Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1128/2023 ~ М-668/2023 от 24.03.2023

    Дело № 2-1128/2023

    УИД № 59RS0035-01-2023-000960-15

    Р Е Ш Е Н И Е

         Именем Российской Федерации

    18 сентября 2023 года                                                                          город Соликамск

    Соликамский городской суд Пермского края в составе:

    председательствующего судьи Пироговой Н.Б.,

    при ведении протокола помощником судьи Басалаевой А.В.,

    с участием помощника Соликамского городского прокурора Самойлюк Е.В.,

    ответчика - Индивидуального предпринимателя Кабанова В.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Соликамского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Витекс», Индивидуальному предпринимателю Кабанову В.В. о возложении обязанности по выполнению мероприятий,

    у с т а н о в и л:

Соликамский городской прокурор обратился в суд с иском к ООО «Витекс», ИП Кабанову В.В. о возложении обязанности по выполнению мероприятий. Исковые требования с учетом их уточнений обосновал тем, что прокурорской проверкой с привлечением специалиста МБУ «УРСИИ» произведен осмотр входной группы аптеки ООО «Витекс» по адресу: <...>, выявлены нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения доступности граждан, а именно: высота входной площадки по отношению к тротуару составляет 1,2 м, ширина входной площадки - 1,3 м, пандус и кнопка вызова персонала аптеки отсутствуют. Указанные нарушения ограничивают жизнедеятельность маломобильных групп населения и нарушают их право на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры. Истец просил возложить на ответчика ООО «Витекс» обязанность в срок до 01.11.2023 обеспечить доступ инвалидов и маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры - аптеке по адресу: <...>, посредством оборудования пандуса в нежилое помещение в соответствии с требованиями п.п.5.1.14, 6.2.12. СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»; приведения ширины входной площадки нежилого помещения в соответствии с п.6.1.4 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»; возложить на ответчика ИП Кабанова В.В. обязанность осуществлять контроль за обеспечением ООО «Витекс» доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры - аптеке по адресу: <...> (л.д.4-7, 127-129).

В судебном заседании помощник Соликамского городского прокурора Самойлюк Е.В. доводы и уточненные исковые требования поддержала.

Ответчик Кабанов В.В. с иском не согласился, пояснил, что с 19.12.2022 является собственником нежилого помещения по адресу: <...>. ООО «Витекс» занимает указанное нежилое помещение по договору аренды. С исковым требованиями прокурора не согласен, так как прокурорская проверка в отношении собственника нежилого помещения не проводилась; объект недвижимости введен в действие до внесения в Федеральный закон поправок по оборудованию зданий аптек пандусами; объект недвижимости не является вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт; техническая возможность оборудовать пандус и расширить входную группу отсутствует; разрешения собственников жилых помещений на оборудование пандуса и расширения входной группы нет.

Представитель ответчика ООО «Витекс» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен, мнение по иску не выразил, в ранее направленном отзыве указал о несогласии с исковыми требованиями, так как условие обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур предъявляется только к вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам и средствам. Нежилое помещение, арендуемое ООО «Витекс» по адресу: <...>, не является вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектом. ООО «Витекс» занимает указанное нежилое помещение на основании договора аренды, собственником помещения не является. При принятии в аренду нежилого помещения его реконструкция или капитальный ремонт не проводились, помещение имело такой вид входной группы, арендатором не переделывалось (л.д.101-102).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «оо «Коммунальщик» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен, мнение по иску не выразил, в ранее направленном отзыве указал, что входная группа помещения аптеки ООО «Витекс», расположенной по адресу: <...>, к общедомовому имуществу не относится. С заявлением о возможности переоборудования входной группы и установки пандуса собственник в ООО «оо «Коммунальщик» не обращался, общее собрание собственников помещений по данному вопросу не проводилось. Земельный участок по <...> в <...> края, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, отмежеван (л.д.123).

Выслушав участвовавших в деле лиц, приняв во внимании письменные доводы неявившихся лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Также указанные органы и организации обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

В ст.1 Закона Пермского края от 04.04.2016 № 627-ПК «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур Пермского края» раскрываются понятия «инвалид» и «маломобильные группы населения».

Инвалид – это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Маломобильные группы населения – это лица пожилого возраста; иные лица с ограниченными возможностями самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, получать услугу и необходимую информацию, вынужденные в силу устойчивого или временного физического недостатка использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления; беременные женщины, а также граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски.

Согласно ст.3 Закона Пермского края от 04.04.2016 № 627-ПК «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур Пермского края» к объектам социальной инфраструктуры относятся объекты торговли, организации здравоохранения.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения предусмотрены «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденным и введенным в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр.

В соответствии с п.6.1.1 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.

Согласно п.6.1.4 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» размеры входной площадки (ширина х глубина) с пандусом должны быть не менее 2,2 х 2,2 м.

На основании п.3.15. «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» под пандусом понимается сооружение, предназначенное для сопряжения поверхностей пешеходных путей на разных уровнях, состоящее из одного или нескольких маршей, имеющих наклонную поверхность с продольным уклоном и, при необходимости, горизонтальные поверхности.

П.3.1. «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» определяет аппарель как элемент обустройства пешеходного пути в виде монолитной или накладной конструкции, в том числе на лестничном марше или через препятствие, состоящий из двух раздельных направляющих для перемещения средств на колесах и прохода между ними.

Согласно п.6.1.2 «СП 59,13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» применение для инвалидов вместо пандусов аппарелей не допускается.

В соответствии с п.5.1.14 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» у внешних лестниц для подъема маломобильных групп населения следует предусматривать пандусы при перепаде высот от 0,14 м до 6,0 м. Длину одного марша пандуса с учетом продольного уклона принимают по таблице 5.1.

При продольном уклоне марша пандуса от 30 до 40% (от 1:33 до 1:25) (включительно) длина одного марша пандуса - не более 15 м, суммарная длина наклонных поверхностей пандуса - не более 110 м;

при продольном уклоне марша пандуса от 40 до 50% (от 1:25 до 1:20) (включительно) длина одного марша пандуса - не более 12 м, суммарная длина наклонных поверхностей пандуса - не более 110 м;

при продольном уклоне марша пандуса от 50 до 60% (от 1:20 до 1:16,7) (включительно) длина одного марша пандуса - не более 9 м, суммарная длина наклонных поверхностей пандуса - не более 110 м;

при продольном уклоне марша пандуса от 61 до 80% (от 1:16 до 1:12,5) (включительно) длина одного марша пандуса - не более 6 м, суммарная длина наклонных поверхностей пандуса - не более 36 м.

Согласно п.5.1.16 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» ширина марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) с движением в одном направлении должна быть в пределах от 0,9 до 1,0 м.

В силу п.<дата> «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» оптимальным вариантом для охвата рукой являются поручни округлого сечения диаметром от 0,04 до 0,05 м (для детей – 0,03 м).

На основании ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В судебном заседании установлено, что встроенное нежилое помещение площадью 365,7 кв.м. на 1-ом этаже 5-этажного дома по адресу: <...>, с 02.02.2012 до 23.12.2022 находилось в собственности ИП Кабановой Н.Г., что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.61).

На основании договора аренды от 07.06.2015 помещение площадью 84,8 кв.м. было передано в аренду ООО «Витекс» для организации аптеки (аптечного пункта). Срок аренды установлен 11 календарных месяцев с момента принятия арендатором арендуемых торговых площадей. По условиям договора предусмотрено неоднократное автоматическое продление срока аренды на последующие периоды продолжительностью 11 календарных месяцев, если ни одна из сторон не сообщит другой стороне о своем намерении расторгнуть договор (л.д.17-18).

23.12.2022 встроенное нежилое помещение площадью 365,7 кв.м. на 1-ом этаже 5-этажного дома по адресу: <...>, на основании договора дарения от 19.12.2022 перешло в собственность ИП Кабанова В.В., что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.55, 61).

01.02.2023 между ИП Кабановым В.В. и ООО «Витекс» заключен договор аренды помещения площадью 84,8 кв.м. Указанное помещение передано арендатору для организации розничной торговли, в том числе фармацевтическими, медицинскими, ветеринарными и другими товарами, оборот которых не запрещен, а также осуществления иной деятельности, не запрещенной законом. Срок аренды составляет 11 календарных месяцев с момента заключения договора. По условиям договора предусмотрено неоднократное автоматическое продление срока аренды на последующие периоды продолжительностью 11 календарных месяцев, если ни одна из сторон не сообщит другой стороне о своем намерении расторгнуть договор (л.д.49-52).

16.02.2022 Соликамской городской прокуратурой принято решение о проведении в отношении ООО «Витекс» в период с 17.02.2022 по 15.03.2022 проверки на предмет исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения доступности для указанной категории граждан аптеки по адресу: <...> (л.д.8).

В ходе проведенной прокурорской проверки с привлечением специалиста МБУ «УРСИИ» были выявлены следующие нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения доступности граждан, а именно:

высота входной площадки по отношению к тротуару составляет 1,2 м;

ширина входной площадки составляет 1,3 м;

пандус и кнопка вызова персонала аптеки отсутствуют, о чем 25.02.2022 на имя генерального директора ООО «Витекс» прокурором внесено представление (л.д.10-12).

В ответ на указанное представление ООО «Витекс» сообщило, что по адресу: <...> ведется работа по повторному оборудованию кнопками вызова персонала и по их переносу в более доступные части входных групп; на аптечном пункте установлен повышенный контроль за входной группой для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения и оказания соответствующей помощи для посещения аптечного пункта. Ориентировочный срок исполнения – 01.09.2022 (оборот л.д.12).

15.03.2022 генеральным директором ООО «Витекс» издан приказ о наложении на заведующую аптекой дисциплинарного взыскания в виде замечания и об установлении пандуса либо аппареля, соответствующего требованиям СП 59.13330.2020, СНиП 35-01-2001, и кнопки вызова персонала аптеки с условием доступности для маломобильных групп населения (л.д.13).

23.03.2022 само юридическое лицо ООО «Витекс» территориальным органом Росздравнадзора по Пермскому краю привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ, подвергнуто наказанию в виде предупреждения (оборот л.д.13-16).

Таким образом, в судебном заседании с достаточной полнотой установлено, что помещение аптеки, расположенное по адресу: <...>, в котором юридическое лицо ООО «Витекс» на основании лицензии Министерства здравоохранения Пермского края осуществляет деятельность по розничной торговле лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения, хранение лекарственных препаратов для медицинского применения, относится к объектам социальной инфраструктуры Пермского края, следовательно должно отвечать условиям беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения для приобретения лекарственных препаратов.

В соответствии п.7.5.13 договора аренды от 01.02.2023 арендатор ООО «Витекс» принял на себя исполнение следующей обязанности: самостоятельно обеспечить доступность для маломобильных групп населения в арендованное помещение согласно требованиям СП 59.13330.2020, не ограничиваясь организовать устройство пандуса, соблюдать ширину входной площадки.

По информации, полученной от МБУ «Управление по ремонту, строительству и инженерной инфраструктуре Соликамского городского округа» 19.07.2023, ограничений для устройства нормативного пандуса, обеспечивающего доступ маломобильных групп населения в аптеку по адресу: <...>, нет (л.д.130).

Поскольку юридическое лицо - арендатор ООО «Витекс» в добровольном порядке не обеспечило инвалидам и другим маломобильным группам населения беспрепятственный доступ на объект социальной инфраструктуры в части устройства пандуса и расширения входной группы при наличии для этого технической возможности, указанная обязанность должна быть возложена на этого ответчика судебным решением.

С учетом объема мероприятий для устранения выявленных прокурорской проверкой нарушений, согласование технических условий и необходимости изыскания денежных средств на их выполнение, суд в соответствии с ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ считает разумным установить для исполнения срок до 01.11.2024.

Правовых оснований возлагать на ИП Кабанова В.В. обязанность осуществлять контроль за обеспечением ООО «Витекс» доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры - аптеке суд не находит, поскольку ИП Кабанов В.В. не является контролирующим органом, к компетенции которого относится функция контроля, кроме того, в силу п.7.1.6 договора аренды, заключенного с ООО «Витекс» 01.02.2023 осуществление контроля над соблюдением арендатором условий договора аренды является правом, а не обязанностью арендодателя.

Доводы ответчика ИП Кабанова В.В. о том, что объект недвижимости введен в действие до внесения в Федеральный закон поправок по оборудованию зданий аптек пандусами; объект недвижимости не является вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт, не являются юридически значимыми, поскольку приведенные судом выше правовые нормы содержат императивные предписания, указание на их применение исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства в отношении ранее построенных и введенных в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в ст.18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации.

Довод ответчика ИП Кабанова В.В. об отсутствии технической возможности обустройства нормативного пандуса и расширения входной группы несостоятелен, так как не суду представлено относимых, допустимых и достоверных доказательств этому.

Довод ответчика ИП Кабанова В.В. об отсутствии разрешения собственников жилых помещений на оборудование пандуса и расширения входной группы в данном случае также не является юридически значимым и не имеет отношения к предмету доказывания по данному гражданскому делу.

    Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,

    р е ш и л:

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Витекс» <данные изъяты>) в срок до 01.11.2024 обеспечить доступ инвалидов и маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры - аптеке по адресу: <...>, посредством

оборудования пандуса в нежилое помещение в соответствии с требованиями п.п.5.1.14, 6.2.12. СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;

приведения ширины входной площадки нежилого помещения в соответствии с п.6.1.4 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

В удовлетворении требований о возложении на Индивидуального предпринимателя Кабанова В.В. обязанность осуществлять контроль за обеспечением Обществом с ограниченной ответственностью «Витекс» доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры - аптеке по адресу: <...>, Соликамскому городскому прокурору отказать.

    Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (25.09.2023).

    Судья     <данные изъяты>      Н.Б.Пирогова

    Мотивированное решение составлено 20.10.2023.

2-1128/2023 ~ М-668/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Соликамский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Кабанов Виталий Вячеславович
ИП Кабанова Надежда Георгиевна
Другие
Кабанов Виталий Вячеславович
ООО "Витекс"
ООО "оо "Коммунальщик"
Суд
Соликамский городской суд Пермского края
Судья
Пирогова Наталья Борисовна
Дело на сайте суда
solikam--perm.sudrf.ru
24.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.03.2023Передача материалов судье
27.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2023Судебное заседание
16.05.2023Судебное заседание
05.06.2023Судебное заседание
29.06.2023Судебное заседание
18.07.2023Судебное заседание
20.07.2023Судебное заседание
07.08.2023Судебное заседание
18.09.2023Судебное заседание
25.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее