ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июля 2023 года г. Тула
Центральный районный суд города Тулы в составе:
председательствующего Прямицыной Е. А.,
при секретаре Буколовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1866/2023 по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к Фонду капитального ремонта <адрес> об обязании произвести перерасчет за коммунальные услуги,
установил:
прокурор <адрес> в интересах ФИО2 обратился в суд с иском к Фонду капитального ремонта <адрес> об обязании произвести перерасчет за коммунальные услуги, мотивируя свои требования тем, что ФИО2 на праве собственности принадлежит <адрес>. До января 2023 года все поступающие на оплату коммунальных услуг платежные документы оплачивались своевременно и в полном объеме. В январе 2023 года в платежный документ добавлена графа «взнос на капитальный ремонт», получателем платежа указан Фонд капитального ремонта <адрес>. Размер начислений составил 29 448 руб. 55 коп., доначисления произведены за период с октября 2014 года по январь 2023 года.
С данным доначислением взнос на капитальный ремонт за указанный период ФИО2 не согласна, в связи с чем обратилась с соответствующим заявлением в прокуратуру.
На основании изложенного, прокурор просит суд признать действия Фонда капитального ремонта <адрес> по несвоевременному предоставлению ФИО2 платежных документов для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД незаконными, применить срок исковой давности к начисленным платежам за период с октября 2014 г. по апрель 2020 г. в сумме 16 964 руб. 52 коп., обязать ответчика осуществить перерасчет и внесение изменений в платежный документ для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКЖ в сумме 16 964 руб. 52 коп.
Представитель истца прокурора <адрес> помощник прокурора ФИО5 в судебном заседании исковые требований поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Фонда капитального ремонта <адрес> не явился в судебное заседание, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном порядке, о причинах неявки не уведомил, возражений на иск не представил.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
В соответствии со ст. ст. 167, 233 ГПК РФ, ст. 165.1 ГК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца прокурора <адрес> помощника прокурора ФИО5, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Согласно положениям ст.ст. 39, 158 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт включен в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме (п. 2 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса РФ).
Как определено ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно в срок до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В соответствии с ч. 1 ст. 167 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, помимо прочего, создается региональный оператор (пункт 3), устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (пункт 5).
В соответствии с ч. 1 ст. 168 Жилищного кодекса РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 168 Жилищного кодекса РФ, на основании ст. 48 Устава (Основного Закона) <адрес>, постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Региональная программа капитального ремонта <адрес> и вступила в силу со дня опубликования (опубликована в издании «Тульские известия» № ДД.ММ.ГГГГ, приложение к программе было опубликовано в издании «Тульские известия» № от ДД.ММ.ГГГГ).
В силу ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса РФ (в соответствующей редакции) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, ч. 8 ст. 170 и ч. 4 ст. 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1 ст. 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Из материалов дела усматривается, что ФИО2 является собственником жилого помещения - квартиры, расположенной в многоквартирном жилом доме, по адресу: <адрес>, мкр. Скуратовский, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, в ст. 169 и 170 ЖК РФ внесены изменения.
В соответствии с ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 176-ФЗ) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного ч. 5.1 ст. 170 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 5.1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Соответствующие изменения в Закон Тульской области от 27 июня 2013 года № 1958-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений по вопросам проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тульской области» внесены Законом Тульской области от 14 декабря 2015 года № 2391-3TO, вступившим в силу 15 декабря 2015 года.
Из ответа Фонда капитального ремонта Тульской области от 28 февраля 2023 года на запрос прокурора, следует, что Региональная программа капитального ремонта Тульской области была утверждена Постановлением Правительства Тульской области от 30 декабря 2013 года № 840, в связи с чем в силу ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса РФ обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную программу вышеуказанным постановлением, возникла с 1 октября 2014 года. Платежные документы на оплату взносов на капитальный ремонт собственнику направлены по его выявлению.
Из материалов дела следует, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <данные изъяты> был введен в эксплуатацию до утверждения Региональной программы капитального ремонта Тульской области, в связи с чем к спорным правоотношениям подлежат применению положения ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ), согласно которой обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного ч. 5.1 ст. 170 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, взнос на капитальный ремонт.
На основании ч. ч. 1, 3 ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В силу ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет либо путем их перечисления на счет регионального оператора.
На основании ч. 5 ст. 170 Жилищного кодекса РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Согласно ч. 7 ст. 170 Жилищного кодекса РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный ч.ч. 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный ч.ч. 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной ч. 4 ст. 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Кроме того, суд учитывает, что ст. 44 Жилищного кодекса РФ предусмотрены правомочия общего собрания собственников в многоквартирных домах по принятию решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, по принятию решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт, выборе лица уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, по другим вопросам, отнесенным Жилищным кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Конституционный Суд РФ в п. 7 Постановления от 12 апреля 2016 года №10- П «О проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса РФ в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы» указал, что предоставляя собственникам помещений в многоквартирном доме право выбора способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, федеральный законодатель исходил из того, что такой выбор является результатом свободного волеизъявления указанных лиц, которые в силу презумпции знания закона, будучи надлежащим образом информированными о правовых и экономических последствиях своих действий, самостоятельно принимают соответствующее решение на основе оценки известных им фактических обстоятельств (состояния общего имущества в многоквартирном доме, платежеспособности собственников помещений в этом доме, типа многоквартирного дома и года его постройки, информации о ранее проведенных ремонтных работах и т.п.).
Согласно ст. 170 Жилищного кодекса РФ уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме наряду с пенями, уплаченными ими в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, а также процентами, начисленными за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта (ч. 1), который формируется одним из двух способов по выбору собственников помещений в многоквартирном доме - посредством перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (п. 1 ч. 3), либо посредством перечисления взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (п. 2 ч. 3).
Проверяя конституционность положений частей 6 и 7 статьи 170 Жилищного кодекса РФ Конституционный Суд РФ отметил, что соответственно, принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, допустимо лишь после того, как им были предприняты все необходимые меры, направленные на проведение общего собрания собственников помещений в данном доме, которое, однако, не было проведено либо в силу каких-либо причин на
нем не было принято соответствующее решение, а также, если принятое решение в установленный законом срок не было реализовано.
По смыслу приведенных законоположений, принятие органом местного самоуправления такого решения возможно лишь при условии, что собственники помещений в многоквартирном доме по тем или иным причинам - как зависящим, так и не зависящим от их воли - не совершают предписанных законом действий, направленных на исполнение возложенной на них обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а именно не формируют фонд капитального ремонта или, если ими принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, не обеспечивают оказание услуг и (или) выполнение работ в соответствии с региональной программой капитального ремонта, что со временем приводит к ухудшению состояния самого дома.
Таким образом, волеизъявление самих собственников многоквартирного жилого дома о выборе способа формирования фонда капитального ремонта является приоритетным. Отсутствие у собственников возможности принять такое решение до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт противоречит положениям ч. 5.1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ, из содержания которой следует, что не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт собственники помещений в многоквартирном доме вправе в любое время принять на общем собрании собственников помещений в этом доме решение об уплате средств на капитальный ремонт в порядке и размере, установленных жилищным законодательством.
В соответствии с ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного ч. 5.1 ст. 170 настоящего Кодекса.
Многоквартирный жилой дом, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, включен в региональную программу капитального ремонта Постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственника квартиры ФИО2 возникла с ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, до января 2023 года Фонд капитального ремонта <адрес> не производил ФИО2 начислений за капитальный ремонт. В январе 2023 года в лицевой счет была включена графа «взнос на капитальный ремонт» с указанием денежной суммы в размере 29 448 руб. 55 коп., исчисленной за период с ДД.ММ.ГГГГ по январь 2023 года.
В исковом заявлении, а также в пояснениях представителя истца заявлено о неправомерности действий ответчика по начислению взноса на капитальный ремонт за период, превышающий трехлетний срок исковой давности, о применении которого заявлено суду.
Данные доводы стороны истца суд полагает заслуживающими внимание, исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с п. 1 статьи 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего кодекса. Истечение трехлетнего срока исковой давности согласно абз. 2 п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске о взыскании, но истечение срока исковой давности не является основанием для прекращения обязательств (ст. 407 Гражданского кодекса РФ).
Истечение срока исковой давности не влечет прекращение обязательств. Заявить о сроке исковой давности может только ответчик в ходе разбирательства при разрешении исковых требований истца о понуждении к исполнению обязательства.
Вместе с тем, в отсутствие согласия истца в счет исполнения данных обязательств согласно п. 3 ст. 319.1 Гражданского кодекса РФ и абз. 4 п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" не могут быть отнесены те суммы, в отношении которых собственник не указал, в счет какого расчетного периода им осуществлено исполнение, поскольку исполненное засчитывается только за те периоды, по которым срок исковой давности не истек. Таким образом, оплата должна засчитываться только за периоды, по которым срок исковой давности не истек.
Судом установлено, что до января 2023 года ответчик не заявлял требований о взыскании с ФИО2 задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт. Также судом установлено, что до января 2023 года в квитанциях об оплате коммунальных услуг по лицевому счету №, открытому на имя ФИО2, графа «взнос на капитальный ремонт отсутствовала», при этом задолженности по оплате коммунальных услуг у истца не имелось.
Как разъяснено в письме Министерства строительства и жилищного хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №д/04 «Об обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт», обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт прямо предусмотрена нормами Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом, по мнению Минстроя России, собственники помещений в МКД обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт вне зависимости от того, был заключен договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта между собственником помещения в многоквартирном доме и региональным оператором. Вместе с тем, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» из Жилищного кодекса исключена норма об обязательном заключении договора между собственниками помещений в МКД и региональным оператором.
В части вопроса о взыскании задолженности разъяснено, что региональный оператор вправе требовать уплаты взносов с собственников помещений в многоквартирном доме формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора в судебном порядке в том числе, в случае неправильных (ошибочных) начислений сумм к оплате. По общему правилу в отношении обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт действует трехгодичный срок исковой давности, и региональный оператор вправе принудительно взыскивать денежные средства в пределах корректно рассчитанных сумм задолженности собственников помещений в многоквартирных домах по взносам на капитальный ремонт.
С учетом установленных обстоятельств, исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО2 об обязании применить срок исковой давности к начисленным платежам за период с октября 2014 г. по апрель 2020 г. в сумме 16 964 руб. 52 коп., обязании ответчика осуществить перерасчет и внести изменения в платежный документ для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКЖ на указанную сумму 16 964 руб. 52 коп., исключив ее из размера задолженности, подлежат удовлетворению. Расчет суммы требований судом проверен, признан математически правильным, иным расчетом ответчика не опровергнут.
При изложенном, требования о признании действий Фонда капитального ремонта <адрес> по несвоевременному предоставлению ФИО2 платежных документов для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД незаконными суд полагает излишне заявленными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к Фонду капитального ремонта <адрес> удовлетворить частично.
Применить срок исковой давности к начисленным платежам на взнос на капитальный ремонт собственнику <адрес>, расположенной в многоквартирном жилом доме, по адресу: <адрес>, <данные изъяты> <адрес>, ФИО2 за период с октября 2014 г. по апрель 2020 г. в сумме 16 964 руб. 52 коп., обязать ответчика осуществить перерасчет и внесение изменений в платежный документ указанного собственника для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКЖ на сумму 16 964 руб. 52 коп.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Прямицына Е.А.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