74RS0014-01-2023-001575-72
Дело № 2-1540/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Верхний Уфалей 26 июля 2023 года
Верхнеуфалейский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Шубаковой Е.С.
при секретаре Бычковой О.Ф.
с участием заместителя прокурора города Верхнего Уфалея Челябинской области Самойловой О.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора г. Верхнего Уфалея Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Верхнего Уфалея обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества – сети водоснабжения 28 п.м. диаметром 50 мм, количество колодцев 2, по адресу: Челябинская область, г. Верхний Уфалей, пос. Черемшанка, ул. Школьная, 10, по истечении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указал, что в ходе осуществления надзора выявлены нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Установлено, что на территории Верхнеуфалейского городского округа имеются сети водоснабжения по адресу: Челябинская область, г. Верхний Уфалей, пос. Черемшанка, ул. Школьная, 10 обеспечивающее водоснабжением образовательное учреждение.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности Верхнеуфалейского городского округа сети водоснабжения 28 п.м. диаметром 50 мм, количество колодцев 2, по адресу: Челябинская область, г. Верхний Уфалей, пос. Черемшанка, ул. Школьная, 10, не являются собственностью Верхнеуфалейского городского округа.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права на указанный объект не зарегистрированы.
Однако, Администрацией Верхнеуфалейского городского округа сети водоснабжения на учет не поставлены, регистрация права собственности не произведена, собственник объекта не установлен, в реестре муниципальной собственности не значится, в настоящее время ни у кого на балансе не состоит, что является незаконным и нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании заместитель прокурора г. Верхнего Уфалея Самойлова О.В. исковые требования поддержала полностью.
Представитель ответчика – Администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представили в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя. Не возражают относительно удовлетворения требований.
Представитель третьего лица – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимал, представили в суд заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, возражений не представили.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.
В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Право собственности на данный объект недвижимого имущества подлежит государственной регистрации на основании статей 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2016 № 41899), регулирующее вопросы принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей.
Согласно пункту 5 приказа, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения округа отнесена организация в границах округа водоснабжения и водоотведения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для водоснабжения и водоотведения населения.
Следовательно, само по себе водоснабжение и водоотведение не осуществляется непосредственно органами местного самоуправления, а организовывается ими. Так, к организации водоснабжения и водоотведения населения в границах соответствующего муниципального образования в первую очередь относится обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для этих целей и относящегося к муниципальному имуществу, и содействие надлежащего содержания такого имущества иных форм собственности.
В соответствии со статьей 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
В силу ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс -совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Согласно «ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов», принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст, примерами сооружений могут служить такие объекты, как магистрали, улицы, автомобильные, железные дороги, взлетно-посадочные полосы аэродромов; мосты, эстакады, тоннели; водные магистрали, плотины и другие гидротехнические сооружения; магистральные трубопроводы, линии связи и электропередачи; местные трубопроводы, шахты и сооружения для отдыха, развлечений и проведения досуга.
Таким образом, сети водоснабжения являются объектом недвижимости, право собственности на который в силу ч. 1 ст. 131 ГК РФ подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Судом установлено, что прокуратурой г. Верхнего Уфалея в ходе осуществления надзора выявлены нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Установлено, что на территории Верхнеуфалейского городского округа имеются сети водоснабжения по адресу: Челябинская область, г. Верхний Уфалей, пос. Черемшанка, ул. Школьная, 10, обеспечивающее водоснабжением образовательное учреждение.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности Верхнеуфалейского городского округа сети водоснабжения 28 п.м. диаметром 50 мм, количество колодцев 2, по адресу: Челябинская область, г. Верхний Уфалей, пос. Черемшанка, ул. Школьная, 10, не являются собственностью Верхнеуфалейского городского округа.
По сообщению Министерства имущества Челябинской области, объект недвижимого имущества – сеть водоснабжения 28 п.м. диаметром 50 мм, количество колодцев 2, по адресу: Челябинская область, г. Верхний Уфалей, пос. Черемшанка, ул. Школьная, 10 в реестре имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области, не значится.
По информации Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, в реестре федерального имущества сведения о сооружении - сеть водоснабжения 28 п.м. диаметром 50 мм, количество колодцев 2, по адресу: Челябинская область, г. Верхний Уфалей, пос. Черемшанка, ул. Школьная, 10 отсутствуют.
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области недвижимое имущество – сети водоснабжения 28 п.м. диаметром 50 мм, количество колодцев 2, по адресу: Челябинская область, г. Верхний Уфалей, пос. Черемшанка, ул. Школьная, 10 собственника не имеет.
Сети водоснабжения являются объектом недвижимости, право собственности на который в силу ч. 1 ст. 131 ГК РФ подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Однако, Администрацией Верхнеуфалейского городского округа сети водоснабжения 28 п.м. диаметром 50 мм, количество колодцев 2, по адресу: Челябинская область, г. Верхний Уфалей, пос. Черемшанка, ул. Школьная, 10, на учет не поставлены, регистрация права собственности не произведена, собственник объекта не установлен, в реестре муниципальной собственности не значится, в настоящее время ни у кого на балансе не состоит, что является незаконным и нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
Прокуратурой города по фактам бездействия по регистрации права собственности на бесхозяйные объекты главе Верхнеуфалейского городского округа вносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства. Меры к устранению нарушений законодательства не принимаются.
Таким образом, в судебном заседании установлено непринятие Администрацией Верхнеуфалейского городского округа мер к постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйного имущества водопроводные сети, надлежащему оформлению права муниципальной собственности, уклонение от учета бесхозяйного имущества может привести к отсутствию контроля за состоянием его работоспособности, ненадлежащему содержанию и ремонту, создать угрозу на бесперебойное водоснабжение, что может привести к неблагоприятным последствиям и опасности для неопределенного круга лиц.
Исковое заявление прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц о возложении на ответчика обязанности по принятию предусмотренных законом мер по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйного имущества - сети водоснабжения 28 п.м. диаметром 50 мм, количество колодцев 2, по адресу: Челябинская область, г. Верхний Уфалей, пос. Черемшанка, ул. Школьная, 10является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Прокурор просит установить для устранения указанных нарушений срок - по истечении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, представитель ответчика не возражает против установления такого срока, который является разумным в целях соблюдения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
При наличии препятствий для исполнения решения суда, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки либо рассрочки исполнения судебного решения.
Прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора г. Верхнего Уфалея Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области удовлетворить.
Обязать Администрацию Верхнеуфалейского городского округа обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества с заявлением о постановке бесхозяйного имущества – сети водоснабжения 28 п.м. диаметром 50 мм, количество колодцев 2, по адресу: Челябинская область, г. Верхний Уфалей, пос. Черемшанка, ул. Школьная, 10 на учет по истечении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано либо на него может быть принесено представление прокурором в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Верхнеуфалейский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Е.С. Шубакова
Решение принято в окончательной форме 01 августа 2023 года.
Судья: Е.С. Шубакова