтверждается протоколом 32 ПР 1113220 об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, от 25.03.2022 г., протоколом 32 ПР 1113221 об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, от 25.03.2022 г., протоколом 32 ПР 1113228 об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, от 25.03.2022 г., протоколом 32 ПР 1113232 об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, от 20.04.2022 г., протоколом 32 ПР 1113233 об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, от 04.05.2022 г.
Доказательств обратного ответчиками суду не представлено.
Как следует из Перечня объектов улично-дорожной сети городского округа город Брянск, утвержденного постановлением Брянской городской администрации от 01.04.2020 №960-п, автомобильная дорога по ул. Малыгина относится к дорогам местного значения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Соответственно, содержание автомобильных дорог города Брянска относится к обязанности Брянской городской администрации. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. В полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения входят расходные обязательства муниципальных образований.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (п. п. 6, 11 ст. 13 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ).
При этом, как следует из п. 6 ст. 3 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ, дорожная деятельность является деятельностью по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ст. 44 Устава г. Брянска, городская администрация – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения.
Уставом г. Брянска к полномочиям Брянской городской администрации отнесены, в том числе: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Брянска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Брянска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации ( ст.45).
Положением о Комитете по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, утвержденным решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.04.2006 № 403, одной из основных задач Комитета является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Брянска (п. 2.2).
Одной из основных задач Комитета, согласно Положению, является организация содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования.
Таким образом, вопреки доводам представителя ответчика, ответственность за организацию безопасности дорожного движения, содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования, возложена на Брянскую городскую администрацию, Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации.
В связи с чем, ответчики в пределах своей компетенции и уставных целей обязаны провести работы по устранению выявленных нарушений законодательства в области безопасности дорожного движения.
Учитывая приведенные требования закона, изложенные обстоятельства, суд находит заявленные требования обоснованными, поскольку указанные прокурором нарушения законодательства могут повлечь дорожно-транспортные происшествия, увеличивают риск аварийной ситуации в районе, угрожают здоровью и жизни неопределенного круга лиц, в частности - безопасности участников дорожного движения.
При этом суд, в порядке ст. 204 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, считает необходимым установить срок выполнения работ по обустройству автомобильных дорог до 1 июня 2023 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 50597-2017, ░. 6.2 ░░░░ ░ 52289-2019 ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░░, 35 (░░ ░░░. 2-░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░), ░ ░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (1.1, 1.5, 1.6), ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, 1.25 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1.14.1 «░░░░░», ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░ ░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 5 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.