Дело № 2-5735/2021
УИД: 63RS0045-01-2021-007697-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 ноября 2021 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Бобылевой Е.В.,
при секретаре Мартынюк Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5735/2021 по иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Силантьеву Евгению Владимировичу о возложении обязанности,
установил:
Истец Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд к ответчику ИП Силантьеву Е.В. с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Проверкой, проведенной Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в деятельности ИП Силантьева Е.В. выявлены нарушения санитарного законодательства. Ответчик осуществляет деятельность по производству древесного угля. В соответствии со свидетельством о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, от 17.06.2020 года объекту присвоена III категория негативного воздействия на окружающую среду. Эксплуатируемым объектом является участок производства древесного угля, по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 11 настоящего Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии с п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утв. постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 25.09.2007 года №, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с настоящим Федеральным законом вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные размеры устанавливаются в соответствии с главой VII и Приложениями № № Правил установления санитарно-защитных зон, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 года №. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими Правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые размеры, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
В соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 - проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и (или) группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Согласно п. 3.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 - в проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений действующих объектов, производств и сооружений, должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств.
На основании пункта 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 - установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
Производство древесного угля (углетомительные печи) относятся ко II классу опасности, поэтому в соответствии с классификацией настоящих Правил (п. 3.2 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03) объект должен иметь ориентировочный размер санитарно-защитной зоны - 500 метров.
В нарушение вышеуказанных требований закона ответчиком проект организации санитарно-защитной зоны не разработан и не представлен в Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области для изучения санитарно- эпидемиологического заключения, что не соответствует санитарным требованиям п. п. 3.1 - 3.2, 3.13 и 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утв. постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 года №, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Данные обстоятельства подтверждается материалами дела.
05.07.2021 года в адрес ИП Силантьева Е.В. Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц вносилось представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, однако до настоящего времени выявленные нарушения ответчиком устранены не были.
Нарушения законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения независимо от степени причиненного ущерба являются грубыми нарушениями, существенно нарушающими охраняемые общественные отношения в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения. Отсутствие санитарно-защитной зоны, границы которой описаны в установленном порядке, не обеспечивает надлежащее информирование и защиту прав неопределенного круга лиц при использовании земельных участков в непосредственном окружении объекта, эксплуатируемого ИП Силантьевым Е.В. Устранение нарушенных прав, может быть обеспечено только возложением обязанности на ответственное лицо разработать всю необходимую документацию.
Истец просит обязать ответчика ИП Силантьева Е.В. провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 Правил установления санитарно-защитных зон, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 года №, в течении двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Представитель истца по доверенности помощник прокурора Моисеев Н.Г. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Ответчик в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом, причины не явки суду не известны.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, проверкой, проведенной Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в деятельности ИП Силантьева Е.В. выявлены нарушения санитарного законодательства.
Ответчик осуществляет деятельность по производству древесного угля. В соответствии со свидетельством о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, от 17.06.2020 года объекту присвоена III категория негативного воздействия на окружающую среду. Эксплуатируемым объектом является участок производства древесного угля, по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>. Производство древесного угля (углетомительные печи) относятся ко II классу опасности, поэтому в соответствии с классификацией настоящих Правил (п. 3.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) объект должен иметь ориентировочный размер санитарно-защитной зоны - 500 метров.
В нарушение вышеуказанных требований закона ответчиком проект организации санитарно-защитной зоны не разработан и не представлен в Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области для изучения санитарно- эпидемиологического заключения, что не соответствует санитарным требованиям п. п. 3.1 - 3.2, 3.13 и 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утв. постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 года №, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Данные обстоятельства подтверждается материалами дела.
05.07.2021 года в адрес ИП Силантьева Е.В. Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц вносилось представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, однако до настоящего времени выявленные нарушения ответчиком устранены не были.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 11 настоящего Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии с п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утв. постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 25.09.2007 года №, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с настоящим Федеральным законом вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные размеры устанавливаются в соответствии с главой VII и Приложениями № № Правил установления санитарно-защитных зон, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 года №. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими Правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые размеры, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
В соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 - проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и (или) группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Согласно п. 3.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 - в проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений действующих объектов, производств и сооружений, должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств.
На основании пункта 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 - установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
Статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
Согласно требованиям ч. 3 ст. 19, ч. 1 ст. 22, ст. 25, ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
В обязанность юридических лиц вменена охрана атмосферного воздуха, предусматривающая принятие мер по улучшению качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
Производство древесного угля (углетомительные печи) относятся ко II классу опасности, поэтому в соответствии с классификацией настоящих Правил (п. 3.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) объект должен иметь ориентировочный размер санитарно-защитной зоны - 500 метров.
Средствами доказывания в соответствии с ст. 55 ГПК РФ являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Указанное требование корреспондирует положениям ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, ответчик ИП Силантьев Е.В. не представил доказательств, подтверждающих исполнение требований действующего природоохранного законодательства в части установления санитарно-защитной зоны, более того такие доказательства отсутствовали как на момент проведения прокурорской проверки, так и на момент рассмотрения дела в суде.
Между тем, бездействие ответчика нарушает право, предоставленное гражданам ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», на обеспечение права человека на благоприятную окружающую среду.
Невыполнение ответчиком обязанностей по соблюдению требований природоохранного законодательства нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц.
Установив приведенные выше обстоятельства на основании оценки собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Силантьеву Евгению Владимировичу о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Силантьева Евгения Владимировича провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 Правил установления санитарно-защитных зон, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 года №, в течении двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 25.11.2021 года.
Председательствующий: Е.В. Бобылева