Судья Ерохова Л.А. |
№12-25/2019 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
28 марта 2019 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу временно исполняющего обязанности руководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Карелия на постановление судьи Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 10 января 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Медвежьегорская центральная районная больница»,
установил:
постановлением судьи Медвежьегорского районного суда РК от 10 января 2019 г. ГБУЗ РК «Медвежьегорская ЦРБ» на основании ст.2.9 КоАП РФ было освобождено от административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, в связи с малозначительностью выявленного противоправного деяния и правонарушителю объявлено устное замечание.
В поданной в вышестоящий суд жалобе на постановление судьи временно исполняющая обязанности руководителя территориального органа Росздравнадзора по Республике Карелия фио2 просит его отменить и возвратить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, мотивируя свои доводы отсутствием с учетом характера совершенного деяния и роли правонарушителя правовых оснований для признания малозначительным правонарушения, посягающего на установленный порядок управления.
Заслушав объяснения должностного лица и представителя административного органа фио1 и фио3, поддержавших доводы жалобы, защитника привлекаемого лица фио4, возражавшей по доводам жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 3 ст.19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Исходя из примечания к этой статье, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности).
В соответствии с положениями ч.2 ст.58 Федерального закона от 12.04.2010
№61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Требования к помещениям для хранения лекарственных средств для медицинского применения, условиям хранения указанных лекарственных средств, в том числе медицинскими организациями, осуществляющими деятельность при обращении лекарственных средств и имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, установлены в Правилах хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 № 706н.
Исходя из положений пп.18, 47 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011
№99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», фармацевтическая деятельность, а также деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежат лицензированию.
Согласно п.6 Положения «О лицензировании фармацевтической деятельности», утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 №1081, грубым нарушением лицензионных требований признается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных п.5 настоящего Положения.
В пп.5, 6 Положения «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений», утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 №1085, установлены требования к лицензиату, осуществляющему данные виды деятельности. Под грубым нарушением лицензионных требований в указанной сфере понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подп.«а» - «р», «т» - «у», «х» и «ц» п.5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, предусмотренные ч.11 ст.19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Пунктом 10 Правил перевозки наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации, а также оформления необходимых для этого документов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 №449 (далее - Правила перевозки), установлено требование о необходимости составления акта опечатывания (пломбирования) наркотических средств и психотропных веществ.
Исследование материалов дела показало, что в период с 12 ноября по 04 декабря 2018 г. должностными лицами территориального органа Росздравнадзора по Республике Карелия на основании приказа от 01 ноября 2018 г. №199-пр проведена плановая выездная комплексная проверка деятельности ГБУЗ РК «Медвежьегорская ЦРБ» по адресам: Республика Карелия, (.....); (.....).
В ходе проведения проверки были установлены нарушения требований подп.«з» п.5 Положения «О лицензировании фармацевтической деятельности», подп.«в», «е», «ж», «з», «т» п.5 Положения «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений», подп.2 п.10 Правил перевозки, пп.3, 6, 10, 33 Правил хранения лекарственных средств, а также нарушения иных норм специального законодательства.
Обстоятельства допущенных лицензиатом многочисленных нарушений нашли подробное отражение в акте проверки от 04 декабря 2018 г., а также протоколе об административном правонарушении, составленном уполномоченным должностным лицом по факту совершения лечебным учреждением противоправного деяния, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, который с другими материалами дела был передан на рассмотрение по подведомственности в Медвежьегорский районный суд РК.
С учетом анализа приведенных законодательных и нормативных правовых актов в затронутой сфере применительно к установленным по делу обстоятельствам судья пришел к правильному выводу о наличии в рассматриваемом случае квалифицирующих признаков состава вменяемого юридическому лицу административного правонарушения.
Вместе с этим при принятии постановления судья посчитал, что имеется правовая возможность для освобождения правонарушителя от административной ответственности по основанию, предусмотренному ст.2.9 КоАП РФ.
Исходя из положений п.21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
То есть при определении малозначительности правонарушения необходимо учитывать объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и роль правонарушителя, другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния, и отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношениям или их существенного нарушения.
При этом особенности материального (экономического) статуса юридического лица либо его постделиктное поведение, в том числе устранение возникших негативных последствий, учитываются субъектами административной юрисдикции при назначении наказания в качестве смягчающих ответственность обстоятельств.
С учетом характера совершенного деяния, посягающего на отношения, объектом которых является установленный порядок управления, применительно к приведенному разъяснению органа высшей судебной власти, в соответствии с которым институт освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения ориентирован в системе действующего правового регулирования исключительно на правоприменительную оценку самого правонарушения, изложенные в жалобе доводы должностного лица заслуживают внимание.
Вместе с тем, поскольку на момент пересмотра судебного акта срок давности привлечения к административной ответственности истек, что исключает возможность ухудшения положения юридического лица, освобожденного в судебном порядке от административной ответственности по основанию, предусмотренному ст.2.9 КоАП РФ, постановление судьи подлежит оставлению без изменения, жалоба должностного лица - без удовлетворения.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от
10 января 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Медвежьегорская центральная районная больница» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья |
Н.А.Колбасова |