Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2827/2022 ~ М-2042/2022 от 12.05.2022

Гражданское дело № 2-2827/2022

УИД: 68RS0001-01-2022-003033-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2022 года                 г.Тамбов, ул.Советская, 191

Октябрьский районный суд г.Тамбова в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.В.

при секретаре Аракелян А.А.

с участием истца Поповой Г.В., представителя истца по доверенности Лакоценко С.О. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), представителя ответчика по доверенности Шапкиной И.Ю. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ ),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Поповой Галины Васильевны к управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о признании незаконным отказа и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Попова Г.В. обратилась в суд с иском к управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о признании незаконным Приказа от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и возложении обязанности включить в указанный список.

Мотивировала исковые требования тем, что поскольку ее родители были лишены родительским прав, то истец вместе с братьями и сестрами были направлены в детприемник-распределитель на основании решения Исполнительного комитета <данные изъяты> районного Совета народных депутатов Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ «О направлении детей в детское воспитательное учреждение». С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец воспитывалась в <данные изъяты> детском доме <адрес>, имела социальный статус сироты и находилась на полном государственном обеспечении. После выпуска из детского дома с ДД.ММ.ГГГГ. обучалась в ПТУ <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку очереди «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». В настоящее время с семьей из трех человек, истец, супруг и сын, проживают в муниципальном жилом помещении, предоставленном истцу по месту работы. Какого-либо жилого помещения на праве собственности не имеет. В феврале 2022 с целью реализации права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения истец обратилась к ответчику с соответствующим заявлением. Однако на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, со ссылкой на то обстоятельство, что не представлены доказательства, что истец не была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и не обратилась в управлении до достижения 23-х летнего возраста. С отказом ответчика истец не согласна, поскольку действующим законодательством предусмотрена возможность включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях, либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями. Кроме того, в качестве приложений к заявлению о включении в Список были приложены справка из детского дома о нахождении на полном гособеспечении в качестве сироты, справка из жилищного комитета администрации г. Тамбова о том, что истец состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку очереди «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Попова Г.В. и ее представитель Лакоценко С.О. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области по доверенности Шапкина И.Ю. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, согласно которым учетное дело Поповой Г.В. до достижения ею 23-х лет в управление не поступало, в вышеуказанном списке она не состоит, на момент подачи искового заявления достигла возраста 49 лет. По достижении возраста 23 лет, Попова Г.В. уже не может рассматриваться в качестве лица, имеющего право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как она утратила свой статус «лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Кроме того, истцом не указаны конкретные причины и обстоятельства, которые подтверждают уважительность несвоевременного обращения для признания ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения и включении в список, а именно, не представлены доказательства, что она не была поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и не обратилась в управление с целью включения в список по уважительным причинам до достижения 23-х летнего возраста.

Третьи лица администрация г.Тамбова и Управление градостроительства и архитектуры Тамбовской области надлежащим образом уведомленные о рассмотрении дела, представителей в судебное заседание не направили.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и доказательства в их совокупности, приходит к следующему выводу.

Частью 3 статьи 40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

По пункту 2 статьи 37 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 28 марта 1998 года N 45-ФЗ) право на внеочередное предоставление жилых помещений предоставлялось детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Кроме этого, с принятием Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" вопросы обеспечения рассматриваемой категории граждан жилыми помещениями регулируется этим законом.

Согласно абз.4 ст.1 Федерального закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

В соответствии со ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет (а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия) по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 2, 3 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ).

Аналогичная норма содержится в ст.6 Закона области от 23.07.2010 №682-3 «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с п.3.3 Постановления администрации Тамбовской области от 28 мая 2020 г. N 434 "Об обеспечении прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на жилые помещения" жилые помещения предоставляются детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот в соответствии со списком детей-сирот и Детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, (далее - Список) и письменным заявлением детей-сирот и лиц из числа детей-сирот.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 г. № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте РФ по новому месту жительства (далее - Правила).

В соответствии с п. 3 Правил лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством РФ имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

В соответствии с п.п. «г» п. 4 Правил к лицам, имеющим право на подачу заявления о включении в список отнесены лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

Судом установлено, что Приказом от ДД.ММ.ГГГГ управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области Поповой Г.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, со ссылкой на не представление доказательств, что истец не была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и не обратилась в управлении до достижения 23-х летнего возраста.

