№ 2 – 141/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Звенигород Московская область 04 апреля 2014 года
Звенигородский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Солодовой А.А.,
с участием помощника Одинцовского городского прокурора Ищенко Е.И., заявителя Р.., заинтересованного лица - представителя территориальной избирательной комиссии городского округа Звенигород Московской области по доверенности – ФИО1,
при секретаре Кувырковой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по заявлению Р. о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии города Звенигород от Дата обезличена № «Об отказе в регистрации кандидатом на должность Главы городского округа Звенигород Московской области», обязании произвести регистрацию кандидатом,
у с т а н о в и л:
Р. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии (далее – ТИК) города Звенигород от Дата обезличена № «Об отказе в регистрации Р. кандидатом на должность Главы муниципального образования городского округа Звенигород Московской области»; просил суд отменить данное решение, обязать ТИК города Звенигород зарегистрировать его кандидатом на должность Главы городского округа Звенигород Московской области.
Свои требования мотивировал тем, что, принимая решение об отказе в регистрации Р.., избирательная комиссия в качестве основания отказа сослалась на подп. "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также пункта 8 части 24 статьи 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области».
При проверке подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, из 82 подписей избирателей недействительными были признаны 13 подписей, что составило 10,66 %. Основанием для признания данных подписей недействительными послужили исправления в соответствующих им сведениях об избирателях, которые специально не были оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, в нарушение подпункта «ж» пункта 6.4. статьи 38 Закона об основных гарантиях, а также пункта 7 части 14 статьи 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области». В указанных подписях избирателей исправления были сделаны в сведениях об адресе места жительства, где сокращения «МО» исправлены на «Московская область» методом зачеркивания сокращения «МО», указанием сноски в виде знака «*» и написания внизу подписного листа слов « * - Московская область» как расшифровки знака «*». Исправления указанным методом сделаны для удобства прочтения подписей избирателей и не нарушают требований подпункта «ж» пункта 6.4. статьи 38 Закона об основных гарантиях. По мнению заявителя, 13 подписей признано ТИК недействительными незаконно, достоверных и действительных подписей достаточно для регистрации его в качестве кандидата на должность Главы городского округа Звенигород Московской области. В связи с не предоставлением копий ведомостей проверки подписных листов заявитель не имеет возможности указать номера подписей избирателей, которые были признаны недействительными.
Одновременно Р. указал, что Дата обезличена около <данные изъяты> часов его в телефонном разговоре известили о заседании ТИК города Звенигород, на котором будет рассмотрено решение о регистрации Р. кандидатом на должность Главы городского округа Звенигород Московской области. В процессе заседания члены ТИК города Звенигород объявили о результатах проверки документов представленных им для регистрации и приняли решение об отказе в регистрации кандидатом на должность Главы городского округа Звенигород Московской области. Итоговый протокол и ведомости проверки подписей избирателей ему представлены не были.
Таким образом, избирательной комиссией была нарушена процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, право кандидата Р. на присутствие при проведении избирательной комиссией проверки подписных листов и на своевременное получение копий соответствующих документов.
По утверждению заявителя, у избирательной комиссии отсутствовали правовые основания для отказа в регистрации Р.., в связи с чем оспариваемое решение ТИК города Звенигород принято с нарушением Федерального закона № 67-ФЗ и подлежит отмене судом.
В судебном заседании заявитель Р. заявленные требования поддержал по доводам заявления, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ТИК города Звенигород по доверенности ФИО1 возражала относительно заявленных Р. требований, ссылаясь на то, что Дата обезличена рабочей группой Территориальной избирательной комиссии города Звенигород были проверены 82 подписи избирателей, представленные кандидатом Р. По результатам произведенной проверки 13 подписей избирателей признано недействительными на основании п. 7 ч. 14. ст. 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области», достоверными признано 69 подписей избирателей. Указала, что при проверке были выявлены следующих нарушения, повлекшие недействительность подписей избирателей:
- на лицевой стороне подписного листа № в строках № имеются исправления в адресе места жительства избирателя в наименовании субъекта Российской Федерации, при этом на лицевой стороне подписного листа № имеется только одна заверительная надпись. При таких обстоятельствах 1 подпись избирателей, содержащаяся на лицевой стороне подписного листа № подлежит признанию недействительной.
- на оборотной стороне подписного листа № строках № имеются исправления в адресе места жительства избирателя в наименовании субъекта Российской Федерации, при этом на оборотной стороне подписного листа № имеется только одна заверительная надпись. При таких обстоятельствах 3 подписи избирателей, содержащихся на оборотной стороне подписного листа № подлежат признанию недействительными.
- на лицевой стороне подписного листа № в строках № имеются исправления в адресе места жительства избирателя в наименовании субъекта Российской Федерации, при этом на лицевой стороне подписного листа № имеется только одна заверительная надпись. При таких обстоятельствах 2 подписи избирателей, содержащиеся на лицевой стороне подписного листа № подлежат признанию недействительными.
- на оборотной стороне подписного листа № в строках № имеются исправления в адресе места жительства избирателя в наименовании субъекта Российской Федерации, при этом на оборотной стороне подписного листа № имеется только одна заверительная надпись. При таких обстоятельствах 5 подписей избирателей, содержащиеся на оборотной стороне подписного листа № подлежат признанию недействительными.
- на лицевой стороне подписного листа № в строках № имеются исправления адресе места жительства избирателя в наименовании субъекта Российской Федерации, при этом на лицевой стороне подписного листа № имеется только одна заверительная надпись. При таких обстоятельствах 1 подпись избирателей, содержащаяся на лицевой стороне подписного листа № подлежит признанию недействительной.
Представитель ТИК в судебном заседании подтвердила, что в подписном листе № подпись избирателя в строке № была ошибочно признана недействительной, в связи с чем полагает, что 12 подписей избирателей (1+3+2+5+1) подлежат признанию недействительными в связи с наличием незаверенных исправлений в наименовании субъекта Российской Федерации на основании п. 7 ч. 14 ст. 30 закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области».
Кроме того, представитель ТИК указала, что Рабочей группой не были выявлены и учтены при принятии решения ТИК следующие нарушения, выразившиеся в том, что на подписном листе № в строке № имеется незаверенное исправление в адресе места жительства избирателя (дописка слова «Звенигород»), в подписном листе № в строке № имеется незаверенное исправление в номере паспорта избирателя. При таких обстоятельствах подписи избирателей, содержащиеся в строке № подписного листа № и в строке № подписного листа № также подлежали признанию недействительными на основании п. 7 ч. 14 ст. 30 закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области».
Представитель ТИК также указала на не выявленные при проверке и не учтенные ТИК следующие нарушения: в подписном листе № имеются незаверенные исправления в коде подразделения органа, выдавшего паспорт лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, в связи с чем подписи <данные изъяты> подлежат признанию недействительными на основании п. 8 ч. 14 ст. 30 закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области». В подписном листе
№ в дате выдачи паспорта лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей имеется незаверенное исправление в связи с чем подписи <данные изъяты> подлежат признанию недействительными на основании п. 8 ч. 14 ст. 30 закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области».
Таким образом, представитель ТИК полагала, что 26 подписей избирателей подлежат признанию недействительными на основании п.п. 7,8 ч. 14 ст. 30 закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области», достоверными являются 56 подписей.
Таким образом, количество содержащихся в подписных листах, представленных кандидатом Р. достоверных подписей избирателей не достаточно для его регистрации кандидатом на должность Главы городского округа Звенигород Московской области.
Кроме того, указала, что в нарушение абз. 2 ч. 1 ст. 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» одновременно с представлением иных документов для регистрации Р. кандидатом на должность Главы городского округа Звенигород Московской области последним в избирательную комиссию города Звенигород не было представлено письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми документами.
Отсутствие указанного документа в Территориальной избирательной комиссии г. Звенигород на день предшествующий дню рассмотрения вопроса о регистрации кандидата Р. в соответствии с п. 4 ч. 24 ст. 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» является основанием для отказа ему в регистрации в качестве кандидата на должность главы городского округа Звенигород. Вместе с тем указала, что данное основание не рассматривалось ТИК при принятии решения.
