РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 января 2023 года город Киреевск
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Потаповой Л.В.,
при помощнике Синяевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-101/23 по иску Антоновой Светланы Алексеевны к Антонову Андрею Леонидовичу, Смирновой Юлии Алексеевне, Куликовой Наталье Леонидовне, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО4, о принудительном обмене жилого помещения,
установил:
Антонова С.А. обратилась в суд с иском к Антонову А.Л., Смирновой Ю.А., Куликовой Н.Л., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО4, о принудительном обмене жилого помещения, указывая на то, что истец относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как её мать ФИО9 решением Киреевского районного суда Тульской области от 10.06.2015, вступившим в законную силу 20.07.2015, лишена родительских прав, сведения об отце в актовую запись о рождении не внесены. Распоряжением министерства труда и социальной защиты Тульской области от 23.07.2015 № истец передана вначале под предварительную опеку, а затем на основании распоряжения № от 29.10.2015 под основную опеку Куликовой Н.Л., 19.11.2021 ФИО9 умерла.
Вышеуказанными распоряжениями за истцом сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по <адрес>. В указанном жилом помещении на регистрационном учете состоят и ранее состояли: истец – Антонова С.А., её бабушка – ФИО10 (наниматель, умерла, выписана), мать – ФИО9 (умерла, выписана), дядя – Антонов А.Л., тетя – Куликова Н.Л., двоюродная сестра – Смирнова Ю.А., двоюродный брат – Куликов А.О. После смерти нанимателя никто из членов её семьи по вопросу заключению нового договора социального найма не обращался.
Распоряжением министерства труда и социальной защиты Тульской области от 03.04.2019 № установлен факт невозможности её проживания в занимаемом жилом помещении, так как там проживала мать, лишенная родительских прав, что в силу действующего законодательства является незаконным, на основании распоряжения министерства № от 03.04.2019 она включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда.
По мнению истца, после смерти её матери, лишенной родительских прав, он а все также не может проживать в указанном жилом помещении, так как прописанные вместе с ней вышеуказанные лица, не являются членами её семьи либо близкими родственниками. Кроме того, Антонов А.Л. ведет аморальный образ жизни, что привело к неоднократным судимостям.
Решить вопрос обмена жилого помещения с Куликовой Н.Л., Антоновым А.Л. и Смирновой Ю.А. в досудебном порядке не представляется возможным. Истец обращалась в администрацию муниципального образования Киреевский район по вопросу предоставления ей вариантов для обмена жилыми помещениями, самостоятельно информацией о муниципальном жилищном фонде она не располагает, однако в предоставлении вариантов ей отказано.
Полагает, что в данном случае имеется нарушение её жилищных прав, в том числе, как лица, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иной способ защиты её прав кроме как судебный, отсутствует.
На основании изложенного, истец просит обязать Куликову Н.Л., Антонова А.Л., Смирнову Ю.А. осуществить обмен жилого помещения, расположенного по <адрес>.
Истец Антонова С.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в её отсутствие.
Ответчик Куликова Н.Л., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО4, в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Ответчик Смирнова Ю.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте его проведения извещена надлежащим образом.
Ответчик Антонов А.Л. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Третье лицо администрация муниципального образования Киреевский район в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило, о дате, времени и месте его проведения извещено надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом в процессе рассмотрения дела, матерью Антоновой С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ФИО9, что подтверждается свидетельством о рождении № от 08.08.2012.
Решением Киреевского районного суда Тульской области от 10.06.2015, вступившим в законную силу 20.07.2015, ФИО9 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Антоновой С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ФИО9 взысканы алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка в размере 1/4 части всех видов ее заработка и иного дохода начиная с 07.05.2015 до совершеннолетия ребенка.
ФИО9 умерла 19.11.2021, что подтверждается свидетельством о смерти № от 23.11.2021.
Распоряжением министерства труда и социальной защиты Тульской области от 23.07.2015 № над несовершеннолетней Антоновой С.А. установлена предварительная опека, опекуном назначена Куликова Н.Л. За несовершеннолетней сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по <адрес>.
Распоряжением министерства труда и социальной защиты Тульской области от 29.10.2015 № установлена опека над несовершеннолетней Антоновой С.А., опекуном назначена Куликова Н.Л.
На основании распоряжения министерства труда и социальной защиты Тульской области от 03.04.2019 № установлен факт невозможности проживания Антоновой С.А. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по <адрес>.
Собственником жилого помещения, расположенного по <адрес>, является администрация муниципального образования Киреевский район, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности от 30.11.2022.
На регистрационном учете по <адрес>, состоят: Куликова Н.Л. с 26.11.1979 по настоящее время, ФИО4 с 20.01.2012 по настоящее время, Смирнова Ю.А. с 14.08.1995 по настоящее время, Антонова С.А. с 19.05.2004 по настоящее время, Антонов А.Л. с 18.10.1980 по настоящее время. Также ранее были зарегистрированы: ФИО10, ФИО9 – сняты с регистрационного учета в связи со смертью.
Данные обстоятельства подтверждается выпиской из домовой книги, поквартирной карточкой.
Антонова С.А. обращалась в администрацию муниципального образования Киреевский район с заявлением о предоставлении ей вариантов обмена жилого помещения, расположенного по <адрес>.
Согласно письму администрации муниципального образования Киреевский района № от 28.09.2022 предоставить варианты обмена жилого помещения, не представляется возможным.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.
Как установлено ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Статьей 67 ЖК РФ предоставлено право нанимателю жилого помещения по договору социального найма в установленном порядке осуществлять обмен, занимаемого жилого помещения.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
Согласно положениям ч.ч. 1 - 4 ст. 72 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме наймодателя и проживающих совместно с ним членов его семьи, в том числе временно отсутствующих членов его семьи, вправе осуществить обмен занимаемого ими жилого помещения на жилое помещение, предоставленное по договору социального найма другому нанимателю.
Проживающие совместно с нанимателем члены его семьи вправе требовать от нанимателя обмена занимаемого ими жилого помещения по договору социального найма на жилые помещения, предоставленные по договорам социального найма другим нанимателям и находящиеся в разных домах или квартирах.
Если между нанимателем жилого помещения по договору социального найма и проживающими совместно с ним членами его семьи не достигнуто соглашение об обмене, любой из них вправе требовать осуществления принудительного обмена занимаемого жилого помещения в судебном порядке. При этом учитываются заслуживающие внимания доводы и законные интересы лиц, проживающих в обмениваемом жилом помещении.
Обмен жилыми помещениями, которые предоставлены по договорам социального найма и в которых проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, являющиеся членами семей нанимателей данных жилых помещений, допускается с предварительного согласия органов опеки и попечительства.
В соответствии с требованиями ст. 73 ЖК РФ обмен жилыми помещениями между нанимателями данных помещений по договорам социального найма не допускается в случае, если: к нанимателю обмениваемого жилого помещения предъявлен иск о расторжении или об изменении договора социального найма жилого помещения ; право пользования обмениваемым жилым помещением оспаривается в судебном порядке; обмениваемое жилое помещение признано в установленном порядке непригодным для проживания; принято решение о сносе соответствующего дома или его переоборудовании для использования в других целях; принято решение о капитальном ремонте соответствующего дома с переустройством и (или) перепланировкой жилых помещений в этом доме; в результате обмена в коммунальную квартиру вселяется гражданин, страдающий одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно разъяснений, содержащихся в п. 33 и п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел, связанных с обменом жилыми помещениями, судам следует учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 72 и ст. 74 ЖК РФ предметом договора обмена жилыми помещениями могут быть только жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма, а субъектами обмена - наниматели социального жилья. Обмен жилых помещений, относящихся к фонду социального использования, на жилые помещения индивидуального, специализированного и жилищного фонда коммерческого использования («смешанный» обмен), а также обмен членом семьи нанимателя по договору социального найма, приходящейся на него доли площади жилого помещения с другим лицом при условии вселения его в качестве члена семьи нанимателя («родственный» обмен) Жилищным кодексом Российской Федерации, не предусмотрен.
По делам данной категории также следует иметь в виду, что порядок и условия реализации нанимателем и членами его семьи права на обмен жилого помещения определены в статьях 72 - 74 ЖК РФ. Их нарушение может служить основанием для признания обмена жилыми помещениями недействительным (ч. 1 ст. 75 ЖК РФ) (п. 33).
Обязательным условием обмена занимаемого по договору социального найма жилого помещения является получение нанимателем письменного согласия всех проживающих совместно с ним членов его семьи, в том числе временно отсутствующих, а также наймодателя (ч. 1 ст. 72 ЖК РФ), а если в жилом помещении проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, являющиеся членами семьи нанимателя, - также согласия органов опеки и попечительства. Наймодатель, согласно ч. 4 ст 74 ЖК РФ, вправе отказать в даче согласия на обмен жилыми помещениями только в случаях, предусмотренных ст. 73 ЖК РФ и ч. 5 ст. 72 ЖК РФ, содержащей требование о соблюдении учетной нормы общей площади на каждого вселяющегося в результате обмена члена семьи. Отказ наймодателя в даче согласия на обмен жилыми помещениями может быть оспорен нанимателем и членами его семьи в судебном порядке по правилам искового производства. По правилам искового производства рассматриваются и разрешаются также дела по искам проживающих совместно с нанимателем членов его семьи о принудительном обмене жилого помещения (ч. 3 ст. 72 ЖК РФ), если между нанимателем и членами его семьи не достигнуто соглашение об обмене. При этом под заслуживающими внимания доводами и интересами лиц, проживающих в обмениваемом жилом помещении, которые должны учитываться судом при разрешении данных дел, следует понимать наличие обстоятельств, препятствующих им в силу возраста, состояния здоровья, места работы, учебы и т.п. пользоваться предоставляемым в порядке обмена жилым помещением (п. 34).
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Из смысла вышеприведённых норм закона следует, что право членов семьи нанимателя жилого помещения требовать осуществления принудительного обмена занимаемого жилого помещения в судебном порядке возникает лишь в случае, если между нанимателем жилого помещения по договору социального найма и проживающими совместно с ним членами его семьи не достигнуто соглашение об обмене. Обязанность по предоставлению возможных вариантов обмена жилого помещения, предоставленного нанимателям по договору социального найма, законодателем возложена на нанимателя жилого помещения, когда как наймодатель вправе дать свое согласие на обмен или отказать в даче согласия на обмен жилыми помещениями в случаях строго оговоренных Жилищным законодательством.
При этом следует отметить, что жилищным законодательством на наймодателя не возложена обязанность по предоставлению нанимателям вариантов обмена жилого помещения, предоставленного им по договору социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом не представлено доказательств несогласия ответчиков произвести обмен жилого помещения (с письменным предложением к ответчикам истец не обращалась, отказа в обмене, соответственно не получала).
Кроме того, следует отметить, что предъявляя исковые требования, истцом не предложено варианта жилого помещения для обмена, следовательно, в рамках рассмотрения настоящего спора невозможно установить наличие совокупности условий, необходимых в силу закона для обмена сторон жилыми помещениями.
Таким образом, исковые требования по существу сводятся к обязанию ответчиков самостоятельно подобрать варианты обмена, что не предусмотрено действующим законодательством.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Антоновой Светланы Алексеевны к Антонову Андрею Леонидовичу, Смирновой Юлии Алексеевне, Куликовой Наталье Леонидовне, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО4, о принудительном обмене жилого помещения отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тульский областной суд через Киреевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: