УИД №RS0№-75дело № | ||
13 июля 2022 года | <адрес> |
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе председательствующего – судьи Каменьковой И.А. при секретаре ФИО3, с участием представителя истца – помощника прокурора <адрес> Республики Крым – Мелешко Владислава Игоревича, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту городского хозяйства Администрации <адрес> Республики Крым о возложении обязанности выполнить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л :
В мае 2022 года заместитель прокурора <адрес> Республики Крым – ФИО4, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Департаменту городского хозяйства администрации <адрес> Республики Крым о возложении обязанности выполнить определенные действия.
Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка на территории муниципального образования городского округа Евпатория соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. По результатам проведенной проверки выявлены нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения. Так, по результатам проведенного обследования <адрес> в <адрес> сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выявлены следующие нарушения п. 5.2.4, п. 5.1.3 ФИО6 50597-2017, а именно: <адрес>, дефекты дорожного полотна в виде многочисленных выбоин, размеры одной из которых составили: длина – 90 см, ширина – 70 см, глубина – 7 см, площадь разрушения составила 0,63 м2; <адрес>, напротив <адрес>, дефекты дорожного полотна в виде многочисленных выбоин, размеры одной из которых составили: длина – 560 см, ширина – 640 см, глубина – 9 см, площадь разрушения составила 35,84 м2; <адрес> напротив <адрес>, дефекты дорожного полотна в виде многочисленных выбоин, размеры одной из которых составили: длина – 280 см, ширина – 300 см, глубина – 9 см, площадь разрушения составила 8,4 м2; тротуар на <адрес>, расположенный по правой стороне дороги при движении от <адрес> в сторону <адрес>, покрытие которого разрушено, площадь разрушения составила – 13,45 м2, длина – 11,7 см, ширина – 1,4 см. Выявленные дефекты дорожного покрытия свидетельствуют о наличии существенной угрозы безопасности дорожного движения на указанных участках дороги. Согласно п. 8 ст. 3 Положения о Департаменте городского хозяйства администрации <адрес> Республики Крым, Департамент осуществляет мероприятия в соответствии с действующим законодательством по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств, в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. В данном случае указанные нарушения законодательства создают реальную угрозу жизни и здоровья граждан, пользующихся автотранспортом, в большей части общественным транспортом и как следствие могут повлечь дорожно-транспортные происшествия, связанные с травмами и гибелью граждан. Таким образом, заместитель прокурора <адрес> просит обязать Департамент городского хозяйства Администрации <адрес> Республики Крым отремонтировать дорожное покрытие по <адрес> путем устранения вышеуказанных дефектов покрытия проезжей части.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Республики Крым – Мелешко В.И. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, дал суду пояснения, аналогично изложенным в исковом заявлении, просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель ответчика – Департамента городского хозяйства Администрации <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины не явки суду не известны.
Суд, исследовав и оценив представленные доказательства, находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Из материалов дела следует, что во исполнение требования заместителя прокурора <адрес> сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по <адрес> проведено обследование <адрес> в <адрес>. По результатам обследования в адрес заместителя прокурора <адрес> направлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что транспортно-эксплуатационное состояние проезжей части по <адрес> в <адрес> не соответствует требованиям п. 5.2.4 п. ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 50597-2017. В нарушение вышеуказанного ГОСТ при обследовании данного участка дороги были выявлены недостатки транспортно-эксплуатационного состояния <адрес> в <адрес>, а именно: <адрес>, дефекты дорожного полотна в виде многочисленных выбоин, размеры одной из которых составили: длина – 90 см, ширина – 70 см, глубина – 7 см, площадь разрушения составила 0,63 м2; <адрес>, напротив <адрес>, дефекты дорожного полотна в виде многочисленных выбоин, размеры одной из которых составили: длина – 560 см, ширина – 640 см, глубина – 9 см, площадь разрушения составила 35,84 м2; <адрес> напротив <адрес>, дефекты дорожного полотна в виде многочисленных выбоин, размеры одной из которых составили: длина – 280 см, ширина – 300 см, глубина – 9 см, площадь разрушения составила 8,4 м2; тротуар на <адрес>, расположенный по правой стороне дороги при движении от <адрес> в сторону <адрес>, покрытие которого разрушено, площадь разрушения составила – 13,45 м2, длина – 11,7 см, ширина – 1,4 см. Таким образом, в результате проведенной проверки Прокуратурой <адрес> Республики Крым, были выявлены нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» данный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий
Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа или городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются, в частности, приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 9 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области пользования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и т.д.
Согласно ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Часть 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Стандарт ФИО6 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее по тексту – ФИО6 50597-2017) устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее – дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее – улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно п. 4.2 ФИО6 50597-2017, в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования. Владельцы дорог и улиц должны информировать пользователей дорог и улиц об изменении организации движения с помощью средств массовой информации, Интернета, информационных щитов и т. п.
Согласно п. 5.2.4 ФИО6 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3 указанного ГОСТ.
Решением 4 сессии второго созыва Евпаторийского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о Департаменте городского хозяйства администрации <адрес> Республики Крым, согласно ст. 1.3 которого Департамент является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, гербовую печать и штампы, бланки с соответствующей символикой и наименованием, расчетные и иные счета в банковских и кредитных учреждениях. Департамент отвечает по своим обязательствам в пределах находящегося в его распоряжении финансовых средств.
Из п. 8 ст. 3 вышеуказанного Положения следует, что Департамент городского хозяйства администрации <адрес> Республики Крым осуществляет мероприятия в соответствии с действующим законодательством по благоустройству, уличному освещению, озеленению, содержанию мест захоронения, содержанию, проектированию, ремонту и капитальному ремонту объектов инженерной защиты города, жилищного фонда, по проектированию капитального ремонта, реконструкции и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения; на выполнение работ по капитальному ремонту, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них. Обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств, в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу и соглашается с доводами истца об ответственности ответчика за надлежащее состояние дорожного покрытия по <адрес> Республики Крым.
Приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, является одним из принципов обеспечения безопасности дорожного движения. Также к таковым относятся: приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, программно-целевой подход к деятельности по безопасности дорожного движения.
Поскольку исковые требования заместителя прокурора направлены на пресечение бездействия, нарушающего права неопределенного круга лиц, в частности, участников дорожного движения, при этом заместитель прокурора обосновал в своем иске, в чем заключаются интересы этих лиц, в чем заключается угроза нарушения прав этих лиц, и как интересы этих лиц должны быть защищены, то суд полагает, что действия заместителя прокурора <адрес> по обращению в суд осуществлены в пределах своих полномочий, предусмотренных п. 1 ст. 45 ГПК РФ, а также положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Доказательств реального устранения ответчиком указанных в исковом заявлении недостатков дорожного покрытия в судебном заседании не установлено, в связи с чем суд считает требования заместителя прокурора обоснованными.
Таким образом, анализируя вышеизложенное, исследовав обстоятельства дела, проверив их доказательствами, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исходя из принципов разумности и справедливости, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований истца и наличии правовых оснований для их удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования заместителя прокурора <адрес> Республики Крым, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту городского хозяйства администрации <адрес> Республики Крым о возложении обязанности выполнить определенные действия – удовлетворить полностью.
Обязать Департамент городского хозяйства Администрации <адрес> Республики Крым отремонтировать дорожное покрытие по <адрес> – промежуток проезжей части от <адрес>, расположенной в городе Евпатория Республики Крым путем устранения дефектов покрытия проезжей части, а именно по:
– <адрес>, дефекты дорожного полотна в виде многочисленных выбоин, размеры одной из которых составили: длина – 90 см, ширина – 70 см, глубина – 7 см, площадь разрушения составила 0,63 м2;
– <адрес>, напротив <адрес>, дефекты дорожного полотна в виде многочисленных выбоин, размеры одной из которых составили: длина – 560 см, ширина – 640 см, глубина – 9 см, площадь разрушения составила 35,84 м2;
– <адрес> напротив <адрес>, дефекты дорожного полотна в виде многочисленных выбоин, размеры одной из которых составили: длина – 280 см, ширина – 300 см, глубина – 9 см, площадь разрушения составила 8,4 м2.
Обязать Департамент городского хозяйства Администрации <адрес> Республики Крым отремонтировать тротуар на <адрес>, расположенный по правой стороне дороги при движении от <адрес> в сторону <адрес>, покрытие которого разрушено, площадь разрушения составила – 13,45 м2, длина – 11,7 см, ширина – 1,4 см.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым.
Судья И.А.Каменькова
Полный текст мотивированного решения суда составлен ДД.ММ.ГГГГ