Как следует из материалов дела, на основании решения <данные изъяты> районного народного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ родители истца Поповой Г.В. – ФИО5 и ФИО6 были лишены родительских прав.

Решением Исполнительного комитета <данные изъяты> районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О направлении детей в детское воспитательное учреждение» истец была направлена в детприемник-распределитель.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Попова Г.В. воспитывалась в <данные изъяты> детском доме <адрес>, имела социальный статус сироты и находилась на полном государственном обеспечении, что подтверждается справкой из <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ .

На основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Попова Г.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку очереди «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

Согласно ответу жилищного комитета администрации г.Тамбова от ДД.ММ.ГГГГ истец Попова Г.В. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку очереди «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» с ДД.ММ.ГГГГ под .

Также судом установлено, что истец неоднократно в период с 2007 по 2019 обращалась в различные государственные и муниципальные органы по вопросу обеспечения ее жилым помещением по списку очереди «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

При этом как следует из ответов управления труда и социального развития Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ и управления социального развития Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ выполнявших в различные годы функцию по обеспечению жилыми помещения лиц, относившихся к категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», истцу было рекомендовано по вопросу предоставления жилого помещения обращаться в администрацию города, где она состоит на очереди.

Между тем, Постановлением Администрации Тамбовской области от 28 апреля 2007 г. N 451 "Об утверждении единой очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в получении жилых помещений" (признано утратившим силу Постановлением администрации Тамбовской области от 08.07.2011 года N 816) утверждена единая очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, Органам местного самоуправления рекомендовано предоставлять в управление труда и социального развития области качественно сформированные учетные дела детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для постановки в единую очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.

В соответствии с Постановлением администрации Тамбовской области от 9 июня 2011 г. N 621 утвержден Порядок обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью или предоставления данным лицам социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в соответствии с которым Управление образования и науки области обязано представлять в Управление труда и социального развития области сведения о лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилой площади или социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязано представлять учетные дела и вести Регистр таких детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании Регистров муниципальных образований.

С учетом изложенного, администрация г.Тамбова была обязана проинформировать Управление образования и науки о наличии у истицы прав на получение мер социальной поддержки, сформировать и передать учетное дело Поповой Г.В. в соответствующий орган.

Как установлено судом, учетное дело в отношении Поповой Г.В. администрацией г.Тамбова в управление не передавалось.

В настоящее время жилым помещением Попова Г.В. не обеспечена.

Таким образом, учитывая, что Попова Г.В. до настоящего времени не обеспечена жилым помещением, а отсутствие учетного дела в управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области является не виной истца, а следствием ненадлежащего исполнения своих обязанностей органами местного самоуправления. Исходя из того, что истица предпринимала меры к обеспечению ее жилым помещением, о чем свидетельствует ее многочисленные обращения. Учитывая также, что Попова Г.В. является нуждающимся в жилом помещении, а достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к категории, которой относится Попова Г.В. возраста 23 лет, не может служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на предоставление жилья, которое не было им получено в период до достижения возраста 23 лет по указанным выше причинам, суд приходит к выводу, что Приказ от ДД.ММ.ГГГГ управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области об отказе Поповой Г.В. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями является незаконным и подлежит отмене, а истец включению в список детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Поповой Галины Васильевны удовлетворить.

Признать незаконным Приказ от ДД.ММ.ГГГГ управления социальной защиты и семейной политики <адрес> () об отказе Поповой Галине Васильевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт , во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Возложить обязанность на управление социальной защиты и семейной политики <адрес> ( ) включить Попову Галину Васильевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Октябрьский районный суд г.Тамбова в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 05.10.2022

Судья Е.В. Попова

2-2827/2022 ~ М-2042/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Попова Галина Васильевна
Ответчики
Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области
Другие
Управление градостроительства и архитектуры Тамбовской области
Администрация г.Тамбова
Суд
Октябрьский районный суд г. Тамбова
Судья
Попова Екатерина Вячеславовна
Дело на сайте суда
sud23--tmb.sudrf.ru
12.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.05.2022Передача материалов судье
16.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.05.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.06.2022Предварительное судебное заседание
02.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.07.2022Судебное заседание
02.08.2022Судебное заседание
29.09.2022Судебное заседание
05.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2022Дело оформлено
26.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее