Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-170/2024 ~ М-101/2024 от 02.02.2024

Дело №2-170/2024

УИД: 04RS0004-01-2024-000165-02

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 марта 2024 года                                        г. Гусиноозерск

Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ринчино Е.Н.,

при секретаре Намдаковой А.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гусиноозерского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Селенгинский район», Муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению Детский сад «Ургы» об обязании устранить нарушение обязательных требований пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Обращаясь в суд, Гусиноозерский межрайонный прокурор Республики Бурятия в интересах неопределенного круга просит обязать Администрацию МО «Селенгинский район», МБДОУ Детский сад «Ургы» устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности, обязать администрацию МО «Селенгинский район» выделить денежные средства на проведение соответствующих мероприятий.

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведения межрайонной прокуратурой проверки соблюдения требований пожарной безопасности в деятельности МБДОУ Детский сад «Ургы» установлено, что в 2021 г. отделением надзорной деятельности Селенгинского района ГУ МЧС России по Республике Бурятия по итогам проверки соблюдения мер пожарной безопасности в здании школы руководителю учреждения выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения в срок до 01.11.2022.

В результате проведенной межрайонной прокуратурой проверки установлено, что нарушения указанные в предписании МБДОУ Детский сад «Ургы» не устранены, не проводятся эксплуатационные испытания ограждений кровли реже 1 раза в 5 лет, а также не соответствует требуемым норма (высота ограждений менее 1,2 м., ширина ступени менее 0,25 м., ширина лестниц менее 0,9 м.), маршевые наружные стационарные эвакуационные лестницы помещений групповых ячеек второго этажа.

Согласно Уставу учредителем и собственником МБДОУ Детский сад «Ургы» является администрация МО «Селенгинский район».

В судебном заседании представитель истца по доверенности Салихов Р.Н. исковые требования поддержал по доводам искового заявления, просил удовлетворить.

Представитель МБДОУ Детский сад «Ургы» по доверенности Дашиев Э.Ж. требования признал, согласился с выявленными нарушениями, пояснил, что не могут исполнить предписание в виду отсутствия финансирования.

Представитель ответчика Администрации МО «Селенгинский район» в судебном заседании отсутствовал, будучи надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика администрации МО «Селенгинский район».

Суд, заслушав представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Часть 7 этой же статьи закрепляет ответственность образовательной организации за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы.

Пункт 5 части 1 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно Федеральному закону от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления образования в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 указанного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В силу статьи 38 указанного выше Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет: правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья.

Статьей 9 вышеуказанного Закона установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

Из анализа названных норм следует, что ответственность за жизнь и безопасность учащихся несет образовательное учреждение.

Как установлено судом и следует из материалов дела, МБДОУ Детский сад «Ургы» является муниципальным бюджетным учреждением, некоммерческой образовательной организацией. ДД.ММ.ГГГГ органами государственного пожарного надзора проведена плановая проверка соблюдения мер пожарной безопасности в здании школы по адресу: Республика Бурятия, Селенгинский район, у.Зурган-Дэбэ, пер.Колхозный, д. 3. В ходе проверки выявлен ряд нарушений обязательных требований пожарной безопасности, на основании чего руководителю Учреждения выдано предписание об устранении нарушений в срок до 01.11.2022.

Из доводов иска следует, что на момент проведения проверки истцом в 2024 г. учреждением не были устранены следующие нарушения:

не проводятся эксплуатационные испытания ограждений кровли наружных открытых эвакуационных лестниц, предназначенных для эвакуации люде из здания при пожаре не реже 1 раза в 5 лет (п.17 «б» постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);

не соответствует требуемым норма (высота ограждений менее 1,2 м., ширина ступени менее 0,25 м., ширина лестниц менее 0,9 м.), маршевые наружные стационарные эвакуационные лестницы помещений групповых ячеек второго этажа ( п 4.2 ГОСТ 53254-2009 ст. 38 ФЗ № 69 от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности»).

Наличие указанных нарушений ответчиками не оспорено, доказательств их устранения, вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представлено.

Суд соглашается с доводами иска о том, что несоблюдение ответчиками нормативно-правовых актов, устанавливающих требования к пожарной безопасности зданий, создает угрозу жизни и здоровью, а также нарушает права и свободы неопределенного круга лиц.

Перечисленные выше нормы права обязывают МБДОУ Детский сад «Ургы» принять меры к устранению нарушений требований пожарной безопасности, в связи с чем заявленные требования прокурора к указанному ответчику обоснованы и подлежат удовлетворению.

В полномочия Администрации МО «Селенгинский район» входит организация содержания и режима работы в образовательных учреждениях.

Учитывая, что Администрация МО «Селенгинский район», как учредитель МБДОУ Детский сад «Ургы», обязана финансировать деятельность учреждения, исковые требования прокурора об обязании Администрации МО «Селенгинский район» выделить денежные средства для устранения нарушений требований пожарной безопасности также обоснованы и подлежат удовлетворению.

Согласно статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая объем работ, которые надлежит выполнить ответчикам, принимая во внимание мнение истца и пояснения представителя ответчика, руководствуясь положениями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит возможным установить разумный срок, в течение которого должны быть произведены вышеназванные мероприятия, для Администрации МО «Селенгинский район» – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, по требованиям, предъявленным к МБДОУ Детский сад «Ургы» - 4 месяца со дня выделения денежных средств учредителем.

У суда нет оснований для установления более длительного срока для исполнения решения суда, поскольку указанные нарушения были выявлены в ноябре 2021 года и не были устранены во исполнение предписания надзорного органа. Длительное неустранение нарушений ставит под угрозу безопасность учащихся и работников учреждения.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации администрация МО «Селенгинский район» как орган местного самоуправления освобождена от уплаты государственной пошлины. Также с учетом финансирования за счет бюджетных средств, представленных доказательств о материальном положении ответчика суд полагает возможным освободить от уплаты государственной пошлины МБДОУ Детский сад «Ургы».

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Гусиноозерского межрайонного прокурора Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Селенгинский район», Муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению Детский сад «Ургы» об обязании устранить нарушение обязательных требований пожарной безопасности удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Селенгинский район» (ИНН 0318008354) в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу выделить денежные средства для устранения Муниципальным бюджетным дошкольным общеобразовательным учреждением Детский сад «Ургы» следующих нарушений требований пожарной безопасности:

- проведение эксплуатационных испытаний ограждений кровли;

- обеспечение соответствия стационарных эвакуационных лестниц из помещений групповых ячеек второго этажа.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад «Ургы» (ИНН 0318009904) в течение 4 (четырех) месяцев с момента выделения денежных средств устранить нарушения требований пожарной безопасности:

- провести эксплуатационные испытания ограждений кровли;

- обеспечить соответствие стационарных эвакуационных лестниц из помещений групповых ячеек второго этажа.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                             Ринчино Е.Н.

Решение в окончательной форме принято 19 марта 2024 года

2-170/2024 ~ М-101/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гусиноозерский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация МО "Селенгинский район"
МБДОУ детский сад "Ургы"
Суд
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия
Судья
Ринчино Елена Николаевна
Дело на странице суда
gusinoozersky--bur.sudrf.ru
02.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.02.2024Передача материалов судье
05.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2024Подготовка дела (собеседование)
22.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.03.2024Судебное заседание
19.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.04.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее