05RS0031-01-2024-001708-28
Дело №2-2521/2024
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Махачкала 25 апреля 2024 года
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Онжолова М.Б.,
при секретаре Ибрагимовой Э.Э.,
с участием представителя истца – Рабаданова Ш.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исаева Эльдара Капуровича к Комитету по лесному хозяйству Республики Дагестан об исправлении ошибки в договоре аренды,
УСТАНОВИЛ:
Исаев Э.К. обратился в суд с иском к Комитету по лесному хозяйству Республики Дагестан об исправлении ошибки в договоре аренды.
В обоснование иска указано, что между истцом и ответчиком был заключен договор аренды лесного участка №118 от 08.07.2008, сроком на 49 лет, согласно которому истцу передан в аренду лесной участок площадью 0,1 га.
Согласно договору лесной участок расположен по следующему адресу: <адрес>
Так как арендуемый Истцом лесной участок не имеет свой отдельный идентификационный кадастровый номер, а имеет только условный кадастровый номер лесного участка по государственному лесному реестру 82:401:14:0212, и не поставлен на кадастровый учет, Истец, 03.04.2023г., обратился в Комитет по лесному хозяйству РД с заявлением (прилагаются) принять решение об образовании земельного участка путем раздела из земельного участка с кадастровым номером 82:401:14:0212 площадью 0.1 га, расположенный по адресу (по договору аренды): <адрес>
На обращение истца, Комитет по лесному хозяйству РД, от 03.05.2023г. ответил рекомендательным письмом (прилагается), чтобы Истец, обратился в любой филиал ФГБУ «Рослесинфорг», для подготовки документов, на основании которых, осуществляется государственный кадастровый учет недвижимого имущества в отношении лесных участков из состава земель лесного фонда в целях их предоставления в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование. Так как именно ФГБУ «Рослесинфорг» в соответствии с приказом Рослесхоза от 02.03.2022 №88 определен федеральным государственным бюджетным учреждением, осуществляющим на основании соответствующего договора подготовку документов, на основании которых осуществляется государственный кадастровый учет, недвижимого имущества лесных участков из состава земель лесного фонда.
На основании ответа Комитета по лесному хозяйству РД, Истец обратился с заявлением в Воронежский филиал «Рослесинфорг» с соответствующим заявлением на выполнение кадастровых работ в целях выдачи межевого плана в отношении арендуемого лесного участка. В ответ на обращение, 19.05.2019г. Воронежский филиал «Рослесинфорг» ответил, что по результатам анализа предоставленных координат лесного участка установлено, что фактическое местоположение лесного участка: <адрес>, что не соответствует •существующим условиям договора аренды лесного участка (схема прилагается). По договору аренды выдел 6.
На основании ответа Воронежского филиала «Рослесинфорг», Истец вновь обратился в Комитет по лесному хозяйству РД 13.06.2023г. с заявлением внести изменения в договор аренды лесного участка от 8 июля 2008г. и исправит опечатку в написании местоположения переданного в аренду лесного участка с выдела 6 на выдел 4.
На что, Комитет по лесному хозяйству РД от 22.06.2023., ответил отказом, что не имеет правовых оснований для внесения изменений в договор аренды лесного участка, от 8 июля 2008 года с выдела 6 нам выдел 4, так как, согласно условиям лесного конкурса истцу предоставлен в аренду лесной участок, расположенный в квартале 36 выдел 6, Сулакского участкового лесничества.
Спустя пол года 24.01.204г. истец вновь обратился с заявление (прилагается) в Комитет по лесному хозяйству РД, об исправлении допущенной ошибки при составлении договора аренды лесного участка от 08.07.2008г., на которую так же был получен отказ (прилагается) от 06.02.2024г. с формулировкой, что Комитет по лесному хозяйству РД не вправе вносить изменения в текст договора аренды лесного участка.
В связи с чем, просит обязать Комитет по лесному хозяйству РД, исправить ошибку в написании местоположении лесного участка в договоре аренды лесного участка от 8 июля 2008г., путем исправления данных в местоположении лесного участка с «квартала №36 выдел 6» на «квартал №36 выдел 4».
Истец Исаев Э.К., надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, в суд направил своего представителя.
В судебном заседании представитель истца – Рабаданов Ш.Г. исковые требования поддержал, иск просил удовлетворить по изложенным в нем доводам.
Ответчик, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направил, об уважительных причинах неявки представителя суду не сообщил.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания в суд не явились, представителей не направили.
В соответствии со ст.ст.167, 233 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, в порядке заочного производства.
Изучив материалы дела, проверив доводы искового заявления, выслушав объяснения явившихся лиц, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 3 Лесного кодекса РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
Согласно чт.606 ГК РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.
В соответствии с ч.1-3 ст.607 ГК РФ, в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается (ч.1). Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов (ч.2). В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным (ч.3).
В силу ст.608 ГК РФ, право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Согласно ч.1 ст. 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с ч.1-2 ст.609 ГК РФ, договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме (ч.1). Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (ч.2).
В соответствии со ст. ст. 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, между Комитетом Правительства по лесному хозяйству Республики Дагестан (далее - Комитет) и Казиловым Ш.Ш. заключен договор аренды лесного участка №118 от 08.07.2008 сроком на 49 лет, зарегистрированный в установленном порядке в органах - регистрационной службы, согласно которому ответчику для осуществления рекреационной деятельности передан в аренду лесной участок площадью 0,1 га, расположенный по адресу: <адрес>. (п.1, 2, 4 Договора аренды).
Согласно п.5. Договора, арендная плата составляет 1700 рублей в год (2008г.).
Пунктом 3 Договора установлено, что схема расположения земельного участка и его характеристика приводятся в приложениях №1 и №2 к Договору.
Приложением №1 и №2 к Договору также подтверждается размер и местоположение лесного участка, приведенного в самом Договоре.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в связи с отсутствием кадастрового учета лесного участка, истец 03.04.2023 обратился в Комитет по лесному хозяйству РД с заявлением о принятии решения об образовании земельного участка путем раздела из земельного участка с кадастровым номером № площадью 0.1 га, расположенный по адресу (по договору аренды): Республика Дагестан, <адрес>
Из ответа Комитета по лесному хозяйству РД № 22-ВА-03-1085/23 от 03.05.2023 на вышеуказанное заявления следует, что истцу необходимо обратиться в любой филиал ФГБУ «Рослесинфорг», для подготовки документов, на основании которых, осуществляется государственный кадастровый учет недвижимого имущества в отношении лесных участков из состава земель лесного фонда в целях их предоставления в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование. Так как именно ФГБУ «Рослесинфорг» в соответствии с приказом Рослесхоза от 02.03.2022 №88 определен федеральным государственным бюджетным учреждением, осуществляющим на основании соответствующего договора подготовку документов, на основании которых осуществляется государственный кадастровый учет, недвижимого имущества лесных участков из состава земель лесного фонда.
15.05.2023 истец обратился с заявлением в Воронежский филиал «Рослесинфорг» с соответствующим заявлением на выполнение кадастровых работ в целях выдачи межевого плана в отношении арендуемого мной лесного участка.
В ответ на заявление истца, Воронежский филиал ФГБУ «Рослесинфорг» письмом №904 от 19.05.2023 сообщил, что по результатам анализа предоставленных координат лесного участка установлено, что фактическое местоположение лесного участка: <адрес>, что не соответствует существующим условиям договора аренды лесного участка (схема прилагается). По договору аренды выдел 6.
На основании указанного ответа истец обратился к ответчику с заявлением о внесении изменений в договора аренды лесного участка №118 от 08.07.2008 в части местоположения участка, в частности, изменив:
<адрес>
на <адрес>
В ответ на указанное заявление, Комитет по лесному хозяйству РД письмом №22-22-08-1748/23 от 22.06.2023 сообщил истцу о невозможности внесения изменений в договор аренды ввиду отсутствия правовых оснований, указав также, что согласно условиям лесного конкурса Истцу предоставлен в аренду лесной участок, расположенный в квартале 36 выдела 6 Сулакского участкового лесничества.
Согласно п.14 и п.15 Договора, все изменения к настоящему Договору оформляются в письменной форме и подписываются сторонами. По требованию одной из сторон настоящий договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях, указанных в разделе настоящего Договора.
Согласно абз. ч.1 ст.450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В силу ч.2 ст.450 ГК РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу ч.1 ст.451 ГК РФ, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Частью 2 ст.451 ГК РФ установлено, что если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
В соответствии с ч.4 ст.451 ГК РФ, изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Согласно ст.452 ГК РФ, соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное (ч.1). Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (ч.2).
Как было указано выше, истец обращался к ответчику с заявлением о внесении изменений в договора аренды лесного участка №118 от 08.07.2008 в части местоположения участка.
В ответ на указанное заявление, Комитет по лесному хозяйству РД письмом №22-22-08-1748/23 от 22.06.2023 сообщил истцу о невозможности внесения изменений в договор аренды ввиду отсутствия правовых оснований, указав также, что согласно условиям лесного конкурса Истцу предоставлен в аренду лесной участок, расположенный в квартале 36 выдела 6 Сулакского участкового лесничества.
Разрешая спор по существу, суд, с учетом обстоятельств дела, а также вышеприведенных норм материального права, находит доводы истца нашедшими свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Согласно ч.1 ст.453 ГК РФ, при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде.
Абзацем 2 части 3 ст.453 ГК РФ установлено, что в случае изменения или расторжения договора в судебном порядке обязательства считаются измененными или прекращенными с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора, если этим решением не предусмотрена дата, с которой обязательства считаются соответственно измененными или прекращенными. Такая дата определяется судом исходя из существа договора и (или) характера правовых последствий его изменения, но не может быть ранее даты наступления обстоятельств, послуживших основанием для изменения или расторжения договора.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценивая полученные доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59, 60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.
Принимая во внимание изложенное, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, надлежаще оценив в совокупности представленные сторонами доказательства по правилам ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, руководствуясь вышеприведенными нормами права и разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, суд находит доводы искового заявления обоснованными, а исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ №118 ░░ 8 ░░░░ 2008░., ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ «░░░░░░░░ №36 ░░░░░ 6» ░░ «░░░░░░░ №36 ░░░░░ 4».
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 25 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 06 ░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>