Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-300/2024 ~ М-201/2024 от 08.04.2024

66RS0023-01-2024-000517-75

Дело № 2-300/2024

Мотивированное решение

изготовлено 13 мая 2024 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор. Новая Ляля                                                                                        06 мая 2024 года

Верхотурский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего Булдаковой Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Юнтуниной Е.А.,

с участием представителя истца старшего помощника прокурора Новолялинского района Валитовой Е.А.,

истцов Зайцевой О.Н., Зацева Е.Н. и Зайцева А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новолялинского района в интересах Зайцевой О.Н., Зайцева Е.Н. и Зайцева А.Е. к Администрации Новолялинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности по предоставлению вне очереди жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Новолялинского района, действуя в интересах Зайцевой О.Н., Зайцева Е.Н. и Зайцева А.Е., обратился с исковым заявлением и просит обязать ответчика Администрацию Новолялинского городского округа предоставить истцам вне очереди благоустроенное жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма, пригодное для проживания площадью не менее 32 кв. м, находящееся в пос. Лобва Новолялинского городского округа и отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Новолялинского района проведены надзорные мероприятия по обращению Зайцевой О.Н. о нарушении ее жилищных прав.

Согласно представленной Администрацией Новолялинского городского округа информации жилое помещение по адресу: *********** предоставлено Зайцевой О.Н. Лобвинским ЛПХ в 1994 году. Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости следует, что площадь жилого помещения по вышеуказанному адресу составляет 32 кв. м.

Распоряжением главы Новолялинского городского округа от 28.03.2018 № 70 жилое помещение, расположенное *********** признано непригодным для проживания. Основанием издания данного распоряжения послужило заключение межведомственной комиссии об оценке соответствии многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 23.03.2018 № 9, вынесенного по результатам обследования и оценки технического состояния многоквартирного жилого дома от 14.03.2018.

Так, в соответствии с заключением экспертной организации (ООО «Экспертный центр «Техноальянс») АРХ.№ ЭЦ-29/18-ТО/7 от 14.03.2018, на момент обследования физический износ здания составил 78%. Дом 1977 года ввода в эксплуатацию, документация на объект недвижимости не сохранилась. Фундамент стены и перегородки, перекрытие, кровля находятся в недопустимом состоянии. С учетом значительного физического износа жилого помещения, и недопустимого состояния несущих и ограждающих конструкций жилое помещение подлежит выводу из эксплуатации (сносу) с последующим демонтажем строительных конструкций.

До настоящего времени, работы по расселению граждан из непригодного для проживания помещения со стороны органов местного самоуправления не проведены, снос дома не осуществлен. Жилое помещение *********** не вошло в перечень аварийных домов региональной адресной программы «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2055 годах», утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 01.04.2019 № 208-ПП.

В силу физического износа конструкций дома, Зайцевой О.Н. и членам ее семьи опасно находиться в данном жилом помещении. По причине разрушения кирпичной кладки печной трубы обогревать дом не представляется возможным. Гнилостное разрушение деревянных конструкций фундамента, гниение и локальное гнилостное разрушение деревянных конструкций стен на глубину более 100 мм, свидетельствует о его угрожающе-опасном состоянии и вероятности обрушения.

Таким образом, учитывая, что Зайцева О.Н. и члены ее семьи зарегистрированы в жилом помещении, являющимся аварийным и подлежащим сносу, это дает им право на получение жилого помещения во внеочередном порядке, а не предоставление жилья нарушает права истцов. Проживание в помещении, где истцы зарегистрированы, опасно для жизни.

Представитель истца, старший помощник прокурора Новолялинского района Валитова Е.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по изложенным в иске доводам.

В судебном заседании истец Зайцева О.Н. поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в иске. Дополнительно пояснила, что в собственности жилых помещений она не имеет. Проживание в доме, который предоставлен ей по договору социального найма, является опасным, поскольку жилое помещение находится в аварийном состоянии. Она вынуждена проживать в съемном жилье. Самостоятельно приобрести жилое помещение она не имеет, так как является инвалидом 3 группы, иных доходов, кроме пенсии по инвалидности, у нее нет.

Истцы Зайцев Е.Н. и Зайцев А.Е. в судебном заседании на исковых требованиях настаивали, также поясняли, что вынуждены арендовать жилое помещение, по месту регистрации возможность проживать отсутствует, в связи с нахождением жилого помещения в опасном состоянии.

В настоящее судебное заседание представитель Администрации Новолялинского городского округа не явился. В письменном отзыве, направленном в суд, представитель Администрации Новолялинского городского округа Старчикова Ю.С., действующая на основании доверенности № 2 от 09.01.2024, указала, что дом № *********** признан непригодным для проживания на основании распоряжения главы Новолялинского городского округа № 70 от 28.03.2018. Поскольку дом индивидуальный, то он не включен в государственную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда. Таким образом, предоставление жилья истцам возможно за счет освободившегося муниципального жилья или путем приобретения квартиры на вторичном рынке жилья за счет средств местного бюджета. В настоящее время предоставить истцам жилое помещение не представляется возможным в виду отсутствия в пос. Лобва Новолялинского района свободного пригодного для проживания муниципального жилья. Приобретение жилых помещений на вторичном рынке осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которому администрация обязана совершать закупки товаров (в том числе недвижимого имущества) только в установленном указанным законом порядке, с проведением обязательных процедур (закупок) на официальном сайте госзакупок - zakupki.gov.ru. Однако дополнительных денежных средств в местном бюджете на 2024 год не предусмотрено. Новолялинский городской округ на протяжении многих лет является высокодотационной территорией, не имеет финансовой возможности единовременно переселить всех граждан из аварийного жилфонда. При наличии освободившегося муниципального жилья либо приобретения квартиры на вторичном рынке жилья, жилое помещение будет предоставлено истцам.

Заслушав представителя истца, истцов Зайцеву О.Н., Зайцева Е.Н. и Зайцева А.Е., изучив доводы сторон, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства предоставляются сторонами, участвующими в деле.

Согласно ч. 2 ст.68 Гражданского процессуального кодекса РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 1 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище, его безопасность.

Согласно п. 2 и п. 3 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

В силу ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.

В п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Частью 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии со ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В случае признания жилого дома непригодным для проживания по причине аварийного состояния гражданам, проживающим в данном доме, предоставляются жилые помещения в соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса РФ.

Как следует из ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Жилые помещения признаются непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

Документом, подтверждающим признание жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, является решение органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания, принятое в порядке, установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

В судебном заседании установлено, что Зайцева О.Н., Зайцев Е.Н. и Зайцев А.Е. зарегистрированы по адресу: *********** что подтверждается выпиской из домовой книги. Спорное жилое помещение было предоставлено семье Зайцевых Лобвинским ЛПХ в 1994 году.

Распоряжением главы Новолялинского городского округа от 28.03.2018 № 70 жилой дом по адресу: *********** признан аварийным и подлежащим сносу. Срок расселения, а также срок сноса дома не определены.

Основанием для издания указанного распоряжения послужило заключение, составленное по результатам технического обследования от 14.03.2018 № ЭЦ-29/18-ТО/7, выполненное ООО «Экспертный центр «Техноальянс», акт обследования помещения от 23.11.2017 № 29 и заключение межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции от 23.03.2018 № 9.

Согласно сведениям, представленным Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, истцы Зайцева О.Н., Зайцев Е.Н. и Зайцев А.Е. в собственности объектов недвижимости не имеют.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.11.2009 № 1368-О-О, в случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан, что не было реализовано органом местного самоуправления.

Пунктом III Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Из заключения, составленного по результатам технического обследования от 14.03.2018 № ЭЦ-29/18-ТО/2, выполненного ООО «Экспертный центр «Техноальянс», следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: ***********, в целом не соответствует требованиям нормативно-технической документации в строительстве. Общее состояние конструкций жилого помещения оценено как недопустимое. На момент обследования физический износ здания составил 78%. С учетом значительного физического износа жилого помещения, и недопустимого состояния несущих и ограждающих конструкций жилое помещение подлежит выводу из эксплуатации (сносу) с последующим демонтажем строительных конструкций.

Судом установлено, что на день вынесения решения, каких-либо жилых помещений, иного недвижимого имущества за истцами на праве собственности не зарегистрировано, последние вынуждены проживать в съемной квартире в связи с опасностью нахождения в аварийном жилье, которое в установленном законом порядке было признано непригодным для проживания. Приобрести иное жилое помещение для проживания Зайцева О.Н., Зайцев Е.Н. и Зайцева А.Е. возможности не имеют.

Суд учитывает, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

В соответствии с ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Следовательно, законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.

Исходя из сведений относительно площади жилого помещения судом установлено, что общая площадь спорного жилого помещения составляет 32 кв.м, которая ответчиком признается и не оспаривается, в пределах которых истцам подлежит предоставлению жилое помещение пригодное для проживания.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что в *********** отсутствуют объекты медицинской, социальной инфраструктуры. Зайцева О.Н. является инвалидом 3 группы, нуждается в постоянном медицинском наблюдении, в связи с чем она и члены ее семьи вынуждены проживать в пос. Лобва, Новолялинского района.

Таким образом, исходя из правовых и фактических обстоятельств по делу, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению. Зайцева О.Н., Зайцев Е.Н. и Зайцев А.Е. имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, поскольку спорное жилое помещение непригодно для проживания, представляет опасность для жизни и здоровья, поэтому у органа местного самоуправления в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ возникла обязанность предоставить им жилое помещение взамен ранее занимаемого, площадью не менее 32 кв. метра в границах поселка Лобва, Новолялинского района, Свердловской области.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями.

Таким образом, в силу прямого указания в законе администрация как орган местного самоуправления освобождена от уплаты государственной пошлины независимо от процессуального статуса (истец или ответчик) и результата рассмотрения дела в связи с чем, государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Новолялинского района в интересах Зайцевой О.Н., Зайцева Е.Н. и Зайцева А.Е. к Администрации Новолялинского городского округа о возложении обязанности по предоставлению вне очереди жилого помещения, удовлетворить.

Обязать Администрацию Новолялинского городского округа (ОГРН 1026602074190) предоставить Зайцевой О.Н. (паспорт ***********), Зайцеву Е.Н. (паспорт ***********) и Зайцеву А.Е. (паспорт ***********) вне очереди благоустроенное жилое помещение муниципального жилого фонда, находящееся в черте пос. Лобва, Новолялинского района, Свердловской области, по договору социального найма, площадью не менее 32 кв. м, и отвечающее установленным в Российской Федерации санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы, представления через Верхотурский районный суд Свердловской области постоянное судебное присутствие в гор. Новая Ляля.

    Судья                                                                                                        Ю.В. Булдакова

2-300/2024 ~ М-201/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Новолялинского района
Зайцев Андрей Евгеньевич
Зайцева Ольга Николаевна
Зайцев Евгений Николаевич
Ответчики
Администрация Новолялинского городского округа
Суд
Верхотурский районный суд Свердловской области
Судья
Булдакова Юлия Владимировна
Дело на сайте суда
verhotursky--svd.sudrf.ru
08.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.04.2024Передача материалов судье
15.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.05.2024Предварительное судебное заседание
06.05.2024Судебное заседание
13.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.06.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее