Решение изготовлено
в окончательной форме 03 июля 2024 года
Дело № 2-5043/2024
50RS0035-012024-005991-04
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июля 2024 года г.о. Подольск
Подольский городской суд Московской области
в составе
председательствующего судьи ФИО6
при помощнике ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <данные изъяты> <адрес> к ФИО2 об обязании освободить самовольно используемую территорию лесного фонда, об обязании восстановить фактические границы земельного участка,-
Установил:
Истец <данные изъяты> <адрес> обратились в суд с иском к ответчику ФИО2, просили:
- обязать ФИО2 в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу освободить самовольно используемую территорию лесного фонда <данные изъяты> с кадастровым номером № от металлического ограждения на металлических столбах, усиленного металлическим каркасом из металлических прутьев, деревянного строения и каменной печи общей <данные изъяты> га в следующих координатах:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
- обязать ФИО2 восстановить фактические границы земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с правоустанавливающими документами и сведениями, содержащимися в ЕГРН.
Свои требования истец мотивирует тем, что при патрулировании земель лесного фонда ДД.ММ.ГГГГ государственным лесным инспектором <адрес> по адресу: <адрес>, г<адрес>, на лесном участке Подольского участкового лесничества квартал 8 выдел 20 кадастровым номером № установлен факт самовольного использования лесного участка. ФИО2 допущено самовольное использование лесного участка общей площадью около <данные изъяты> а именно: на лесном участке установлено сплошное металлическое ограждение, протяженностью около <данные изъяты> и высотой около <данные изъяты>, наверху ограждения закреплен занавес из металлического профлиста. Правоустанавливающих документов на использование лесного участка Подольского лесничества у ответчика не имеется. Договор аренды на использование участка лесного фонда не заключен, проект освоения лесов не разработан, лесная декларация об использовании лесов в установленном порядке не подавалась. Указанный лесной участок Подольского участкового лесничества не освобожден, нарушение лесного законодательства не устранено. В связи с чем, истец вынужден обратиться в суд.
Истец – Комитет лесного хозяйства <адрес>, представитель по доверенности ФИО4 в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик – ФИО2 в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Согласно ст. 113 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Суд предпринял исчерпывающие меры по извещению ответчика, доказательств наличия уважительных причин неявки в суд не представлено.
Применительно к пункту 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 г. N 221, и части 2 статьи 117 ГПК РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует ее возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
При этом доказательств невозможности получения судебной корреспонденции в ходе рассмотрения настоящего дела ответчиками не представлено.
В соответствии с п. 1 ст. 165.1 ГК РФ и правовой позицией, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», риск неблагоприятных последствий в связи с неполучением почтовой корреспонденции по адресу регистрации целиком и полностью лежит на заинтересованном лице.
Кроме того, стороны извещались путем заблаговременного размещения в соответствии со ст. 14 и 16 ФЗ от 22.12.2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте рассмотрения гражданского дела на интеренет-сайте Подольского городского суда Московской области.
В связи с неявкой в судебное заседание ответчика, извещенного надлежащим образом о дне слушания дела, согласия представителя истца о рассмотрении дела в порядке заочного судопроизводства, суд, определил рассматривать дело при данной явке в порядке ст. 233 ГПК РФ.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав и изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № – садовый участок № в <данные изъяты>» (л.д.10-14).
При патрулировании земель лесного фонда ДД.ММ.ГГГГ государственным лесным инспектором <адрес> по адресу: <адрес>, г.о. Подольск, вблизи Спирово, на лесном участке Подольского участкового лесничества квартал 8 выдел 20 кадастровым номером № установлен факт самовольного использования лесного участка (л.д.8-9).
В результате натурного осмотра земель лесного фонда, сопоставления данных, обработки программе геоинформационной системы ВИС (ведомственно-информационной системы) Управления Главархитектуры и <адрес>) и лесоустроительных планшетов, данных публичной кадастровой карты установлено, что гражданином ФИО2 допущено самовольное использование лесного участка общей площадью около <данные изъяты> а именно: на лесном участке установлено сплошное металлическое ограждение, протяженностью около 19 метров и высотой около 2 метров, наверху ограждения закреплен занавес из металлического профлиста. Вышеуказанное ограждение является частью общего заграждения, в границах которого находятся участок лесного фонда с кадастровым номером № и земельный участок с кадастровым номером №– садовый участок № в <данные изъяты>», собственником которого является ФИО2 Также на огороженном лесном участке размещены часть деревянного строения и каменная печь.
Правоустанавливающих документов на использование лесного участка Подольского лесничества у ответчика не имеется. Договор аренды на использование участка лесного фонда не заключен, проект освоения лесов не разработан, лесная декларация об использовании лесов в установленном порядке не подавалась.
Наличие самовольного занятия лесного участка ФИО2 подтверждается Протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей к нему, чертежом-схемой места нарушения, выкопировкой из ВИС ГУАГ.
04.10.2023 в отношении ответчика составлен протокол № об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.9 КоАП РФ (л.д.20).
04.10.2023 ответчику направлена претензия в срок до ДД.ММ.ГГГГ нарушения: освободить самовольно используемый лесной участок в Подольском лесничестве в квартале 8 выделе 20, в том числе убрать с лесного участка ограждение на металлических столбах, усиленное металлическим каркасом из металлических прутьев, деревянное строение и каменную печь, расположенные на части кадастровым номером № (л.д.19).
Постановлением Комитета лесного хозяйства МО от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения собственности, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ, выразившимся в самовольном использовании лесного участка, с назначением административного штрафа в размере <данные изъяты> (л.д.16-18).
Статьей 8 Лесного кодекса РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Участок лесного фонда представляет земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда.
Статьей 9 Лесного кодекса РФ установлено, что право ш пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основанию и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу ч.1 ст. 71 Лесного кодекса РФ Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка безвозмездное пользование.
Частью 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации № 136-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления –вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определены с учетом общих положений о лесоустройстве и в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда и иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Участки лесного фонда обозначены в натуре с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных планово-картографических знаков и указаны в материалах.
Границы Подольского лесничества установлены приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении границ Подольского лесничества <адрес>».
Вся информация о границах лесничеств и лесопарков также содержится в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности <адрес> (ИСОГД МО), одной из составных частей которой является Ведомственная информационная система обеспечения деятельности Главного управления архитектуры и градостроительства <адрес> (ВИС ГУАГ МО).
Нормативно-правовым основанием ведения ИСОГД МО является:
- Градостроительный кодекс Российской Федерации;
- Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности»;
- Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности <адрес>»;
- Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства <адрес>».
Схема наложения проводится по координатам (в <данные изъяты>), посредством сопряженного пространственного анализа данных спорного земельного участка с границами земельного лесного фонда при помощи Ведомственной информационной системы обеспечения деятельности <данные изъяты> <адрес> <данные изъяты>
<данные изъяты> позволяет осуществить сопоставление в электронном виде границ земель лесного фонда и границ земельных участков, выявляя наложения, которые невозможно установить визуально и исключает возможность субъективных ошибок. <данные изъяты> является государственной информационной системой.
В силу пункта 9 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» - информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной, и государственные органы, определённые в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе.
Таким образом, в силу вышеуказанных норм действующего законодательства информация, полученная при использовании <данные изъяты>, является официальной и достоверной.
Положение о <данные изъяты> утверждено на основании Распоряжения Главного управления архитектуры и градостроительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о ведомственной информационной системе обеспечения деятельности <адрес>».
Пунктом 2.10 указанного Положения установлено, что сведения, содержащиеся в <данные изъяты> включают в себя сведения об объектах лесного фонда.
В соответствии с п. 4.1.3 Положения, участники технологических процессов ВИС ГУАГ МО - центральные исполнительные органы государственной власти <адрес> обеспечивают участие в процессах предоставления информации, подготовки, согласования и утверждения документации в <данные изъяты> обеспечивают достоверность и актуальность информации, предоставляемой в <данные изъяты> а также имеют право на получение сведений из <данные изъяты>
В соответствии с п. 3 Перечня участников технологических процессов Ведомственной информационной системы обеспечения деятельности Главного управления архитектуры и градостроительства <адрес> (приложение № к вышеуказанному Положению), Комитет лесного хозяйства <адрес> входит в данный перечень уполномоченных организаций.
Следовательно, информация, полученная из ВИС ГУАГ МО, является достоверной информацией о границах участка лесного фонда и допустимым доказательством по делу.
При сопоставлении всех точек координат четко усматривается, что местом совершения административного правонарушения являются земли лесного фонда Подольского участкового лесничества Подольского лесничества.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 5 ст.27 ЗК РФ установлен перечень земельных участков, ограниченных в обороте.
Так, согласно подпункта 2 пункта 5 указанной статьи, ограничены в обороте состава земельные участки из состава земель лесного фонда.
Статьей 99 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лица виновные нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательств, за время незаконного пользования этими земельными участками (пункт 2 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 части 1, пунктом 4 части 2 статьи 60 земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий,нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 23.24 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения лесоустроительных и лесохозяйственных знаков в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьей 7.9 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьей 7.10 (в части самовольной уступки права пользования лесным участком или самовольной мены лесного участка в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), частями 3.1 - 3.4 статьи 8.2 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьей 8.5.2, статьями 8.24 - 8.27 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), частями 1 и 3 статьи 8.28 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьями 8.29 - 8.32 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьей 8.32.1, статьями 8.32.3, 8.45.1 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьей 19.7.14 настоящего Кодекса.
Согласно статье 96 Лесного кодекса РФ под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим
Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
На территории Московской области указанные полномочия осуществляет Комитет лесного хозяйства МО (далее Комитет), действующий на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Московской области, от 26.06.2012 № 863/22 «Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области» (далее - Положение).
Согласно п.1 Положения Комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений. Комитет вправе в установленных пределах осуществлять управление и распоряжение земельными участками, относящимися к землям лесного фонда.
Комитет лесного хозяйства Московской области осуществляет свои полномочия в пределах земель лесного фонда, расположенных на территории Московской области (п.12.1 Положения). Пунктом 14.5 указанного Положения установлено, что Комитет может обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств, опровергающих доводы истца и подтверждающих право пользования землями лесного фонда РФ, ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах, исходя из требований правовых норм, регулирующих в совокупности спорные правоотношения, учитывая, что факт использования ответчиком земель Лесного Фонда РФ без юридического основания нашел свое подтверждение в судебном заседании, суд удовлетворяет заявленные исковые требования.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования <данные изъяты> <адрес> к ФИО2 об обязании освободить самовольно используемую территорию лесного фонда, об обязании восстановить фактические границы земельного участка – удовлетворить.
Обязать ФИО2 в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу освободить самовольно используемую территорию лесного фонда <данные изъяты> кадастровым номером № металлического ограждения на металлических столбах, усиленного металлическим каркасом из металлических прутьев, деревянного строения и каменной печи общей площадью <данные изъяты> в следующих координатах:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Обязать ФИО2 восстановить фактические границы земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с правоустанавливающими документами и сведениями, содержащимися в ЕГРН.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Подольский городской суд в течение одного месяца.
Ответчиком в Подольский городской суд может быть подано заявление об отмене заочного решения суда в течение 7 дней с момента получения копии заочного решения суда.
Председательствующий судья Н.Н. Питукина