При таких обстоятельствах, представитель ТИК полагает, что оснований для регистрации Р. кандидатом на должность Главы городского округа Звенигород Московской области не имеется в соответствии с п. 4, 8, ч. 24 ст. 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области», подп. "д" п. 24, п. 1.6 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Также указала, что довод заявителя о нарушении процедуры проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей является несостоятельным, поскольку в силу положений п. 7 ст. 10 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при назначении досрочных выборов сроки осуществления избирательных действий сокращаются, в связи с чем проверка подписных листов была произведена в день вынесения решения. При этом, Р.. присутствовал на заседании Территориальной избирательной комиссии г. Звенигород Московской области Дата обезличена. Одновременно указала, что в силу п. 1.1. ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидат не вправе вносить уточнения и дополнения в подписные листы с подписями избирателей. Вместе с тем, подтвердила, что ТИК был нарушен срок выдачи заявителю итогового протокола и ведомости проверки подписей избирателей, однако данное нарушение не влечет недействительности принятого ТИК решения, поскольку количество достоверных подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представленных кандидатом Р., не достаточно для его регистрации кандидатом на должность Главы городского округа Звенигород Московской области, а также имеется самостоятельное основание для отказа в регистрации в соответствии с п. 4 ч. 24 ст. 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области».
Участвующий в деле прокурор полагал, что заявленные Р.. требования не подлежат удовлетворению, указав, что оспариваемое решение ТИК является законным и обоснованным, поскольку подписи избирателей, признанные ТИК недействительными не отвечают требованиям положений Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области», и соответственно количество подписей, признанных действительными недостаточно для регистрации Р. кандидатом на должность Главы городского округа Звенигород Московской области. Кроме того, согласилась с доводами представителя ТИК о том, что имеется самостоятельное основание для отказа Р. в регистрации кандидатом на должность Главы городского округа Звенигород Московской области в соответствии с п. 4 ч. 24 ст. 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области». Также указала, что довод заявителя о допущенных ТИК нарушений процедуры при проверке подписных листов никак не влияют на признание либо не признание подписей избирателей недостоверными либо недействительными.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства, выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявления, суд, принимая во внимание, что при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, не связан основаниями и доводами заявленных требований, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Согласно ч. 1 ст. 30 Закона Московской области от 04.06.2013 N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 3, 5 и 6 статьи 23 настоящего Закона, иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, первого финансового отчета, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, либо при наличии решения политической партии, указанного в части 18 настоящей статьи.
Из материалов дела усматривается, что решением Совета депутатов городского округа Звенигород Московской области № от Дата обезличена на Дата обезличена назначены досрочные выборы Главы муниципального образования "Городской округ Звенигород" по единому избирательному округу.
Решением ТИК города Звенигорода Московской области от Дата обезличена в целях проверки подписи избирателей, оформления подписных листов создана рабочая группа по проверке достоверности подписей избирателей и соответствующих им данных, содержащихся в подписных листах.
В соответствии со ст. 29 Закона Московской области от 04.06.2013 N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, установленном настоящим Законом. В поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в количестве 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа. При проведении выборов по многомандатному избирательному округу количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, должно составлять 0,5 процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа, поделенного на число мандатов. При проведении выборов количество подписей избирателей, которое необходимо для регистрации кандидата, не может быть менее 10 подписей.
Согласно письма временно исполняющего полномочия Главы городского округа Звенигород ФИО4 № от Дата обезличена на имя председателя Территориальной избирательной комиссии города Звенигород численность избирателей на территории муниципального образования «городской округ Звенигород» по состоянию на Дата обезличена составляет <данные изъяты> избирателей.
Исходя из положений ст. 29 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", с учетом количества избирателей на территории муниципального образования «городской округ Звенигород», количество подписей избирателей, которое необходимо собрать в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы муниципального образования "Городской округ Звенигород" составляет 75 подписей.
Дата обезличена кандидат Р. представил в ТИК г. Звенигород подписные листы с подписями избирателей в поддержку кандидата в сброшюрованном и пронумерованном виде в количестве 89 на 11 листах в 1 папке, из них 7 подписей избирателей исключены (вычеркнуты) кандидатом, что специально оговорено им в подписном листе и в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в соответствующую избирательную комиссию, в соответствии с п. 10 статьи 30 Закона Московской области от 04.06.2013 N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" данные подписи (в количестве 7) проверке и учету не подлежат.
Дата обезличена экспертами ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области ФИО2 и ФИО3 составлена справка № об исследовании подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата на должность Главы городского округа Звенигород Московской области Р.., согласно которой проведенное экспертами исследование не показало наличия нарушений требований закона.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона Московской области от 04.06.2013 N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" соответствующая избирательная комиссия проверяет достоверность подписей избирателей в подписных листах, а также правильность оформления подписных листов.
По итогам проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, представленных кандидатом на должность Главы городского округа Звенигород Московской области Р. на досрочных выборах Главы городского округа Звенигород Московской области, назначенных на Дата обезличена, Дата обезличена Рабочей группой был составлен Итоговый протокол. Согласно данного протокола для регистрации кандидата на должность Главы городского округа Звенигород Московской области Р. представлено 82 подписи избирателей, свыше требуемого количества подписей необходимого для регистрации кандидата представлено 7 подписей избирателей, проверено 82 подписи избирателей. Все подписные листы сброшюрованы и пронумерованы, каждая папка с подписными листами заверена печатью территориальной избирательной комиссией города Звенигород. В результате проверки признаны недействительными 13 подписей, что составляет 10,66%. Количество подписей, признанных достоверными составило 69, что менее необходимого для регистрации количества в 75 подписей. В связи с чем Рабочая группа пришла к выводу, что количество подписей в поддержку данного кандидата не отвечает требованиям статьи 29 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» и является недостаточным для его регистрации, в связи с чем на рассмотрение членов ТИК города Звенигород внесено предложение об отказе в регистрации кандидата Р.
ТИК города Звенигород, рассмотрев документы, представленные Р. для уведомления о выдвижении и регистрации его кандидатом на должность Главы городского округа Звенигород Московской области, итоговый протокол и ведомость от Дата обезличена, установила, что в результате проверки подписей избирателей признаны недействительными по основаниям п. 7 ч. 14 статьи 30 Закона Московской области от 04.06.2013 N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" 13 подписей избирателей в подписных листах № строки: №, № строки: №, №, строки: №, № строка №, что составляет 10,66 % от числа подписей, отобранных для проверки. Решением ТИК города Звенигород № от Дата обезличена на основании п.7 ч.14 ст.30 Закона Московской области №46/2013-ОЗ признаны недействительными следующие подписи избирателей. Количество подписей, признанных достоверными и действительными составило 69 подписей избирателей, что не отвечает требованиям ст. 30 Закона Московской области от 04.06.2013 N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" и является недостаточным для регистрации кандидата. При наличии данных оснований для отказа в регистрации, ТИК города Звенигород Дата обезличена принято решение № об отказе в регистрации кандидата на должность Главы городского округа Звенигород Московской области Р., выдвинутого в порядке самовыдвижения.
Разрешая требования по существу, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в поддержку выдвижения кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 настоящей статьи, но не может составлять менее 10 подписей.
Согласно частям 11 и 12 статьи 37 указанного выше Федерального закона избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
В соответствии с ч. 20 ст. 37 названного Федерального закона число подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представляемых в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, может превышать число подписей, необходимое для регистрации кандидата, но не более чем на 5 процентов. Если для регистрации кандидата требуется представить менее 40 подписей указанных лиц, число представляемых подписей может превышать число подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на две подписи. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет достоверность подписей, проставленных в листах поддержки кандидата. Срок такой проверки устанавливается законом субъекта Российской Федерации, но не может быть более 10 дней. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации не позднее чем за три дня до дня заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает кандидата о результатах проверки.
Согласно п. 1 ст. 38 ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и праве на участие в референдуме граждан Российской Федерации регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16 или 16.2 настоящей статьи.
Согласно п. 1.1 ст. 38 названного Федерального закона при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. При этом кандидат не вправе вносить уточнения и дополнения в подписные листы с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума.
В силу с п. 3 ст. 38 Закона об основных гарантиях законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей.
В соответствии с п. 4 и 5 ст. 38 указанного Федерального закона проверке и учету не подлежат подписи избирателей, участников референдума, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, проведения референдума, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в комиссию.
Не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
Согласно п. 6 ст. 38 Закона об основных гарантиях при проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, представивших необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума.
Согласно п. 6.1 ст. 38 данного Закона по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
В соответствии с п. 6.4 ст. 38 Закона об основных гарантиях недействительными признаются:
е) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
ж) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума;
з) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидата, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно;
В силу п. 6.5 ст. 38 указанного Закона при обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего Федерального закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "з", "и", "м" и "о" пункта 6.4 настоящей статьи.
В соответствии с подп. "д" п. 24 ст. 38 Закона об основных гарантиях основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с пунктами 6, 7 и 8 части 14 статьи 30 Закона Московской области от 04.06.2013 N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" недействительными признаются:
6) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями, несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с частью 5 настоящей статьи;
7) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей;
8) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно.
В соответствии с частями 8, 9, 10, 11, 15, 16 статьи 30 Закона Московской области от 04.06.2013 N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области":
8. При проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица. О соответствующей проверке должен извещаться кандидат, представивший установленное количество подписей избирателей.
9. По результатам проверки достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
10. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, если это специально оговорено ими в подписном листе или протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в соответствующую избирательную комиссию.
11. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащиеся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
15. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего Закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8, 9, 13 части 14 настоящей статьи.
16. Специально оговоренные избирателем или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с пунктами 8, 9 и 13 части 14 настоящей статьи.
Согласно руководящим разъяснениям пункта 30 Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в проведении референдума по основаниям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 24, подпунктом "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (недостаточное для регистрации количество достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, участников референдума. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Правила оформления подписных листов (в том числе об обязательном внесении в подписные листы данных об избирателях, участниках референдума) предусмотрены статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Под адресом места жительства избирателя, участника референдума в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Из представленных подлинных подписных листов, исследованных в судебном заседании, усматривается следующее, что на лицевой стороне подписного листа № в строках №, на оборотной стороне подписного листа № строках №, на лицевой стороне подписного листа № в строках №, на оборотной стороне подписного листа № в строках №, на лицевой стороне подписного листа № в строках № имеются исправления в адресах места жительства избирателей в наименовании субъекта Российской Федерации такие как сокращения «МО» исправленные на «Московская область» путем зачеркивания сокращений «МО» и написания на лицевых и оборотных сторонах указанных подписных листов заверительной надписи следующего содержания: « * - Московская область Испр. верить», при этом на каждой из сторон вышеуказанных подписных листов имеется только одна заверительная надпись.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеуказанных норм права, суд приходит к выводу, что в нарушение п.7 ч.14 ст.30 Закона Московской области №46/2013-ОЗ, вышеуказанные исправления в подписных листах № (строки: №), № (строки: №), № (строка №) нельзя признать специально оговоренными, так как на каждой из сторон вышеуказанных подписных листов содержится только одна заверительная надпись, вместе с тем данные заверительные надписи должны соответствовать количеству строк, содержащих названные исправления. Кроме того, отсутствует расшифровка подписи лица, сделавшего данные заверительные надписи.
При этом, из ведомости проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы городского округа Звенигород Московской области усматривается, что Рабочая группа по проверке подписей в дополнение к учтенным недействительным подписям избирателей не признала недействительной еще одну подпись избирателя в подписном листе № (оборотная сторона), в которой содержится неоговоренное исправление.
Наряду с изложенным, суд не может согласиться с решением ТИК о признании подписи избирателя в строке № в подписном листе № недействительной по основаниям п.7 ч.14 ст.30 Закона Московской области №46/2013-ОЗ, поскольку в указанной строке неоговоренных исправлений не имеется, что не оспаривали стороны.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости признания подписи избирателя в сроке № в подписном листе № действительной.
Таким образом, суд приходит к выводу, что на основании п. 7 ч. 14 ст. 30 закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области в связи с наличием неоговоренных исправлений в соответствующих подписям избирателей сведениях, а именно в адресах места жительства избирателей в наименовании субъекта Российской Федерации подлежат признанию недействительными 12 подписей избирателей (1+3+2+5+1).
Решением ТИК города Звенигород № от Дата обезличена признана недействительной подпись избирателя в строке № в подписном листе № на основании п.7 ч.14 ст.30 Закона Московской области №46/2013-ОЗ.
Исследовав указанный подписной лист и подпись избирателя в строке № в подписном листе №, суд усматривает, что в данной строке № указанного подписного листа имеется неоговоренное исправление в номере паспорта избирателя, в связи с чем суд приходит к выводу, что подпись избирателя, содержащаяся в строке № подписного листа № также подлежит признанию недействительной на основании п. 7 ч. 14 ст. 30 закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области».
Кроме того на подписном листе № в строке № и в подписном листе № в строке № имеются неоговоренные исправления в адресе места жительства избирателя (дописка слова «Звенигород»).
