Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3661/2023 ~ М-2301/2023 от 26.05.2023

Гражданское дело № ******

Мотивированное решение изготовлено 09.10.2023

УИД 66RS0№ ******-76

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Гурина К.В.,

при секретаре ФИО2,

с участием представителя истца – помощника прокурора ФИО4, представителя ответчика ФИО5, представителя третьего лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного типа № ****** о возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

<адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Октябрьский районный суд <адрес> с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного типа № ******, Департаменту образования администрации <адрес>, Департаменту по управлению муниципальным имуществом <адрес> о возложении обязанностей.

В обоснование требований сослался на проведенную прокуратурой района проверку в рамках исполнения поручения прокуратуры <адрес> об организации проверочных мероприятий в сфере безопасности образовательного процесса, в ходе которой выявлено отсутствие в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного типа № ******, осуществляющим деятельность в зданиях по адресу: <адрес>, охранной сигнализации с выводом на пост охраны объекта, а также системы оповещения и управления эвакуацией либо автономной системы (средств) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Учреждение осуществляет образовательную деятельность на основании устава, утвержденного распоряжением Департамента образования администрации <адрес>, в соответствии с которым собственником имущества учреждения является муниципальное образование «<адрес>», учредителем - Департамент образования Администрации <адрес>.

С учетом уставной деятельности Учреждение обязано соблюдать требования законодательства о противодействии терроризму, а также соблюдать несовершеннолетних воспитанников, на получение дошкольного образования в безопасных для них условиях, принимать превентивные меры, направленные на противодействие терроризму.

Согласно акту категорирования здания учреждения, расположенные по адресам: <адрес>, отнесено к III категории опасности.

На основании изложенного, в целях защиты прав, интересов несовершеннолетних и неопределенного круга лиц просил:

- возложить обязанность на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного типа № ******, осуществляющее деятельность в зданиях, расположенных по адресу: <адрес>, в течение трех месяцев с момента фактического предоставления денежных средств: оборудовать здание учреждения охранной сигнализацией с выводом на пост охраны объекта; оборудовать здание учреждения системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

- возложить обязанность на Департамент образования Администрации <адрес> в целях выполнения указанного мероприятия по выделению финансирования Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного типа № ****** в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по гражданскому делу № ****** в части исковых требований к Департаменту образования администрации <адрес>, Департаменту по управлению муниципальным имуществом <адрес> прекращено.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО4 на удовлетворении исковых требований настаивала по изложенным в иске основаниям.

В судебном заседании представитель ответчика муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного типа № ****** ФИО5 возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.

Представитель третьего лица ФГКУ «УВО ВНГ России» ФИО3 в судебном заседании в удовлетворения требований возражений не высказала.

Суд, заслушав пояснения представителя истца, представителей ответчиков, представителя третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (обучающихся, работников образовательного учреждения, а также лиц, которые могут находиться в названном общественном месте).

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Согласно ч. 3 ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка, государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

В соответствии со ст.ст. 4, 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», ст.ст. 5, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О защите прав ребенка», ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, несет ответственность за сохранение жизни и здоровья детей.

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, а также приоритет мер его предупреждения.

В соответствии с п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Как следует из ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Кроме того, исходя из положений п. 2 и п. 15 ч. 3 ст. 28Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.

С учетом положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (п.6 ст. 3 Закона).

На основании п. 4. ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования, являющийся предметом рассмотрения по настоящему делу.

Требования к защищенности объектов устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, объектов (территорий) Министерства просвещения.

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий) (п. 5 Требований к защищенности объектов).

В целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территории) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и возможных последствий его совершения на основании оценки состояния защищенности соответствующего объекта (территории), учитывающей его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта, проводится категорирование объектов (п. 6 Требований к защищенности объектов).

Разделом III Требований к защищенности объектов определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий).

В отношении объектов (территорий) третьей категории опасности применяются пункты 24, 25 Требований к защищенности объектов, то есть, в том числе осуществляются мероприятия: оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оснащение системой охранной сигнализации.

Согласно п. 6.48 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», утвержденного приказом Минрегиона России № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, для обеспечения комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся на первом этаже следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».

Указанный выше пункт СНиП 31-09-2009 включен в перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Из приложения «в» к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об оборудовании помещений для охраны, установке охранной сигнализации, распространяются на дошкольные образовательные организации, общеобразовательные учреждения, учреждения профессионального образования (среднего, высшего, дополнительного).

Как следует из материалов дела, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного типа № ****** находится по адресу: <адрес> (п. 1.4 устава), осуществляет образовательную деятельность на основании устава, утвержденного распоряжением Департамента образования Администрации <адрес>.

В соответствии с данным уставом, с учетом внесенных изменений (дополнений), собственником имущества учреждения является муниципальное образование «<адрес>», учредителем учреждения – Департамент образования Администрации <адрес> (п.п. 1.6, 1.7 устава).

С учетом уставной деятельности учреждение обязано соблюдать требования законодательства о противодействии терроризму, а также соблюдать права граждан, прежде всего несовершеннолетних обучающихся, на безопасность, охрану жизни и здоровья.

Согласно акту категорирования здания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного типа № ******, расположенные по адресу: <адрес>, отнесены к III категории опасности. В результате обследования и категорирования объект образования признан не соответствующим требованиям к антитеррористической защищенности, поскольку выявлены указанные нарушения, которые на дату рассмотрения дела не устранены.

Данное обстоятельство не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.

Принимая во внимание, что муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного типа № ****** отнесено к III категории опасности, что в здании учреждения, в нарушение изложенных нормативных актов, не в полной мере приняты меры по антитеррористической защищенности несовершеннолетних детей, сотрудников, посетителей учреждения, в результате чего нарушаются права граждан на безопасное пребывание в данном учреждении, создается угроза их жизни и здоровью, суд полагает обоснованными требования прокурора о возложении на учреждение обязанности по оборудованию занимаемого здания охранной сигнализацией с выводом на пост охраны объекта, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, помещением для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

При таких обстоятельствах суд полагает обоснованным требование истца о возложении обязанности на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного типа № ****** оборудовать занимаемые здания по адресу: <адрес> охранной сигнализацией с выводом на пост охраны объекта, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации

Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Устанавливая указанный срок, суд должен исходить из того, что такой срок должен быть разумным, то есть достаточным для того, чтобы ответчик имел реальную возможность исполнить решение суда.

Учитывая объем работ, необходимость разработки и утверждения соответствующей документации, суд считает необходимым установить ответчику Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного типа № ****** для исполнения возложенных судом обязанностей срок в течение шести месяцев с момента фактического предоставления денежных средств.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Возложить на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного типа № ****** обязанность в срок не позднее шести месяцев с даты вступления настоящего решения суда в законную силу оборудовать занимаемые здания по адресу: <адрес> охранной сигнализацией с выводом на пост охраны объекта, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Решение может быть обжаловано сторонами или опротестовано прокурором в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Председательствующий Гурин К.В.

2-3661/2023 ~ М-2301/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Октябрьского района г.Екатерибурга
Ответчики
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 267
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
ДУМИ
Другие
Управление вневедомственной охраны по городу Екатеринбургу - филиал федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области"
Суд
Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Гурин Константин Валерьевич
Дело на сайте суда
oktiabrsky--svd.sudrf.ru
26.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.05.2023Передача материалов судье
30.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.07.2023Судебное заседание
20.07.2023Судебное заседание
20.09.2023Судебное заседание
03.10.2023Судебное заседание
09.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее