УИД 39RS0016-01-2023-000222-50
Дело № 2-254/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 июля 2023 г. г. Неман
Неманский городской суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Киячко А.С.
при секретаре Груздовой Н.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области к Неманскому городскому муниципальному унитарному предприятию «Водоканал», о признании незаконным и понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства Неманское городское муниципальное унитарное предприятие «Водоканал», третье лицо администрация Неманского муниципального округа Калининградской области,
УСТАНОВИЛ:
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области обратилось с названным выше исковым заявлением, в обоснование которого указало на то, что в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в соответствии с пунктом 6 статьи 5 Устава муниципального образования «Неманский муниципальный округ Калининградской области», организация водоснабжения населения, относится к полномочиям администрации Неманского муниципального округа Калининградской области.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях», администрация, как собственник имущества унитарного предприятия, в отношении указанного предприятия, в том числе, утверждает устав унитарного предприятия; дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение сделок; осуществляет контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества.
Как собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, администрация решает вопросы и осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
В соответствии с пунктом 2.2.1 Устава, утвержденного постановлением администрации Неманского муниципального района № 794 от 31 августа 2011 года, предметом, целью и видами деятельности предприятия НГ МУП «Водоканал» является оказание платных услуг населению и юридическим лицам по водоснабжению и эксплуатации, проведение текущего и капитального ремонта объектов водоснабжения и водоотведения, принадлежащих предприятию.
Согласно статье 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»:
1. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
2. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно статье 32 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукций, работ и услуг.
Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 года № 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды» производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды, которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительно власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Программа производственного контроля утверждается на срок не более 5 лет.
Программа производственного контроля НГ МУП «Водоканал» разработана и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в августе 2015 года. В настоящее время необходима актуализация программы с учетом внесения изменений в нормативные документы и истечением более 5 лет с момента разработки.
3 февраля 2023 года начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Калининградской области в Неманском, Славском районах и г. Советске, главным государственным санитарным врачом по Неманскому, Славскому районам и г. Советску в рамках полномочий, в адрес директора НГ МУП «Водоканал» направлен запрос о предоставлении документированной информации по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно информация о результатах производственного контроля качества питьевой воды, количество отобранных и исследованных проб на микробиологические, вирусологические, физико-химические показатели с указанием точек отбора и результатов анализа за истекший период 2022-2023 годов в разбивке по населенным пунктам.
Согласно обратной информации директора НГ МУП «Водоканал» в хозяйственном ведении предприятия на территории г. Немана находятся следующие объекты водоснабжения: артезианские скважины № 3 (берег реки Неман), №4 (берег реки Неман), №7 (ул. Кленовая), №8 и №8 а (ул. Луговая),№9 (ул. Липовая), №10 (ул. Победы, д. 16),№11 и№ 12 (ул. Победы, д. 148), №14 и№ 15 (ул. Выгонная), водонасосная станция 1-го и 2-го подъёма (ул. Победы, д. 89), водонапорная башня (ул. Победы, д. 86), распределительные сети.
На территории сельских поселений Неманского муниципального округа: артезианские скважины пос. Дубки №1, пос. Дубки №2, пос. Акулово, пос. Котельниково, пос. Мичуринский, пос. Ракитино, пос. Ветрово, х Искра, пос. Артёмовка, пос. Красное Село, пос. Лесное, пос. Лесное В/Ч, пос. Госино, пос. Большое Село, пос.Гривино, пос. Забродино, пос. Каштановка, пос. Волочаево, пос. Лунино, пос. Маломожайское, пос. Ульяново №1, пос. Ульяново №2, пос. Шмелево; распределительные сети пос. Дубки, пос. Акулово, пос. Котельниково, нос. Мичуринский, пос. Ракитино, пос. Ветрово, пос. Искра, пос. Артёмовка, пос. Красное Село, пос. Лесное, пос. Лесное В/Ч, пос. Горино, пос. Большое Село, пос. Ггнвино, пос. Забродино, пос. Каштановка, пос. Волочаево, пос. Лунино, пос. Маломожайское, пос. Ульяново, пос. Шмелево.
Согласно программе производственного контроля и приложения 2, 4 СанПиН I. 3684-21 в течении года в местах водозабора, перед поступлением в г определительную сеть должно быть отобрано на микробиологические и физико-химические показатели 140 проб, в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети на микробиологические показатели 384 пробы, на физико-химические показатели 420 проб. В населенном пункте с населением 10 до 20 тыс. (г. Неман) необходимо отбирать не менее 170 проб воды в год, в населенном пункте с населением до 10 (сельские поселения Неманского муниципального района) не менее 28 проб в год.
Фактически за 2022 отобрана 41 проба на микробиологические показатели и 21 проба на физико-химические показатели.
За период 2022-2023 года предприятием проводился производственный контроль качества воды по следующим населенным пунктам:
г. Неман, отобрана 31 проба воды на микробиологические и 12 физико- одические исследования;
Неманский район, пос. Маломожайское, отобрана 1 проба воды на микробиологические и 1 физико-химические исследования;
Неманский район, пос. Лунино, отобрана 1 проба воды на микробиологические и 1 физико-химические исследования;
Неманский район, пос. Ульяново, отобраны 2 пробы воды на микробиологические и 2 физико-химические исследования;
Неманский район, пос. Акулово, отобрана 1 проба воды на микробиологические и 1 физико-химические исследования;
Неманский район, пос. Ракитино, отобрана 1 проба воды на микробиологические и 1 физико-химические исследования;
Неманский район, пос. Лесное, отобрана 1 проба воды на микробиологические и 1 физико-химические исследования;
Неманский район, пос. Большое село, отобраны 3 пробы воды на микробиологические и 1 физико-химические исследования;
Неманский район, пос. Мичуринский, отобраны 2 пробы воды на микробиологические и 1 физико-химические исследования;
Неманский район, пос. Дубки, отобраны 3 пробы воды на микробиологические и 1 физико-химические исследования.
Неманский район, пос. Котельниково, отобрана 1 проба воды на микробиологические исследования.
Производственный контроль качества питьевой воды в 2022 году подаваемой населению поселков: Ветрово, Искра, Артёмовка, Красное Село, Лесное В/Ч, Горино, Гривино, Забродино, Канггановка, Волочаево, Шмелево; распределительные сети поселков: Дубки, Акулово, Котельниково, Мичуринский, Ракитино, Ветрово, Искра, Чгтёмовка, Красное Село, Лесное, Лесное В/Ч, Горино, Гривино, Забродино, Ганновка, Волочаево, Ульяново, Шмелево, Неманского района Калининградской области не проводился.
Лабораторные исследования качества питьевой воды во всех населенных пунктах, получающих услугу по холодному водоснабжению от НГ МУП «Водоканал» в апреле, мае, сентябре, октябре, ноябре, декабре 2022 и январе 2023 не проводились.
Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
В случае если по результатам федерального государственного санитарно- эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.
Органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет") сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.
В случае существенного ухудшения качества питьевой воды, выявленного по результатам исследований в процессе федерального государственного санитарно- эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды, орган местного самоуправления обязан проинформировать об этом население в средствах массовой информации, в том числе разместить соответствующую информацию на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте объекта Российской Федерации в сети «Интернет»).
Исходя из изложенного, отсутствие постоянного в течение года производственного контроля качества воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети в соответствии с программой производственного контроля и приложения 2,4 СанПиН 2.1.3684-21 не позволяет провести оценку качества питьевой воды, подаваемой населению, что создает угрозу возникновения и распространения инфекционных и (или) массовых неинфекционных заболеваний неопределённого круга лиц, пользующимися услугами НГ МУП «Водоканал» по холодному водоснабжению. Население не получает полной и достоверной информации от органов местного самоуправления о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием театрализованных систем водоснабжения, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов, а также не позволяет органам честного самоуправления своевременно установить возможные случаи существенного ухудшения качества питьевой воды, и проинформировать об этом население в средствах массовой информации, в том числе разместить соответствующую информацию на официальном сайте муниципального сования в сети «Интернет».
Таким образом, сам факт отсутствия постоянного в течении года производственного контроля качества воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети в соответствии с рабочей программой не позволяет своевременно установить факты несоответствия питьевой воды установленным требованиям и принять своевременные меры по выявлению и устранению причин ухудшения качества питьевой воды, что создает с угрозу для жизни и здоровья людей. Действия ответчиков, в данном случае, считаются противоправными и должны быть прекращены, при этом, ответчиками должны быть приняты меры по проведению постоянного в течении года производственного контроля качества воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети в соответствии с рабочей программой.
На основании изложенного, с учетом уточнений исковых требований истец просит суд признать действия НГ МУП «Водоканал», выразившееся в отсутствии постоянного в течение года производственного контроля качества воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети в соответствии с программой производственного контроля и приложением 2,4 СанПиН 2.1.3684-21 противоправными; обязать НГ МУП «Водоканал» актуализировать программу производственного контроля качества воды в соответствии с действующим законодательством, согласовать программу с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; обязать НГ МУП «Водоканал» устранить нарушение обязательных требований санитарного законодательства, обеспечив постоянный контроль качества воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети в соответствии с программой производственного контроля и приложением 2,4 СанПиН 2.1.3684-21 в целях своевременного выявления и устранения причин ухудшения качества питьевой воды подаваемо населению г. Немана, пос. Дубки, пос. Акулово, по. Котельниково, пос. Мичуринский, пос. Ракитино, пос. Ветрово, пос. Искра, пос. Артёмовка, пос. Красное Село, пос. Лесное, пос. Лесное В/Ч, пос. Горино, пос. Большое Село, пос. Гривино, пос. Забродино, пос. Каштановка, пос. Волочаево, пос. Лунино, пос. Маломожайское, пос. Ульяново, пос. Шмелево Неманского района через централизованную систему питьевого водоснабжения.
В судебное заседание представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области по доверенности Гоев В.Ю. не явился, ранее исковые требования с учетом уточнений поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.
НГ МУП «Водоканал» в судебное заседание не явился, представил суду заявление, в котором просил рассмотрение гражданское дело без его участия, исковые требования с учетом уточнений признал в полном объеме. Последствия признания иска, регламентированные статьями 39,173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ясны и понятны.
Третье лицо администрация МО «Неманский муниципальный округ», действующая без самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Исследовав доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области с учетом уточнений подлежат удовлетворению в полном объеме.
Рассмотрев заявление ответчика НГ МУП «Водоканал» о признании иска с учетом уточнений в полном объёме, суд считает возможным принять признание иска, так как это не противоречит закону и не нарушает права третьих лиц, а также судом не установлено признаков злоупотребления правом.
В связи с принятием судом признания иска ответчиком в полном объёме, в соответствии с требованиями пунктом 4.1 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд не мотивирует решение.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области удовлетворить.
Признать действия НГ МУП «Водоканал», выразившееся в отсутствии постоянного в течение года производственного контроля качества воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети в соответствии с программой производственного контроля и приложением 2,4 СанПиН 2.1.3684-21 противоправными.
Обязать НГ МУП «Водоканал» актуализировать программу производственного контроля качества воды в соответствии с действующим законодательством, согласовать программу с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Обязать НГ МУП «Водоканал» устранить нарушение обязательных требований санитарного законодательства, обеспечив постоянный контроль качества воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети в соответствии с программой производственного контроля и приложением 2,4 СанПиН 2.1.3684-21 в целях своевременного выявления и устранения причин ухудшения качества питьевой воды подаваемо населению г. Немана, пос. Дубки, пос. Акулово, по. Котельниково, пос. Мичуринский, пос. Ракитино, пос. Ветрово, пос. Искра, пос. Артёмовка, пос. Красное Село, пос. Лесное, пос. Лесное В/Ч, пос. Горино, пос. Большое Село, пос. Гривино, пос. Забродино, пос. Каштановка, пос. Волочаево, пос. Лунино, пос. Маломожайское, пос. Ульяново, пос. Шмелево Неманского района через централизованную систему питьевого водоснабжения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Неманский городской суд Калининградской области в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения.
Судья Киячко А.С.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.