В судебном заседании Р. подтвердил, что в строке № подписного листа № слово «Звенигород» в адресе места жительства избирателя им было дописано слово «Звенигород».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что подписи избирателей, содержащиеся в указанных строках соответствующих подписных листов также подлежат признанию недействительными на основании п. 7 ч. 14 ст. 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области».
Также в подписном листе № в строке № допущены исправления в дате внесения подписи избирателя в подписной лист, которое специально не оговорено избирателем, а именно в сегменте даты «год» имеется исправление, допускающее двоякое прочтение как «Дата обезличена» либо «Дата обезличена». В связи с указанным обстоятельством, суд приходит к выводу о недействительности данной подписи на основании пункта 6 части 14 статьи 30 Закона Московской области от 04.06.2013 N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области".
Исследовав представленные подписные листы судом установлено, что в подписном листе № имеются неоговоренные исправления в коде подразделения органа, выдавшего паспорт лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, а именно исправлена последняя цифра кода подразделения паспорта сборщика подписей, при таких обстоятельствах подписи № в подписном листе № нельзя признать действительными также в силу п.8 ч.14 ст.30 Закона Московской области №46/2013-ОЗ.
В подписном листе № в дате выдачи паспорта лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, имеется неоговоренное исправление, а именно исправлена дата месяца выдачи паспорта с «Дата обезличена» на «Дата обезличена». В связи с указанным обстоятельством, суд приходит к выводу о недействительности подписей в строках № указанного подписного листа на основании п. 8 ч. 14 ст. 30 закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области».
Однако подписи в подписном листе № в строках № и подписном листе № в строках № не подлежат повторному (двойному) учету, поскольку подписи в данных листах выше уже были квалифицированы в качестве недействительных по иным основаниям.
Таким образом, количество представленных Р. в ТИК действительных и достоверных подписей 54 (82-28=54), что является менее необходимого количества подписей, а именно 75 подписей, для регистрации заявителя кандидатом на должность Главы муниципального образования городского округа Звенигород Московской области.
Кроме того, в нарушение абз. 2 ч. 1 ст. 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» одновременно с представлением иных документов для его регистрации кандидатом на должность Главы городского округа Звенигород Р. в избирательную комиссию города Звенигород не было представлено письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми документами, что не оспаривалось заявителем.
С учетом указанного обстоятельства суд приходит к выводу, что отсутствие указанного документа в Территориальной избирательной комиссии г. Звенигород на день предшествующий дню рассмотрения вопроса о регистрации кандидата Р. в соответствии с п. 4 ч. 24 ст. 30 Закон Московской области от 04.06.2013 N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области"является самостоятельным основанием для отказа последнему в регистрации в качестве кандидата на должность Главы городского округа Звенигород Московской области.
С учетом изложенного, исходя из анализа названных норм, представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что решение ТИК города Звенигород «Об отказе в регистрации кандидатом на должность Главы городского округа Звенигород Московской области Р., выдвинутого в порядке самовыдвижения» правомерно и обосновано, поскольку имелись основания для отказа в регистрации в соответствии с положениями Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области», Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", соответственно в удовлетворении заявленных Р. требований следует отказать.
Довод заявителя о том, что избирательной комиссией была нарушена процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, право кандидата Р. на присутствие при проведении избирательной комиссией проверки подписных листов и на своевременное получение копий соответствующих документов, не может повлечь отмену решения ТИК городского округа Звенигород Московской области от Дата обезличена № «Об отказе в регистрации Р. кандидатом на должность Главы муниципального образования городского округа Звенигород Московской области», поскольку общее число действительных и достоверных подписей (54) все равно недостаточно для регистрации заявителя кандидатом на должность Главы муниципального образования городского округа Звенигород Московской области, а также имеет место самостоятельное основание для отказа в регистрации, в связи с не предоставлением Р. в установленный срок в ТИК письменного уведомления о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми документами.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Р. о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии города Звенигород Московской области от Дата обезличена № «Об отказе в регистрации кандидатом на должность Главы городского округа Звенигород Московской области Р., выдвинутого в порядке самовыдвижения», обязании произвести регистрацию кандидатом – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Звенигородский городской суд в течение пяти дней с момента его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Солодова А.А.
Мотивированное решение изготовлено и подписано 04 апреля 2014 года.